Хасэ - власть собрания

Хасэ - власть собрания
История
zara
Фото: Адыги.RU
21:29, 30 октябрь 2021
9 742
0
Обычаи, традиции и этикет, которые складывались у адыгов веками, имели для них силу и закона, и религии, и царя. В правление Хасэ никогда не избирались люди, проявившие себя недостойно в любой сфере общественной жизни и в семье. Туда избирались старейшие и мудрейшие люди рода.
Хасэ - власть собранияОбычаи, традиции и этикет, которые складывались у адыгов веками, имели для них силу и закона, и религии, и царя. В правление Хасэ никогда не избирались люди, проявившие себя недостойно в любой сфере общественной жизни и в семье. Туда избирались старейшие и мудрейшие люди рода.

Слово «старейшие» не должно смущать, так как адыги (черкесы) до преклонного возраста сохраняли ясность ума и отличное здоровье. При решении судьбоносных для народа решений старейшины садились в круг. Здесь все были равны - от князя до крестьянина.

Адыгэ-хабзэ - свод неписаных законов - регулировал взаимоотношения между отдельными людьми, группами людей, классами, племенами. Для разрешения отдельных споров избирались судьи, а для решения проблем, стоящих и возникающих перед селом, племенем или страной, избирался Хасэ - парламент (как назвали бы сейчас).

Членов этих общественных институтов избирали самым демократическим способом - от села, общины или племени.

«...Когда любое племя выбирает вождя, чтобы повести их в бой, или старейшину, чтобы руководить судом, - писал Э. Спенсер, - предпочтение не оказывается рангу. Героическая смелость в одном и мудрость и моральная чистота в другом являются единственными необходимыми качествами».

Джон Белл повторил ту же мысль в своих воспоминаниях: «В каждом братстве выбирается известное число тамад или старейшин, известных по своей честности, мудрости и опытности; они торжественно приносят присягу в том, что будут совершать суд по совести без лицемерия и что они не позволят себя подкупить дарами - вознаграждениями».

О том, какое большое значение имели ТхъарыЬ Хасэ в стране таких свободных племен, как натухаевиы, шапсуги, абадзехи, и какие вопросы решались на этих ХАСЭ (ТХЪАРЫЮ), писал Г.В. Новицкий в 1829 году: «Уничтожив власть князей, натухайцы, шапсуги и абадзехи подчинили себя суду присяжных (ТХЪАРЫЮ). Земли сих народов разделяются на округи; в каждом округе находится общество избранных старейшин, и суд, который они производят, называется ХАСЭ. Все предприятия и намерения обсуждаются на собраниях, решения коего почитаются ЗАКОНОМ.

В совет присяжных судей выбираются старейшины испытанного ума, честности и храбрости. Князь, дворянин и простой одинаково выбираются в сие почетное звание, если кто заслужил оное прошедшей примерною жизнию. Удостоенный сохраняет звание сие на всю жизнь. По смерти же одного из судей достойнейший из среды народа выбирается на его место. Поступающий в должность присяжных судей обязуется клятвою судить по совести, без малейшего пристрастия и как бог внушит ему. От суда присяжных зависит решение о выгодах и невыгодах народа... о мерах безопасности против внутренних и внешних врагов.

Суд присяжных решает уголовные преступления, взыскивая с подсудимого известный штраф».

Начиная с древнейших времен, когда нарты, герои эпоса «Нартхэр», собирались на Хасэ, адыги (черкесы) из века в век традиционно избирали лучших из лучших в свой народный парламент - главный фактор стабильности и национального согласия. Хасэ, как и столетия назад, является представительным органом власти народа, полномочным парламентом суверенного государства.

Адыги должны бережно относиться к Хасэ, институту государственности и к сохранению своей самобытной культуры, иначе существует реальная угроза исчезновения адыгов (некогда самого многочисленного на Кавказе народа) с этнической карты мира.

Случайно ли удивительное созвучие слова «Хасэ» с именем одного из хеттских царей «Hassus»?! Hassus в переводе с хеттского означает «царь».

Получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Не будет преувеличением сказать, что первые этнографические описания относились к правилам общения, т.е. обычаям и традициям. Этикет из них выделился значительно позже.

Именно в глубокой древности уже наблюдаются факты красивого поведения древних адыгов. Их представления о нравственности и добродетели уже хорошо прослеживаются в героическом эпосе адыгов «Нарты». Наряду с красотой и силой древние нарты высоко ценили мужество и отвагу, справедливость и благородство, любовь к родной земле и мужскую дружбу. Система нравственных ценностей заключалась в том, чтобы жить разумно по заветам предков, при этом избегать всяких крайностей.

С древнейших времен сложившиеся этнические нормы повеления бережно передавались из поколения в поколение. Их берегли, их совершенствовали. Старшие подавали пример младшим.

Уже где-то к X веку складываются твердые этические нормы, особенно заметные в среде мужчин в силу их предназначения.

К этому времени среди знати народа действуют жесткие законы, выполняемые неукоснительно. От мужчины-рыцаря требовалось дарить любому то, о чем его просили. Прослыть скупцом приравнивалось потере чести. Поэтому князья часто ходили в скромной одежде, т.к. свою они дарили другим. Обязанностью адыга-рыцаря была забота о стариках, сиротах, вдовах и, конечно, детях.

Главным составляющим рыцарского кодекса чести адыга было отношение к врагу и к женщине:

1. Не допускалось убивать противника сзади.

2. Убийство безоружного врага покрывало воина позором.

3. Противникам всегда должно было предоставлять равные шансы.

4. Особое отношение к своему коню адыга, как к близкому другу, прослеживается с древнейших времен, особым было и отношение к оружию и воинским доспехам.

5. Жестким требование к адыгскому рыцарю было умение держать в узде свои порывы, владеть собой.

6. Владение красивой речью и учтивость.

7. Умеренность в еде (отмечалась всеми путешественниками) черкесов.

8. Главным мерилом человека постепенно становится честь. Утрата чести приравнивалась к смерти.

9. В народе из века в век воспитывалось бережное, уважительное отношение к женщине.

Законам чести адыги (черкесы) следовали неукоснительно.

Все общество адыгов внимательно следило за соблюдением обычаев и традиций.

Велика была роль Хасэ в жизни общества. Именно Совет мудрейших и уважаемых адыгов в Хасэ строго следил за тем, чтобы неукоснительно исполнялись принципы Адыгэ хабзэ (адыгского этикета).

На всевозможных свадьбах, игришах, конных состязаниях, на конкурсах красоты, битвах, во время военных походов именно Хасэ выносило судьбоносные для нации решения.

Именно на Хасэ закреплялось общественное мнение об отдельных людях, проявивших себя лучшими среди лучших или, наоборот, явивших обществу недостойное поведение. Впрочем, последнее бывало чрезвычайно редко.

Адыги издревле щепетильно и ревностно относились к общественному мнению, поэтому в каждой семье бытовала мудрая поговорка: «Научись вести дома себя и лишь после этого иди на Хасэ» («Уиунэ зышигъаси - хасэм к1о»). На Советах Хасэ, мудрых и благородных старейшин, доблестных мужей, после вынесения важных для всего рода решений устраивались соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и состязанию по пляске, пению, красноречию и смекалке. После этих значимых для народа событий объявляли лучших победителей состязаний.

На Хасэ периодически принимались решения, очень важные для общества: какой род выдвинул больше доблестных кузнецов, оружейников, воинов, мудрых людей, достойных юношей, прекрасных золотошвей, замечательных ораторов...

Одним из многочисленных важнейших достижений Хасэ как народного парламента было решение, которому строго следуют зарубежные адыги (черкесы) и в настоящее время. Это когда при имени достойнейшего человека, рода или погибшего героя все присутствующие встают и на несколько мгновений благоговейно замирают.

Трудно переоценить значение этой традиции. Это ода человеческому величию, мужеству, доблести, благородству, красоте и чести.

ХАБЗЭ

Алыгэ хабзэ складывалось, совершенствуясь веками и тысячелетиями. Адыги - один из древнейших народов Кавказа. На примере адыгов и их хабзэ росло и воспитывалось не одно поколение соседних народов. Этимология слова «хабзэ» неясна и до сих пор не расшифрована. Но если его расчленить на форманты, то у нас получается любопытная картина: ХА - БЗЭ. Если мы возьмем в качестве редуцировавшейся буквы букву «Т», то мы получаем «ХАТ - БЗЭ», то есть «язык хаттов», возможно, в древности слово «бзэ» было равнозначно «закону», «этикету»... Так, вероятно, было в древности.

Хабзэ - это правила поведения в обществе, мера и степень проявления адыгагъэ (адыгства), неписаный закон, указ, распоряжение, норма регулирования отношений между людьми, старшими и младшими, мужчинами и женщинами, родителями и детьми.

Хабзэ выступало как закон при разбирательствах третейским судом каких-то споров, конфликтов. Однако хабзэ приобретало значение указа, распоряжения, когда регулировались отношения между сословиями, между князьями и их людьми.

Хабзэ является нормой при определении принципов членов общества, статуса старшего и младшего, мужчин и женщин, мужа и жены.

Понятие «бзэ» - «язык», в древности, возможно, считалось священным.

Видимо, к родному языку наши предки относились бережно и трепетно.

Трудно себе представить народ, любого человека без языка.

Хабзэ выступало как предмет подражания в тех случаях, когда молодые люди или дети стремились подражать, быть похожими на известных своим умом, мужеством и храбростью реальных или эпических героев, перенимая их манеры повеления, образ мыслей...

«Адыгагъэ зэрихъагъ» - вел себя согласно адыгэ хабзэ. И здесь хабзэ используется в более глубоком смысле, чем этикет. Здесь хабзэ ближе к понятию «адыгский закон».

Так говорили о людях, проявлявших адыгагъэ (адыгство) в высшей степени, о тех, кто не ради эгоистических побуждений, а заботясь о благе народа, исполнял свой долг адыга, проявляя альтруизм, считаясь с положением другого, пусть даже попавшего в беду врага, рисковал своей жизнью ради другого, проявлял великодушие и доброту там, где на это никто не рассчитывал, никто не ожидал.

Источником адыгэ хабзэ является сама жизнь. Интересно, что в период, когда общество разделилось на сословия и классы и были определены отношения между классами, выходцы из народной массы обязаны были не перечить своим князьям ни словом, ни делом, беспрекословно выполнять их указания...

В то же время нельзя забывать, что любой член адыгского общества, который следовал адыгэ нэмысу (адыгскому этикету) и проявлял адыгагъэ, не потерпел бы нечеловеческого к себе отношения. Поэтому князья лишь в редчайших случаях могли проявить грубость или неуважение к стоящему ниже по рангу.

По словам адыгского просветителя XIX века А.Г. Кешева, у адыгского крестьянина «нет ни малейшего признака раболепства. Он также свободно говорит со своим господином, как с ровней, и никогда не позволит ему возложить десницу на свою физиономию. Он не терпит также разных кличек... и откликается только на свое имя». Князей, не соответствовавших своему высокому статусу, не следовавших законам адыгского этикета, или изгоняли или лишали их княжеского звания на народных собраниях Хасэ.

Любое посягательство на честь и свободу адыга не прощалось.

Соблюдать законы адыгства должны были неукоснительно в первую очередь князья и дворяне, они же и должны были подавать пример чести, благородства и достоинства. Иначе бы с ними никто не считался.

Вернувшись из похода, князь обычно раздавал все свои трофеи бедным, вдовам, сиротам, одаривал также своих вассалов, уорков.

/Зля всех адыгов одним из основных законов адыгэ хабзэ было помогать друг другу, особенно старикам, вдовам, детям, больным. Это было одним из проявлений адыгагъэ - адыгства.

Адыга трудно было заставить поступить так, а не иначе под нажимом, силой. В то же время он мог оставить все свое состояние другому, уступить любую вещь человеку, которому она понравилась, кроме... своей шапки, личного оружия и коня.

Ян Потоцкий в 1798 г. писал: «Проблемы, представляющие интерес для всей страны, обсуждаются на «поках», представляющих собой род собрания выборных. На них председательствует старейший князь или PchehThommade, на собраниях есть две палаты - князей и дворян; в каждой из них есть свои ораторы; обе палаты направляют друг другу свои депутации, и как говорят, они проходят с большим достоинством»1.

Нуриет Сообцокова
"Адыги Черкесы"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)