АНТРОПОЛОГИЯ «ОСТРОВА»

АНТРОПОЛОГИЯ «ОСТРОВА»
История
zara
Фото: Адыги.RU
18:27, 28 январь 2020
5 729
0
«Трудно исключить вероятность того, что экспансия протокавказского (протобаскского) населения была ни чем иным, как первой экспансией современного человека в Европу». Л.Л. Кавалли-Сфорца, П. Меноцци, А. Пьяцца. История и география человеческих генов (Принстон, 1994). Северо-Западный Кавказ — один из важнейших и древнейших центров человеческой цивилизации. Условия Северо-Западного Кавказа позволили очень рано перейти к производящему хозяйству, земледелию как таковому, скотоводству, садоводству, ремеслам. И здесь мы уже переходим к теме исторических и культурных черт самобытности региона. На всей территории Северного Причерноморья и Кавказа самой древней археологической культурой, как известно, является Майкопская культура III тыс. до н.э. И культура эта занимала аккуратно все пространство того черкесского «острова», культурные
АНТРОПОЛОГИЯ «ОСТРОВА»«Трудно исключить вероятность того, что экспансия протокавказского (протобаскского) населения была ни чем иным, как первой экспансией aiianiOMU4jBCKju современного человека в Европу».
Л.Л. Кавалли-Сфорца, П. Меноцци, А. Пьяцца. История и география человеческих генов (Принстон, 1994).
Северо-Западный Кавказ — один из важнейших и древнейших центров человеческой цивилизации. Условия Северо-Западного Кавказа позволили очень рано перейти к производящему хозяйству, земледелию как таковому, скотоводству, садоводству, ремеслам. И здесь мы уже переходим к теме исторических и культурных черт самобытности региона. На всей территории Северного Причерноморья и Кавказа самой древней археологической культурой, как известно, является Майкопская культура III тыс. до н.э. И культура эта занимала аккуратно все пространство того черкесского «острова», культурные границы которого всем хорошо знакомы по источникам последнего тысячелетия. «Эпицентр» Майкопской культуры локализуется в районе современного Майкопа
— это курган Ошад. Неслучайность Ошада подтверждают несколько более поздние «майкопские» курганы в районе станицы Новосвободной, расположенной здесь же. «Наиболее ранние металлические изделия,
— отмечают А.А.Иессен и Б.Е.Деген-Ковалевский, — известные нам на Кавказе, принадлежат к могильному инвентарю курганов типа Майкопского погребения 1897 г. и курганов близ станицы Новосвободной (б. Царской) 1898 г. Характерный для этих погребений комплекс металлических изделий встречен пока исключительно в западной части Предкавказья; в других частях Кавказа современных им памятников мы пока почти не знаем... Особого внимания как образцы развитой техники обработки металла заслуживают медные котлы и чаши из курганов в Майкопе и Новосвободной. Сосуды эти, среди которых некоторые имеют весьма значительные размеры, изготовлены путем проковки медного листа»50. Факты обильных находок медных изделий, изготовленных местными мастерами из местного сырья весьма искусно (15 медных предметов из Ошада, 33 медных предмета из дольмена под курганом №1 в Новосвободной, 12 предметов из кургана около Махошевской, а также медные изделия из кургана №2 Костромской станицы, из кургана №2 станицы Новосвободной; кургана №6 станицы Андрюковской; Псебай-ский курган, Тимашевский курган, Камен-номостский курган и т.д.) говорят о существовании единой этнической общности, заботящейся о воспроизводстве собственных форм культуры и обживающей пространство Северо-Западного Кавказа.
Именно существование Майкопской культуры, обладавшей высоким для своего времени уровнем знаний о металле, позволило Э.А.Спейзеру выстроить теорию, согласно которой древнейшая металлургия возникла на Северном Кавказе, откуда она распространилась на юг, дав в качестве своего деривата древнейшую культуру Элама (Сузы)51. Влияние Майкопа простиралось и значительно южнее Элама: сохранились изображения майкопских пса-лиев на шумерских печатях раннединасти-ческого периода. Майкопский предмет играл роль идеологического атрибута и являлся символом верховной власти в шу-мерском обществе (на рельефах майкопские псалии — в руках богини Нанны или Инанны-Иштар)52. Дж.П.Мэллори (Белфаст) отмечает мощное цивилизирующее воздействие Майкопской культуры на территорию Украины и делает вывод о том, что «майкопцы» явились ее первыми обитателями53. Таково было значение Северо-Западного Кавказа в истории становления цивилизации в регионе Кавказа, Северного Причерноморья и даже за их пределами.
Мы сразу, начиная с первой археологически установленной культуры, убеждаемся в правомерности выделения территории Северо-Западного Кавказа как совершенно определенного, самостоятельного центра развития и средоточения знаний о земле, почве, металлах, сельском хозяйстве. То есть, мы видим непреложный факт — Северо-Западный Кавказ являлся центром самобытной культуры и этноса, и никогда не был частью, филиалом или периферией другой культуры. Мы можем говорить о территории Северо-Западного Кавказа как об основном месте генезиса древних абха-зо-адыгов, хотя этот процесс затронул всю территорию Центрального и Южного Кавказа, а также область хаттской культуры в Малой Азии. Уже для периода III тыс. до н.э. мы можем говорить о Северо-Западном Кавказе как о черкесском-адыгском «острове» с ясно прорисовывавшимися культурными и этническими очертаниями. Племена Майкопской культуры уже давно и весьма основательно атрибутированы в научной литературе как протоабхазо-адыгские. И эта уверенность зиждется на древнейшей привязке понтийского-адыгс-кого антропологического типа именно к территории Северо-Западного Кавказа. Этот антропологический тип непрерывен на Северо-Западном Кавказе со времени энеолита до позднего средневековья, а дальнейшая непрерывность уже не является предметом дискуссии54.
За пределами Северо-Западного Кавказа нонтийский тип распространен в Кабарде и Абхазии, где он сильно трансформируется взаимодействием с так называемым кавкасионским антропологическим типом (для Кабарды это означает смешение с осетинами, чеченцами, дагестанцами; для Абхазии — с мингрелами, сванами, картвелами). Интересно, что ингуши в большинстве своем представлены «понтий-цами», что отражает факт их более тесного этнического взаимодействия с адыгами-кабардинцами. Такие же «понтийские» районы отмечены местами в Западной Грузии, у румын по Дунаю, в Восточной Европе. Мы рассматриваем эти факты как очевидные свидетельства миграций древних адыгов с территории своего «острова», являвшихся результатом его перенаселенности либо вовлечения отдельных групп адыгов в крупные перемещения сарматов, гуннов, готов, тюрок и др. этносов. Понтийский-адыгский антропологический тип есть следующая, вслед за цивилизационной важностью региона, черта самобытности Северо-Западного Кавказа.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)