Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » ПЛЕМЕНА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫ

ПЛЕМЕНА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫ

ПЛЕМЕНА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ  НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫ
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
03:48, 06 февраль 2020
6 501
0
Адыгский язык относится к семье коренных кавказских языков и вместе с абхазским и убыхским образует самостоятельную абхазо-адыгскую языковую группу Северо-Западного Кавказа. Своеобразным санскритом для современных абхазо-адыгских языков является древнейший письменный язык Малой Азии – хаттский. Связь с хаттским языком означает восхождение процесса этногенеза адыгов к очень древней эпохе, быть может самой древней в истории цивилизации. По меньшей мере, это IV-III тыс. до н.э. Майкопская культура, таким образом, оказывается в орбите хаттской цивилизации либо являлась ее составной частью, пусть даже и периферийной. Ареал расселения древнейших хатто-абхазо-адыгских племен был очень обширен и простирался от Азовского моря до Средиземного.
ПЛЕМЕНА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ  НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДЫАдыгский язык относится к семье коренных кавказских языков и вместе с абхазским и убыхским образует самостоятельную абхазо-адыгскую языковую группу Северо-Западного Кавказа. Своеобразным санскритом для современных абхазо-адыгских языков является древнейший письменный язык Малой Азии – хаттский. Связь с хаттским языком означает восхождение процесса этногенеза адыгов к очень древней эпохе, быть может самой древней в истории цивилизации. По меньшей мере, это IV-III тыс. до н.э. Майкопская культура, таким образом, оказывается в орбите хаттской цивилизации либо являлась ее составной частью, пусть даже и периферийной. Ареал расселения древнейших хатто-абхазо-адыгских племен был очень обширен и простирался от Азовского моря до Средиземного. Внутри этого ареала имело место периодическое переселение хаттов в район Майкопа, что поддерживало целостность лингвистического и культурного пространства. С каждой волной переселенцев укреплялись единые стандарты в производстве орудий труда и оружия, ремесленном производстве, агрикультуре. В свою очередь племена Майкопа имели очевидное этническое единство, осознавали себя одним народом и проводили полностью самостоятельную политику, направленную на доминирование на всем пространстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Территория «майкопцев» почти в точности совпадает с территорией исторической Черкесии в период ее наивысшего военно-политического роста. Восточные поселения «майкопцев» достигали современной плоскостной Чечни, а ее северные поселения доходили сплошным клином до устья Дона. Более того, «майкопцы» осваивали Поднепровье и первые археологические культуры Украины были не более чем ответвлениями Майкопа. Уже в эту отдаленную историческую эпоху Северо-Западный Кавказ оформился как моноэтничное и монокультурное пространство, обладающее высоким уровнем в развитии человеческого общества, этики, мифо-религиозной системы, как центр металлургического производства и формообразования в области оружия и доспеха. В качестве очага цивилизации Майкоп на протяжении нескольких тысячелетий сохранял свою важнейшую роль просветителя первых аморфных групп индоевропейских кочевников. Майкоп являлся не просто транслятором передовых знаний Малой Азии и Месопотамии, но сам превратился в весьма значимый в рамках всей Северной Евразии центр культуры.
В недрах Майкопской культуры возникло новое культурное направление – строительство мегалитических погребальных сооружений-дольменов. Именно в эпицентре этой культуры, на северном склоне Главного Кавказского хребта, на территории современных Майкопского, Хадыженского, Лабинского, Мостовского, Апшеронского районов «майкопцы» стали строить дольмены в качестве погребальных камер внутри своих курганов. С миграцией прото-басков на Западный Кавказ, которая не раз предполагалась учеными, появление первых дольменов не связано, на наш взгляд, по следующим причинам: 1) первый западнокавказский дольмен был построен около 2500 г. до н.э., т.е. тогда, когда в Пиренеях был построен последний дольмен; 2) дольмены басков очень примитивны на всем протяжении дольменного строительства в древней Басконии, тогда как абхазо-адыгские дольмены с самого начала сложны и тщательно обработаны; 3) антропологическая и этнолингвистическая преемственность населения Басконии и до, и во время, и после строительства дольменов очевидна. Столь же очевидна преемственность адыгского и абхазского населения к населению Северо-Западного Кавказа еще неолитической эпохи. Это показывает, что вопрос не в перемещении басков на Кавказ и не в столь же вероятном перемещении прото-кавказцев (т.е. прото-абхазо-адыгов) в Пиренеи, а в эволюции религиозных представлений наших предков. Тем более, что примерно такое же количество дольменов есть в Восточной Болгарии и значительные некрополи в Алжире, на Сицилии, Корсике, Сардинии, Португалии. Дольменная «мода» охватывает практически все Средиземноморье и выходит за его пределы. Племена, строившие дольмены, освоили Средиземное море как раз в середине III тыс. до н.э. Майкопский металл найден в дольменах Сицилии и Сардинии, что являетсмя точным свидетельством дальних морских экспедиций «майкопцев». Очень важным обстоятельством, свидетельствующим о том, что строительство дольменов никак не связано с внедрением иноэтничных коллективов, является полное отсутствие дольменов в хаттской Анатолии. Дольмены не спускаются южнее Очамчира и совершенно не сходят на плоскость Закубанья. Значит речь не идет о том, что границы дольменной культуры и есть территориальные границы абхазо-адыгского этногенеза на протяжении 1500 лет (от 2500 до 1000 г. до н.э.).

Самир Хотко
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)