Кабардинка - ТРУДНЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ

Кабардинка - ТРУДНЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
5 933
0
В 1948—1950 годах в работе ансамбля наблюдалась некоторая нестабильность. Вывали заметные положительные сдвиги, а иногда и спады, вплоть до критического положения. Свою концертную деятельность на 1948 год коллектив ансамбля планировал с ориентиром на обслуживание населения Пальчика и районов республики. Но административное руководство не проявило должной оперативности в работе, что сказалось на производственно фипапеовых показателях за 1948 год. Годовой план бил выполнен но концертам на 94,6 процента, по обслуживанию зрителей — на 55,8, а но доходам от концертов только на 32 процента. С начала 1949 года художественное руководство ансамбля стало более настойчиво стремиться к тому, чтобы как можно активнее привлечь местных поэтов и композиторов к работе по созданию вокальных произведений на современные темы. Благодаря этим
В 1948—1950 годах в работе ансамбля наблюдалась некоторая нестабильность. Вывали заметные положительные сдвиги, а иногда и спады, вплоть до критического положения. Свою концертную деятельность на 1948 год коллектив ансамбля планировал с ориентиром на обслуживание населения Пальчика и районов республики. Но административное руководство не проявило должной оперативности в работе, что сказалось на производственно фипапеовых показателях за 1948 год. Годовой план бил выполнен но концертам на 94,6 процента, по обслуживанию зрителей — на 55,8, а но доходам от концертов только на 32 процента. С начала 1949 года художественное руководство ансамбля стало более настойчиво стремиться к тому, чтобы как можно активнее привлечь местных поэтов и композиторов к работе по созданию вокальных произведений на современные темы. Благодаря этим усилиям удалось получить ряд произведений, которые и были включены в репертуар хора.
Коллектив готовился отметить в феврале 1949 года десятилетие со дня организации Кабардинского государственного хора. К юбилейным дням в репертуаре хора появились новые современные произведения: «Песня о Карданове Кубати» А. Кирякина на слова X. Балова, современная кабардинская народная песня «Самолеты» в обработке компооптора Т. Шейблера, «Орлиное племя» (о горняках-шахтерах Тырныауза) А. Покровского на слова Н. Столярова, «Трудовая колхозная» М. Балова на слова X. Хавпачева, «Памяти поэта» (об Али Шогенцукове, основоположнике кабардинской поэзии), «Кабардинская колы¬бельная» М. Балова на слова А. Кешокова и другие. В репертуар хора вошли и народные песни: кабардинская народная героическая песня «Уазы Мурат» в обработке композитора А. Авраамова, кабардинская народная лири-ческая песня «Нафыца» в обработке А. Покровского. На-ряду с кабардинскими произведениями в репертуаре хора были и песни братских народов СССР, произведения советских композиторов и русских классиков.
В начале февраля 1949 года общественность республики отмечала десятилетие со дня организации Кабардинского государственного хора. Поздравляя коллектив с этой датой, руководство КАССР указывало, что «десятилетие хора является огромным событием в истории развития кабардинского искусства, национального по форме и социалистического но содержанию», и выражало ему пожелания «дальнейших успехов в творческом росте, в создании высококачественных, идейно-художественных произведений, воспитывающих наше поколение в духе любви и преданности Родине».
В адрес юбиляра поступили поздравительные телеграммы от многих учреждений, творческих организаций, от очдельных деятелей музыкальной культуры страны. Телеграммы прислали: Главное музыкальное управление при Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР, Генеральный секретарь Союза советских композиторов СССР, лауреат Государственной премии Тихон Хренников, Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР, профсссоры Московской государственной консерватории им. Чайковского Мухин и Сперанский, лауреат Государственной премии композитор Лев Кпиппер и другие. Композитор Сергей Ряузов часто встречался с хором по работе и, поздравляя этот замечательный коллектив с десятилетием, дал высокую оценку его творческой деятельности. «Для меня было истинной радостью творчески работать с Кабардинским ансамблем песни и пляски, где чутко, бережно кулыиьириотся образцы замечательного кабардинского народного творчества и активно пропагандируется советская музыка.
Ансамбль под художественным руководством Покровского достиг высокой художественной культуры исполнения, и я от всей души желаю дальнейших творческих успехов всему коллективу ансамбля».
Юбилейный концерт Кабардинского госансамбля песни и пляски состоялся в помещении госдрамтеатра и имел большой успех.
Вскоре в творческой деятельности коллектива произо-шло еще одно приятное событие. Экспедиция Государствен¬ной звукозаписи приехала из Москвы в Нальчик в первом полугодии 1949 года и записала ряд лучших номеров из концертной программы ансамбля.
В августе 1949 года ансамбль выехал из Нальчика в гастрольную поездку по ряду областей Российской Феде-рации. Он выступил перед жителями многих крупных центров России: Владимира, Горького, Кирова, Ижевска, Перьми, Свердловска, Нижнего Тагила, Кировограда. По¬ездка прошла успешно. Повсюду концерты ансамбля пользовались большим успехом. Об этом говорят некото¬рые отзывы. Майор Советской Армии Белых из Нижнего Тагила писал:
«Мы, советские воины, выносим искреннюю благодар-ность артистам Кабардинского ансамбля песни и пляски за концерт, организованный для нас.
С большим удовольствием воины-уральцы прослушали в исполнении хорового коллектива кабардинские народные песни. Всеобщее восхищение зрителей вызвали искусно исполненные национальные танцы «Кафа», «Джигит», «Та-нец колхозных бригадиров» и другие». Депутат городского совета Кировограда, председатели, правления городского Дворца культуры Мельников, выражая мнение трудящихся города, в своем письме отмечал: «В культурной жизни юрода гастроли Кабардинского ансамбля явились боль¬шим праздничным событием. Народные песий Кабарды, исполненные хором ансамбля, вызвали горячие аплоди¬сменты зрителей. Многие из песен по просьбе публики повторялись. Жизнерадостные, полные задора и лихости кабардинские пляски вызывали всеобщий восторг».
Итоги поездки коллектива оказались во всех отноше-ниях положительными. Производственно-финансовый план па 1949 год был выполнен: по концертам на 112 процентов, но количеству обслуженных зрителей на 148,9 процента, по доходам от концертов больше чем на 100 процентов. Но эти успехи не только не закрепились в 1950году,но и был допущен опрсделспый спад. Гастроли ансамбля по городам-курортам Кавказской Минераловодскои группы, запла¬нированные в 1950 году на два месяца, длились всего 15 дней. Такая практика работы администрации ансамбля отразилась на настроении всего коллектива. Часто менялось административное руководство ансамбля, что тоже отрицательно сказывалось на настроении и ра¬ботоспособности не только рядовых работников, но и художественного руководителя А. М. Покровского. Он уже не работал с тем упорством и вдохновением, с каким трудился в первые годы самостоятельного существования хоровых коллективов и в первые годы работы хора в составе ансамбля. Отсутствие квалифицированного балет¬мейстера значительно мешало раскрытию творческих воз¬можностей каждого актера, особенно среди молодежи танцевальной группы. Обновление репертуара хора и тан¬цевальной группы происходило медленно и недостаточно эффективно, коллективу часто приходилось исполнять на концертах одни и те же песни и танцы, с которыми зрители давно были знакомы, поэтому его программа не вызывала у публики большого интереса.
Во время Великой Отечественной войны мужской со-став ансамбля резко сократился. В связи с этим в работе хоровой группы заметно ощущалось несоответствие между мужскими и женскими голосами. Эту проблему удалось решить лишь к концу 1950 года.
Несмотря на то, что актерский состав значительно был Обновлен, в коллективе не велась хорошо продуманная и четко налаженная систематическая творческая работа, хотя в ней остро нуждались почти все актеры, особенно новое пополнение. Отсутствие и коллективе такой работы явилось причиной того, что у многих актеров хора и танце¬вальной группы музыкальная культура и исполнительское мастерство находились не на должном уровне.
Творческое состояние коллектива вызывало законную тревогу и озабоченность у почитателей вокального и хорео¬графического искусства. Художественно-творческая и производственная деятельность ансамбля не раз подвергалась суровой, по вполне обоснованной и справедливой критике.
Т/рудные годы работы ансамбля, которые характеризо-вались большими перепадами в производственно-творче-ской деятельности, продолжались до конца 1950 года.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)