ПЛЕМЕНА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫ

Культура
Адыгский язык относится к семье коренных кавказских языков и вместе с абхазским и убыхским образует самостоятельную абхазо-адыгскую языковую группу Северо-Западного Кавказа. Своеобразным санскритом для современных абхазо-адыгских языков является древнейший письменный язык Малой Азии – хаттский. Связь с хаттским языком означает восхождение процесса этногенеза адыгов к очень древней эпохе, быть может самой древней в истории цивилизации. По меньшей мере, это IV-III тыс. до н.э. Майкопская культура, таким образом, оказывается в орбите хаттской цивилизации либо являлась ее составной частью, пусть даже и периферийной. Ареал расселения древнейших хатто-абхазо-адыгских племен был очень обширен и простирался от Азовского моря до Средиземного.

В недрах Майкопской культуры возникло новое культурное направление – строительство мегалитических погребальных сооружений-дольменов. Именно в эпицентре этой культуры, на северном склоне Главного Кавказского хребта, на территории современных Майкопского, Хадыженского, Лабинского, Мостовского, Апшеронского районов «майкопцы» стали строить дольмены в качестве погребальных камер внутри своих курганов. С миграцией прото-басков на Западный Кавказ, которая не раз предполагалась учеными, появление первых дольменов не связано, на наш взгляд, по следующим причинам: 1) первый западнокавказский дольмен был построен около 2500 г. до н.э., т.е. тогда, когда в Пиренеях был построен последний дольмен; 2) дольмены басков очень примитивны на всем протяжении дольменного строительства в древней Басконии, тогда как абхазо-адыгские дольмены с самого начала сложны и тщательно обработаны; 3) антропологическая и этнолингвистическая преемственность населения Басконии и до, и во время, и после строительства дольменов очевидна. Столь же очевидна преемственность адыгского и абхазского населения к населению Северо-Западного Кавказа еще неолитической эпохи. Это показывает, что вопрос не в перемещении басков на Кавказ и не в столь же вероятном перемещении прото-кавказцев (т.е. прото-абхазо-адыгов) в Пиренеи, а в эволюции религиозных представлений наших предков. Тем более, что примерно такое же количество дольменов есть в Восточной Болгарии и значительные некрополи в Алжире, на Сицилии, Корсике, Сардинии, Португалии. Дольменная «мода» охватывает практически все Средиземноморье и выходит за его пределы. Племена, строившие дольмены, освоили Средиземное море как раз в середине III тыс. до н.э. Майкопский металл найден в дольменах Сицилии и Сардинии, что являетсмя точным свидетельством дальних морских экспедиций «майкопцев». Очень важным обстоятельством, свидетельствующим о том, что строительство дольменов никак не связано с внедрением иноэтничных коллективов, является полное отсутствие дольменов в хаттской Анатолии. Дольмены не спускаются южнее Очамчира и совершенно не сходят на плоскость Закубанья. Значит речь не идет о том, что границы дольменной культуры и есть территориальные границы абхазо-адыгского этногенеза на протяжении 1500 лет (от 2500 до 1000 г. до н.э.).
Самир Хотко
Ссылки по теме:
Фонд им. Х.М. Совмена передал в дар учреждениям культуры Адыгеи три единицы нового транспорта
В 2024 году более 2100 семей Адыгеи получили сертификаты на материнский капитал
Спортсменка из Адыгеи стала победительницей окружного первенства по боксу
Студотряды Адыгеи помогают ликвидировать последствия ЧС
В Адыгее приобрели 11 автомобилей для контроля семей с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей