Черкесия

Черкесия
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
09:11, 02 сентябрь 2016
7 093
0
На территории в виде большого треугольника, образованного берегом Черного моря, рекой Кубанью и ее притоком Лабой, в VIII— X вв. из отдельных этнических групп сформировался народ, называющий себя адыге. В конце XIV в. после поражения, нанесенного Тимуром Золотой Орде, татаро-монголы покинули Северный Кавказ, который завоевали в XIII— XIV вв., оттеснив алан и половцев в горы. По-видимому, в конце XIV в. на опустевшие после ухода монголов земли в район Пятигорья продвинулось одно из адыгских племен — кабардинцы. Они получили название «восточные адыги (черкесы)», в отличие от причерноморских — западных. В XV в. часть кабардинцев и западных адыгов заселила верховья Кубани, образовав третью группу адыгского расселения.
ЧеркесияНа территории в виде большого треугольника, образованного берегом Черного моря, рекой Кубанью и ее притоком Лабой, в VIII— X вв. из отдельных этнических групп сформировался народ, называющий себя адыге. В конце XIV в. после поражения, нанесенного Тимуром Золотой Орде, татаро-монголы покинули Северный Кавказ, который завоевали в XIII— XIV вв., оттеснив алан и половцев в горы. По-видимому, в конце XIV в. на опустевшие после ухода монголов земли в район Пятигорья продвинулось одно из адыгских племен — кабардинцы. Они получили название «восточные адыги (черкесы)», в отличие от причерноморских — западных. В XV в. часть кабардинцев и западных адыгов заселила верховья Кубани, образовав третью группу адыгского расселения.

Предков адыгов другие народы называли зи-хи, меоты, керкеты. В более поздние времена татары и турки именовали адыгов черкесами. Этим же наименованием пользовались и русские, сохранилось оно и теперь как второе название адыгского народа. В настоящее время адыгами, или черкесами, именуют современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов, населяю-
щих Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

Территория, где жили черкесы, не знала единой государственной власти. И в средние века, и в новое время черкесы составляли независимые друг от друга племена, во главе которых стояли князья. Племена были различны по численности, от небольших в 2—5 тыс. до могущественных в 160—200 тыс. человек. В течение столетий число племен изменялось; некоторые племена исчезли или потеряли значение самостоятельных образований. (Так, крупное в XVII в. племя шегаков в 1812 г. почти полностью вымерло от чумы и остатки его слились с натухайцами.) В результате, согласно источникам, в XVII в. насчитывалось одиннадцать племен, в XVIII в. — восемнадцать, в середине XIX в. — вновь одиннадцать. Общая численность черкесов в первой половине XIX в., по сообщениям источников и подсчетам некоторых исследователей, составляла около 500 тыс. человек /Челеби, II, 28, 69; Гар-данов, 21,22,43/.

Общественный строй черкесов отличался большой устойчивостью, не изменяясь на протяжении многих веков. До конца XVIII в. все черкесские племена имели одинаковую форму правления: во главе племени стоял князь, считавшийся верховным владельцем всех земель, главой своего народа, предводителем вооруженных сил. В непосредственной вассальной зависимости от него находились знатные дворяне — уорки, первой обязанностью которых по отношению к князю была военная служба. Они составляли княжескую дружину и выступали по его зову на войну. Если у уорков были свои вассалы, то они должны были выводить и их. Этот слой менее знатных дворян также имел зависимых людей, которые вместе с ними несли военную службу. Свободные общинники в случае военной необходимости составляли народное ополчение. Номинально все князья считались равными между собой, но фактически их могущество и влияние различались в зависимости от числа подданных и имущественного положения: ведь чем больше уорков проживало во владениях князя, тем многочисленнее было его войско. Князья старались привлечь к себе на службу новых уорков, а иногда и жаловали в дворянство своих подданных-простолюдинов.

В конце XVIII в. три самых крупных черкесских племени — абадзехи, шапсуги и натухай-цы — изгнали своих князей и установили в качестве верховной власти совет старшин, который принимал решения по всем важнейшим делам, в том числе и военным. В науке эти племена принято называть «демократическими», в отличие от остальных — «аристократических», сохранивших княжеское управление.

Жизнь черкесского народа проходила в борьбе за свою независимость. Черкесские земли дважды подверглись страшному нашествию монголов — в 1222 г. во главе с Батыем и в 1395 г. под предводительством Тимура. После нашествия Батыя черкесы стали данниками Золотой Орды, а затем отделившегося от нее Крымского ханства. Крымское ханство, которое само с конца XV в. находилось под властью Османской империи, считало черкесские земли своими. В действительности отношения носили характер вассальных (в современном понятии можно говорить о протекторате). Зависимость от Крымского ханства ограничивалась тем, что при восшествии на престол очередного хана из
Черкесии присылалось 300 рабов — мальчиков и девочек. Кроме того, черкесы должны были участвовать в военных походах Крыма. Стремясь усилить свое влияние, ханы направляли в землю черкесов войска, но каждый раз наталкивались на сопротивление. Джиовани Лукка, префект доминиканской миссии в Крыму, в Каффе, составивший описание черкесов около 1634 г., писал: «Деревни их (черкесов) расположены в самых густых лесах. Они окружают их сплетенными одно с другим деревьями, чтобы таким образом затруднить въезд татарской коннице. Черкесы часто с последней сражаются, так как не проходит года, в который бы татары, привлекаемые главным образом красотой рабов из этого народа, не произвели на их страну какого-нибудь набега, чтобы наловить последних. И ногайцы часто с той же целью производят сюда набеги. Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездников во всех этих странах. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар»(Лукка, 71). Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Черкесию в 1666 г. подробно рассказывает о беспрерывных столкновениях кабардинцев с калмыками, а западных адыгов с абхазами. «А за горами живут абхазы. В общем же все племена абхазов враждебны к этим кочевым племенам черкесов. Так что у них в конце концов нет ни одного дня, свободного от битв и столкновений — каждый день с разных сторон приходят враги. И потому у этих племен черкесов нет возможности жить в одном и том же селении... хотя бы в течение десяти лет» /Челеби 66, 67, 87/.

Помимо борьбы с внешним врагом в Черкесии постоянно велись междоусобные войны князей. Их целью был захват скота, имущества и, главное, людей, которые затем, обращенные в рабство, обменивались на товары или продавались. Важную роль в работорговле играли генуэзские колонии Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Установившееся с конца XIII в. господство татаро-монголов способствовало развитию работорговли. Итальянские купцы скупали у татар пленных черкесов и продавали их на рынках Ближнего Востока. После установления на Черном море османского господства турками предпринимались военные экспедиии для захвата рабов; крымские и турецкие купцы также покупали рабов у черкесских князей. Набеги на черкесские селения с целью захвата имущества и рабов продолжались в XVII, XVIII и даже в XIX вв.

Итальянский путешественник Джорджио Интериано, посетивший Черкесию во второй половине XV в., писал об этом: «Они (т. е. знатные) нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их скот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом случается, что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и госуда-
рей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п.» /Интериано, 48/.

«Черкесские рабы ценятся гораздо дороже других за красоту и способности в делах, для которых их употребляют, так как от природы они очень умны», — писал Джиовани Лукка (1634 г.) /Лукка,72/.

Посетивший в 1793 г. Северный Кавказ академик П.-С. Паллас сообщал о черкесских князьях: «Князья и знать не имеют других занятий, кроме войны, охоты и грабежа. Они живут большими сеньорами, ездят по полям верхом, устраивают пирушки и совершают набеги. Уздени, или знатные, держат народ в повиновении и обязаны лишь служить своим князьям во время войны» /Паллас, 219—220/. Даже в первой половине XIX в. грабительские набеги продолжали оставаться главным занятием князей и знати. Вот как их описывает адыгский ученый XIX в. Хан-Гирей: «Весна и осень — два времени в году, которые можно назвать у черкесов наездническими. Тогда князья, собрав партии молодых дворян, выезжают, как они говорят, в поле и, избрав удобное место, располагаются в шалашах на всю осень или весну. Здесь каждому из них открываются занятия, исправляемые ими с полным удовольствием. Служители и молодежь разъезжают по ночам за добычей, захватывают и пригоняют быков и баранов для пищи, что иногда, смотря по удобности, делают и днем, и посылая в близи лежащие аулы за провизиею, которой нельзя приобретать молодечеством, как то: за пшеном, молоком, сыром и пр. Между тем лучшие наездники отправляются в дальние племена. Там угоняют они табуны лошадей, захватывают людей и с добычею возвращаются к своим товарищам, которые, всякую ночь, пируя за счет оплошных жителей окрестных аулов, с нетерпением ждут возвращения наездников. В таких разбойнических, но воинственных упражнениях проводят осень и почти до наступления зимы, а весну до наступления сильных жаров лета... Наконец, при наступлении времени разъезда по домам, обыкновенно пленников и лошадей, доставшихся в добычу, променивают на товары» /Хан-Гирей: Гарданов,170—171/.

Французский консул в Крыму — К. Пейсо-нель (1750-е гг.) сообщает: «Торговля рабами в Крыму очень значительна; продают рабов 4-х народностей — черкесов, грузин, калмыков и абазов. Наибольший спрос существует на черкесов; женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Мужчины также все высоки ростом и хорошо сложены» /Пейсонель, 177, 188/.

В вассальной зависимости от Крыма Кабар-да находилась до 1739 г. В 1739 г. согласно русско-турецкому договору Кабарда была объявлена нейтральной страной; но уже по Кучук-Кайнарджийскому русско-турецкому договору 1774 г. Кабарда перешла в состав Российской империи. Закубанские адыги (черкесы) остались под протекторатом Крыма, хотя последний сам оказался вассалом не Турции, а России. По русско-турецкому Ясскому договору 1791 г. за Турцией сохранялось все Черноморское побережье Северо-Западного Кавказа вплоть до Кубани. Как известно, в 1801—1810 гг. в грузинских царствах было введено российское управление, а в 1813 г. по Гюлистанскому договору с Ираном граница России передвинулась на Араке. Таким образом,
Северный Кавказ оказался в тылу Российской империи. В 1816 г. на Кавказ был назначен главнокомандующим А. П. Ермолов. Основным направлением его политики стало установление на Северном Кавказе реальной русской военно-административной власти. Для этого Ермолов предпринял перенос укреплений военной линии с Терека к подножию Кавказского хребта, что привело к потере горцами плодородных земель в Чечне, Кабарде и Северном Дагестане. Горцы ответили сопротивлением, возглавленным князьями. Так в 1818 г. началась Кавказская война. Часть кабардинских князей, не признавших русскую власть, ушла в горы и увела своих людей. Горцы стали совершать наезды на казачьи станицы, угоняя их жителей и скот. В ответ Ермолов направлял карательные экспедиции, разорявшие и сжигавшие селения, захватывавшие скот и взимавшие поборы с населения. Ожесточенная война между русскими войсками и населением Кабарды и Чечни продолжалась в течение 20-х годов XIX в. Ермолов добивался расселения местных жителей под надзор военных укреплений. По его распоряжению беспощадно вырубались леса и сады, сжигались селения. В результате, несмотря на вооруженное сопротивление, чеченцы и кабардинцы были оттеснены к югу, а на захваченных у них землях заложены русские крепости и города. И. Ф. Паскевич, сменивший в 1826 г. А. П. Ермолова, продолжал ту же политику.

Русско-турецкая война 1828—1829 гг. внесла изменения в положение западных адыгов. По Адрианопольскому договору 1829 г. Порта отказалась в пользу России от всех прав на берег Черного моря — от устья Кубани до Поти. (По сути Османская империя уступила России то, чем сама фактически не владела.) Адыги не признали Адрианопольского договора, Россия же считала его юридическим основанием для распространения своей власти на территории, ими заселенные, и с 1830 г. стала проводить каратель-
ные экспедиции в глубь черкесской территории. В ответ началось освободительное движение. Наиболее крупные выступления закубанских горцев относятся к 1840 г., тогда было взято штурмом несколько русских укреплений на берегу Черного моря. Антиколониальная борьба горцев сочеталась с антифеодальной. Начиная с 1840 г., на Западный Кавказ посылал своих наибов Шамиль, среди которых наиболее активную роль в 1848—1859 гг. сыграл Мухаммед-Амин. Власть Мухаммеда-Амина постепенно распространилась на всю приморскую Черкесию, включая территории абадзехов, натухайцев, шапсугов. Все подвластные ему земли теперь делились на семь округов. В каждом округе утверждался свой совет, в распоряжении которого находились вооруженные конные отряды муртазикатов, составлявшие ядро постоянной армии. С каждого двора население должно было выставлять по одному конному воину, по первому призыву наиба являвшемуся на сборный пункт.

Перед началом Крымской войны в 1853 г. Мухаммед-Амин попытался пробиться через Карачай для соединения с силами Шамиля, но эта попытка, как и другие, закончилась неудачей. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. турки и англичане стремились побудить черкесов к активным военным действиям против России. Но черкесы вели себя пассивно, не желая быть орудием в чьих-либо руках. К тому же русские войска на Кавказском фронте действовали успешно. После окончания войны усилились наступательные действия царских войск на Восточном и Западном Кавказе. Освободительную борьбу горцев возглавили два руководителя: демократического направления — упомянутый Мухаммед-Амин и аристократического — князь Сефербей Заноко. Они не смогли объединиться для общей борьбы. Русские войска активно наступали, адыги (черкесы) отчаянно защищались. Пленение Шамиля в 1859 г. ослабило движение, и в том же году наиб Мухаммед-Амин дал присягу на верность российскому государю.

В том же 1859 г. скончался Сефербей. Горцы воевали еще несколько лет, но постепенно сопротивление племен было сломлено: в 1860 г. капитулировали натухайцы, в 1863 г. — шапсуги и абадзехи, в 1864 г. — убыхи. В 1864 г. Кавказская война была закончена и в этом регионе.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х