ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. БРОНЕВСКОГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. БРОНЕВСКОГО
Архивные документы
zara
Фото: Адыги.RU
02:34, 12 июнь 2020
5 120
0
СЕМЕН БРОНЕВСКИЙ выпустил книгу в Москве в 1823 г. под названием «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским». В данной книге даются не только географические и исторические данные о черкесах, но также сведения о языке, обычаях, быте и т.д. При этом, естественно, он использует множество слов, выражений, названий рек, племен, населенных пунктов, собственных имен и фамилий, названия национальных черкесских блюд и напитков и т.д. В отдельных случаях он дает характеристику черкесскому ( адыгскому) языку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. БРОНЕВСКОГОСЕМЕН БРОНЕВСКИЙ выпустил книгу в Москве в 1823 г. под названием «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским». В данной книге даются не только географические и исторические данные о черкесах, но также сведения о языке, обычаях, быте и т.д. При этом, естественно, он использует множество слов, выражений, названий рек, племен, населенных пунктов, собственных имен и фамилий, названия национальных черкесских блюд и напитков и т.д. В отдельных случаях он дает характеристику черкесскому ( адыгскому) языку.

В данном случае мы сделаем экскурс по страницам книги Броневского и выпишем интересующие нас словоформы и выражения по ходу изложения самого автора.

На странице 11 Броневский отмечает: «. говоря о Кавказском Эльбрусе, сие название употребляется более Персианами, Турками и Татарами. Коренные жители сохранили собственные свои названия: Россияне именуют ее Шат-гора [?]. Черкесы называют Ошга-Махуа, щастливая гора [1ошъхьэмафэ «счастливая гора»] (11). Мечука [Мэщыкъу] самая большая гора из Пяти гор, расположенных недалеко от 1ошъхьэмафэ (13). Нар-Зана [Нартсан] - вода нартов (богатырская вода), минеральный источник недалеко от Пятигорска (этот источник и вода обычно называется «Нарзан»). (35).

Кубань [Пшыз] - река Зеленчук — река, стекает в Кубань Уруп [Уарп] — река, стекает в Кубань Лаба [Лаб] — река, стекает в Кубань

Шад-Гаша [Шъхьагуаще] — река Белая, стекает в Кубань (41) Подробно описывая черкесские (адыгские) племена, С. Броневский использовал много названий, которые приводим ниже:


Шегаки или Шегачи [Хэгъак1э] — название племени адыгэ Бугур [Быгъур] — река, где расположены хэгъак1и (56) натухажцы или нохтокаже [Натыхъуай] — племя адыгэ Атакум [Адэкъум] — река, где «расположены деревни рода Куйчука» [Къуйсэкъу]

Бакан [Бэкъан] — река, где расположена деревня

Кала-Бат [Къэлэубат] и многие другие, в частности из рода Харзеков [Хьарзэкъо ?]

Цемес [Ц1эмэз или Ц1эмэпс] — река

Тазипш [Т1эзыпшъ?] - река, где расположен род

Шубаков [Шыупак1о] со своим старшиной Навруза [Наурыз] (58)

Джуп [?, видимо Жьыубгъу] — река, где находится род

Газан-Шукши [Хьасан-?]

Прибебс [Прыбэпс?] — река, где жил Ислам-Шукши [Ислъам-?] Шупш [Щэпсы] — река

Нефилъ или Непилъ [Нэфылъ] — река, где «расположены деревни старшины Шупако-Кашо [Шыупэк1о-Къашъо?] (59)

Псиф [Псыф] — река, где когда-то находился город темиргоевского владельца Шанджира [?]

Кудака [Кудэкъо] - река, где находились из родов Немера [Нэмырэхэр], При-Мурзы [?] и Шупащ-Хаши [Шыупэщэ 1ащ?] (59) шапсуги, сапчуги [Шапсыгъэ] — черкесское племя Антигир [Андыгъур] — река

Бугундур [Быгъундыр] — река, на берегах которой расположены были селения, принадлежавшие родам Абатовых.

Апин [Афын?], Оф [Ошъу?], Чебик [Чэбыч?], Садта [Шъадэ], Жинз [Жъынжь?] — реки, стекающие в болото ниже женеевцев — Каракубань, называемый Ерлы [?] (60).


По шапсугской земле протекает еще множество рек — Убиг [Убгъу?], Илгапс [Илгъэпс?], Шебиш [Щэбышъ?], Афибс [Афыпс] или Каракубань, Обун [Обын], Кучубав [Къуцубай?] (61).

Бжана, Жанины [Жанэ] — черкесское племя

Кубань [Пшыз] — река, в правую сторону которой до 1778 г. жили жанеевцы

Копыл [Коблы] — черкесское поселение, город, аул. Альхос-Мальгирей [Алкъэс Мэлджэрый?], Мета-Гуко [Мэт 1агъокъо?] — владетели или семьи (20 или 30), оставшиеся на правом берегу Кубани и оказавшиеся подданными России (61).

Гатухай, Хатукай или Гатукайцы [Хьатикъуай] — черкесское племя, состоящее не более чем из 400 семей

Ямансу [?, возможно Емынэпс] — река

Афибс [Афыпс] — река, на берегу которой расположены деревни, принадлежавшие дворянам (узденям) Беци [Быжь или Бэдж?] и Падиз [Пэдысы]

Убин [Убын] — река, где расположена деревня Пзушахай [Бжыхьэкъуай]

Гиль или Иль [ ?] — река, где находились деревни Шеретлуха [Шэрл1ыкъу], Гатукайская [Хьатикъуай] Ашипс [Ащыпс] — река, где находилась деревня Савбай [Шъэобай] Арелан-Гирей-Керекапов [Аслъанчэрый Къэркъэнэкъу] — старший владелец хатукайцев

Султан Бахша-Гирей [Султ1ан Бахъчэрый] — крымский татарин, живущий среди хатукаевцев

Абадзехи [Абдзах] — адыгское многочисленное (около 15000 семей) племя, жившее в некотором отдалении от Кубани, «повыше Бжедухов [бжъэдыгъу] и на Востоке от Шапсугов, на северной стороне Кавказа по Черным горам, начиная от Лабы и Шаг-Ваши [Шъэхьэгуащэ] по речкам: а)


Кучипс [Къужъыпс (Курджипс)]; б) Пшага, или Пса [Пщэх]; в) Пшекупс [Псэкъупс]; г) Супс [Цып?]

бжедухи [Бжъэдыгъу] — черкесское (адыгское) племя, состоявшее не более чем из 670 семей.

Пшиша — река, «на которой лежат деревни: Едепсухай [Едэпсыкъуай], принадлежащий узденю Батуге [Батыкъо], и несколько усадеб уздения Карагуса [Къэрэгъулэкъу] (65)

Мат или Пчахомат [Мат или Пшэхъомат] — река, где расположены деревни князя Нешуха [Нэшъукъо], «называемые Габухай [Гъобэкъуай] и Нешухай или Нешухай [Нэшъукъуай]

Пшекупс [Псэкъупс] — река, где находились деревни «Лахчукай [Лагъщыкъуай], Хатугуй [?], Мамрюкай [Мамрыкъуай], принадлежащие владельцу Кельмышеву [?]

Унабат [Унэубат] — река, где была деревня Зугуркай [Жъугъуркъай?] Чеби [Чэбый] — река, где были расположены деревни князя Кельмышва — Ширги [Щынджый], Тугуркай [Тыгъургъуй] Супс [Цип?] — река, на которой расположена деревня Уем [Энем] (66). Бат-Мурза Пшекуев [Батмырзэ Пщыкъуй] — главный владелец (князь) перечисленных выше бжедугских населенных пунктов.

Батыр-Мурза Окзуков [Батырмырзэ Оркъыжъэкъо] — князь бжедугов

Джанчик [?, возможно Джанкълэщ] — князь бжедугов Карапенов [?] — княжеская фамилия, возможно дворянин Агабан-кельмопиев [?, возможно Агъэбэнэ Чэлэщбый] — князь бжедугов (66).

Шаманахин Уздемир [Шумэныкъо Оздэмыр] — бжедугский владетель, обратившийся в 1788 г. к генералу Текеллию с просьбой о принятии вместе с его подвластными в российское подданство для избежания разорения (67)


Адемей [Адэмый] — адыгейское племя, население которого относится к темиргойцам, расположенное на реках Шаг-Вашу [Шъхьгуащэ], Пшага [Пщах], Пшиша [Пщыщ]

Хакелмиса [Хьак1эмыз] — дворянин, владелец адамийских трех деревень

Адемир-Нешухай [Айдэмыр-Нэшъукъуай] — название трех деревень адамийской ветви, подвластные темиргойскому князю Атажуе-Ейтеку [Атэжьукъо Айтэч] (67)

темиргойцы или комюрге [к1эмыгуй] — адыгейское племя, насчитывающее до 5000 семей, расположенные на берегах реки Шхагуаше и ее притоках, граничащее Адемеями и Мухошами.

Пшага [Пщах] — река, отделяющая землю темиргоевцев от адамейцев Арим [Арум] — река, отделяющая темиргоевцев от махошевцев, на которой находится деревня Черикай

Черикай [Джыракъый] — темиргоевский населенный пункт с населением егерекойскей [еджэркъуай] ветви, принадлежащий князьям Аслан-Беку [Асланбечу] и Атажуке-Ейтеху [Атэжьыкъо Айтечу] Булансу [?] — река, впадающую в Лабу

Ратаза [видимо Рат1ыжъэй] — деревня на р. Булансу, принадлежит князю Атажуку Айтечу (67)

Минбултай [?] — деревня на р. Шхагуаше

Псинаок [Пщынаокъу или Псынаокъу] — деревня на р. Шхагуаше Довкжиев [Дэгужъый] — князь или дворянин, правитель адамийцев

(68).

мухоши, махош, мухошевцы [мэхъош] — черкесское племя, жившее у Черных гор, состоящее из 670 семей.

Шимблонах [Шыблэнэхь] — река на земле махошев Шограг [Щэхъурадж] — река на земле махошев

Псефир [Псэфыр] - река, где расположены деревни Мербери [?] и Куреукан [возможно Къэрэукъан]


Псехуш [Псыхъущ или Пцэхъущ] — река, на которой находились деревни князя Недерби [Нэтэрбый]

Салат-Гирей Багарсуков [Сэлэчэрый Багъырсэкъу] — владетельный князь махошев

Фарз — река

Зузарук [Саусэрыкъу?] — река (?)

Понако [Бэнэкъу] — река, где была деревня Длебугай [? Лэбэкъуай]

(69)

Длебугай [Лэбэкъуай] и Дешука [Дэщыкъу?]

Арим [Арум] — река, где была махошская деревня Лабугай [Лэбэкъуай?]

Калх [Къалъхь?] — где находились деревни Биргабль [Бырджхьабль] и Дешука [Дэщыкъу?] Лаба — река Чалмык — река Шебарта [Щэбарэт1] — река

Хапац Багарсуков [Хьапак1 Бэгъырсэкъу] — главный владелец (князь) махошев (70)

беслене, бесленейцы — черкесское племя, расположенное по рекам Лабы, Хоц [Ходзь] и Псефир (бесленеи — 1500 семей)

Баракаевцы и Кызилбеки — абазинские фамилии, соседствующие с бесленеями.

Уруп — река, на лугах которой бесленеевцы пасли своих овец Каноков [Къанэкъу, Хъаныкъу] — старший княжеский род бесленеевцев (72).

Броневский, делая ссылки и отсылки на существующие публикации, пытался этимологизировать название «черкес» и самоназвание народа «адыгэ», а также дать некоторую характеристику черкесскому (адыгскому) языку. Он пишет, что «Черкесы или черкасы, чаятельно Страбоновы Керкеты (Cerketae), известны у восточных писателей под именем Керкасъ


или Геркасъ, о коих упоминают они как о народе Христианском, находящемся в составе с Грузиею...» «Черкесы сами себя называю Адыги и Адале, что значит на турецком языке островитянин» (42-43).

«Около 19 года после Р.Хр. различные черкесские колена мало по малу овладели лежащими на полдень от Кубани странами, т.е. цихи [зихи] или Джихи [Ассы, Язы, Адыги] землями Синдов, Лазов и Керкетов...» (46). На наш взгляд, здесь, кажется, Броневский не совсем правильно понял Страбона, слово «овладели» неуместно, так как зихи, синды, ахейцы, керкеты, гениохы и т.д., упонимаемые Страбоном, являлись черкесскими (адыгскими) племенами, которые в то время еще не делили на черкесов (адыгов), абхазов, убыхов, кабардинцев и т.д. Позже эти же народы стали называться черкесами (адыгами), кабардинами, абхазами, убыхами, абдзахами, бжедугами, чемгуями, шапсугами, бесленеями и т.д. Так, что черкесы не овладели этими народами, а их стали называть черкесами.

«Черкесский язык, - пишет С. Броневский, есть коренной, и, за исключением абхазского, ни с каким другим не имеет сходства; разделяется на многие наречия, из коих кабардинское почитается за чистейшее» (101). Все правильно за исключением выражения «кабардинское почитается за чистейшее». Среди языков мира нет ни чистых, ни грязных языков — они все хорошие языки для их носителей.

Хочется здесь же привести цитату из книги С. Броневского о письменности и науке черкесов. Он писал, что «черкесы своих письмен не имеют. По принятии магометанского закона обучаются арабской грамоте и пишут арабскими буквами, татарским наречием, называемым Тюркю, второе весьма употребительно у черкесов; но для изображения собственного своего языка сии буквы признают недостаточными, по причине множества согласных двузвучных букв наподобие: пш, ч (к1), щ (шъ), дз, дж, затрудняющих выговор черкесского языка. По образу жизни и воспитанию своему, черкесы не имеют охоты к учению, да и времени к тому у них недостает (40); из князей даже редко кто умеет порядочно читать и писать.


Следовательно, все науки их, состоящие к толковании Алкорана, находится в руках духовных; однако, судя по врожденной понятливости и остроумию, примечаемым в черкесах, должно быть, что в непродолжительное время они могли бы поравняться с просвещенейшими народами, если бы победили свои закоренелые предрассудки. Многие из кабардинцев, почти самоучкой от обращения с русскими, умеют читать и писать по-русски, а говорят так чисто, что никакого различия с коренным россиянином невозможно заметить (141).

Как показывает изложенный здесь языковой материал, С. Броневский зафиксировал и объяснил достаточно много черкесских (адыгских) слов и выражений. При исследовании истории развития адыгейского языка, труды С. Броневского, где затрагиваются и вопросы языка, нельзя обойти стороной.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)