Конское снаряжение

Конское снаряжение
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
9 387
0
В. Гейслер. Простой черкес и черкесский князь в полном вооружении на коне, конец XVIIIв. В XV в свидетельству Д. Интериано, конь мог принадлежать только знатному человеку Он писал об адыгской знати: «они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимет дворянин и даст ему взамен быков, присовокупляя такие слова: "вот это, а не конь больше подходит для тебя"» /Интериано, 47/. Данные более поздних источников это свидетельство не подтверждают. Уже Эвлия Челеби сообщает о наличии у черкесских племен многочисленных конных отрядов /Челеби, II, 63—66/. Конечно, среди воинов этих отрядов были не только «знатные», то есть феодалы, но и их вассалы, в числе которых находились простые люди. Тем не менее следует иметь в виду, что лошади у
Конское снаряжение
В. Гейслер. Простой черкес и черкесский князь в полном вооружении на коне, конец XVIIIв.


В XV в свидетельству Д. Интериано, конь мог принадлежать только знатному человеку Он писал об адыгской знати: «они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимет дворянин и даст ему взамен быков, присовокупляя такие слова: "вот это, а не конь больше подходит для тебя"» /Интериано, 47/. Данные более поздних источников это свидетельство не подтверждают. Уже Эвлия Челеби сообщает о наличии у черкесских племен многочисленных конных отрядов /Челеби, II, 63—66/. Конечно, среди воинов этих отрядов были не только «знатные», то есть феодалы, но и их вассалы, в числе которых находились простые люди. Тем не менее следует иметь в виду, что лошади у адыгов употреблялись преимущественно для верховой езды, а в горах под вьюк, но не для сельскохозяйственных работ, и поэтому далеко не всякий простолюдин мог позволить себе роскошь — владение конем. К тому же, по наблюдениям Дж. Лукка, черкесские лошади дороги, они ценятся из-за своей резвости «дороже татарских» /Лукка, 72/.

Конское снаряжение
Черкеское седло и ногайка

Разведением лошадей для военных нужд и для продажи занимались на равнинных пастбищах Кабарды и Прикубанской низменности главным образом князья и крупные феодалы. Здесь, по данным С. М. Броневского, в начале XIX в. было 58 больших конных заводов /Бро-невский, 229—230/. Каждый завод имел свое тавро-тамгу, которым больше никто не имел права пользоваться. Как уже отмечалось, тамга превратилась в существенный элемент черкесской орнаментики, особенно часто использовавшийся на конских уборах. В горах, где было меньше удобных пастбищ, лошадей держали вдвое меньше и они отличались худшим качеством.
Характерно, что именно там проживали «демократические» племена.

Черкесские лошади имели большой спрос на Кавказе, в Крыму, в России, Польше и Литве. По замечанию К. Пейсонеля, высокие, хорошо сложенные, чрезвычайно сильные и выносливые в беге, черкесские лошади высоко ценились в Крыму, где за них платили до 200 пиастров тогда, когда цена коня местной породы колебалась от 15 до 20 пиастров /Пейсонель, 189,197/. В XVIII в. в Кабарду специально для закупки лошадей приезжали покупатели из соседних русских городов и казачьих станиц.


В 50-х годах XVIII в. из Бахчисарая и Каффы в Черкесию было привезено от 2 тыс. до 3 тыс. седельных ленчиков стоимостью по 30—40 пара за штуку; из Карасу — от 2 тыс. до 3 тыс. тебенков по 30—40 пара за штуку; из Бахчисарая и Ахмешида (Симферополя) — 3 тыс. пар стремян по 20—30 пара; от 3 тыс. до 4 тыс. лошадиных удил по 6—10 пара за штуку; 4 тыс. наборов подков для лошадей с гвоздями по 20 пара; 10 тыс. штук сафьяна крымского, красного, желтого и черного, красный по 60 пара, другие по 20 пара за штуку; из Крыма вывозят в Черкесию также тысячу сухих кож по 3—4 пиастра за штуку. Эти кожи, называемые кесселис, и по-французски «лощеные коровы», употребляют для верхней стороны седла, для части, которая называется «джиабук» и представляет собой две пластинки на боках лошади, употребляют их также для тебенгиса, для стрелок и обуви. Цена их колеблется от 60 пара до 3 пиастров. В Крыму прекрасно изготовляют татарские седла, которые очень удобны, гибки и дешевы; бесчисленное количество их вывозится ежегодно в Черкесию, Молдавию и Валахию / Пейсонель, 185—187, 194/


Развитие коневодства влекло за собой расцвет отраслей, связанных с производством снаряжения для лошадей. Правда, часть конской упряжи ввозилась в Черкесию из Крыма, о чем подробно сообщает К. Пейсонель*.

Однако много конского снаряжения высокого качества производилось и в самой Черке-сии. «Лучшие седла и лошадиные верхние уборы изготовляются ими и продаются соседним татарам», — сообщал И.-Г. Гербер в 1728 г. /Гер-бер, 154/. В XVIII в. производство седел в Ка-барде было так распространено, что в 1788 г. Шейх-Мансур заказал в Большой Кабарде 20 тыс. седел /Вилинбахов, 129/. Как отмечал О. В. Маргграф, кабардинское или адыгское племя всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служившие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенного из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «кабардинским» или «черкесским» /Маргграф, 158/. Черкесские седла пользовались большим спросом у казаков. «Казаки весьма уважают черкесские седла, — писал С. М. Броневский, — и стараются снабжать себя оными, в рассуждении отменной легкости и ловкости деревянных арчаков и прочности кожевенных тебеньков, служащих вместо чепрака» /Броневский, 142/.

В производстве снаряжения для лошади участвовали мастера нескольких специальностей: седельщики, шорники, кузнецы, серебряники.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)