Сельское хозяйство у убыхов

Сельское хозяйство у убыхов
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
00:33, 04 февраль 2020
6 598
0
Основными занятиями населения Большого Сочи были тгонное скотоводство, земледелие, садоводство. Подсобную роль в их хозяйстве имели пчеловодство, охота и ремесла. Развито было как бортничество (сбор меда диких пчел), так и пасечное пчеловодство. Убыхи и шапсуги-гои занимались разведением шелко-ичных червей и изготовлением шелка для собственного потребления.
Сельское хозяйство у убыховОсновными занятиями населения Большого Сочи были тгонное скотоводство, земледелие, садоводство. Подсобную роль в их хозяйстве имели пчеловодство, охота и ремесла. Развито было как бортничество (сбор меда диких пчел), так и пасечное пчеловодство.

Убыхи и шапсуги-гои занимались разведением шелко-ичных червей и изготовлением шелка для собственного потребления.

Многовековой опыт жизни в субтропиках, где в низинных заболоченных местах свирепствовала малярия, заставлял селиться убыхов и джигетов на возвышенных, продуваемых ветрами и освещаемых солнцем склонах и на высоких приморских террасовых возвышенностях и местных водоразделах. Для посевов использовали земельные участки, располагавшиеся на склонах гор, и получали на них хорошие урожаи различных полевых культур. Наиболее интенсивное земледелие было развито в приморской полого-холмистой и низкогорной полосе. По свидетельству В.Д. Скоря-гина здесь «не увидишь ни одного клока земли, доступного к обработке, который остался бы в запущении. Горы изрезаны до самых вершин шахматами пашней»1.

Убыхи выселялись в Турцию в очень короткие сроки, в течение двух недель, им было предоставлено ограниченное число судов и они могли взять с собой только самые необходимые вещи. Все остававшееся в аулах имущество и сакли большей частью были сожжены, скот уничтожен, пасеки разорены, многие фруктовые деревья вырублены. Но и то, что осталось и увидели через десятилетие русские, армянские, греческие и другие переселенцы, появившиеся на Черноморском побережье, свидетельствовало о довольно высокой культуре земледелия, садоводства и скотоводства, формировавшихся в течение многих столетий.

Сочинские горцы возделывали в основном кукурузу, просо, в меньшей степени, пшеницу, ячмень, овес, и также лен, коноплю. И, несмотря на большие трудности и примитивную обработку горных почв, они получали хорошие урожаи возделываемых культур. Посевы этих культур производились в основном на пологих склонах небольшими площадями, в несколько десятин; причем в первые 2-3 года после раскорчевки лесов сажалась кукуруза, а в последующие годы - пшеница, ячмень, овес, просо.2 Народной селекцией были выведены скороспелые семена сельскохозяйственных культур, отличавшиеся выносливостью к местные невзгодам.

Преобладал мотыжный способ земледелия, особенно в горной Убыхии, плугом чаще пользовались в прибрежной полосе.

«Недавнее присутствие трудолюбивого населения заметно было на каждом шагу, среди лесистой горной местности, изрезанной тропинками и узкими арбяными дорогами. В долинах, в ущельях и скатах гор зеленели нивчы, зеленели ни и на вершинах, заставляя удивляться терпению горца, с оторым он очищал несколько десятин земли от деревьев.

Вокруг нив, прилегающих к лесам, виднелись невысокие плетни, устраиваемые для защиты посевов от диких свиней»1.

Остатки таких полей (поляны в лесу) до сих пор встре-шются в долинах Аше, Псезуапсе, Шахе, Сочи, Хосты, Мзымты.

«На склонах очень много хлебородных участков, которые еще в то время (1867г.) местами были засеяны остававшимися в лесах хакучинцами кукурузой и гоми. Поля эти находились в самых неприступных местах, которые с первого раза могут показаться совершенно невозможными для обработки. Нахождение хозяйственных посевов на подобных крутизнах, заставляло нас верить рассказам многих бывавших здесь прежде офицеров, сообщавших нам, казалось как-будто невероятными, разные сведения о хозяйстве горцев; многие из них говорили, что горы эти когда-то сверху донизу были покрыты прекрасными полями, и что горцы всегда имели большой запас хлебов, и при удобном случае доставляли к морскому берегу и сбывали турецким торговцам»2.

Для повышения урожайности своих полей сочинские орцы в качестве удобрения использовали золу и навоз животных. Несмотря на ограниченность земельных участков и сравнительно низкую культуру земледелия, они оставляли истощенные участки земли после снятия урожая незасеянными на несколько лет под сенокос или пастбище. Выработался своего рода севооборот. Сначала по целине сеяли просо или кукурузу, затем два года подряд - озимую пшеницу, и затем вновь запускали землю или же засевали еще год яровым хлебом. Отдых земле давали 1-3 года, и запускали под траву на 5-10 лет. Иногда на четвертый год цикла высевался особый сорт проса (чыш), семена которого способствовали восстановлению структуры почвы, уничтожению сорняков, тем самым увеличивали урожай.

А.В. Верещагин в 1873 году наблюдал хорошо возделанные поля кукурузы, гоми и пшеницы по всему левобережью Кудепсты, где еще жили джигеты общества Арт, и очень лестно отзывался об их земледелии: «Черкесы - мастера обращаться и со своими полями: те места, которые они обрабатывают, мудрено кому-либо обработать; они лепятся большею частью на возвышенных скатах, на которых казалось бы и сама обработка невозможна. Конечно обработка на таких местах производится ими только ручная, но эта работа так тщательна, что черкесы, по отзывам, и прежде не знали неурожаев. Орудия для обработки самые обыкновенные и своеобразные, но они отличаются прочностью, так как хорошо наставлены... Пшеница убирается женщинами серпом, но он так мал, что похож скорее на детскую игрушку. Все полевые произведения черкесы перерабатывают у себя дома; водяных, ветряных мельниц они не знают, а размол производят на ручных жерновах, величиной в диаметре до 8 вершков. Замечательно хорошо они выделывают крупу из гоми»1.

На равнинных местах производилась пахота с использованием волов или буйволов. По описанию Белля, убыхи долины р. Дагомыс пахали, применяя плоские дугообразные сошники, которые лишь взрыхляли землю. При этом рукоятки плуга были почти перпендикулярны к поверхности земли и такие короткие, что пахарь не мог приложить много силы.2

Причерноморские убыхи, шапсуги и джигеты оберегали от вырубок леса, непосредственно прилегавшие к береговой линии и защищавшие их сады и поля от воздействия губительных туманов и холодных зимне-весенних морских ветров, особенно в период цветения фруктовых деревьев.

При использовании под сельскохозяйственные культуры склонов, на которых при ливнях могли происходить интенсивные размывы плодородного слоя почв, горцы производили искусственное террасирование.

Несмотря на обилие осадков на территории обитания убыхов, у них применялось и орошаемое земледелие, иногда в комплексе с террасированием склонов.

При помощи простых, но оригинальных ирригационных систем вода из горных родников, ручьев и речек по специальным канавам, а иногда и подвешенным деревянным желобам поступала на земельные участки. Подверженные затоплению и заболачиванию участки земель горцы дренировали отводными канавами. «Они проводили по скатам водоотводные канавы, укрепляя их в более крутых местах камнями. Канавы эти - с некоторыми боковыми ответвлениями, служили в то же время дренажем самой почвы, весьма склонной к заболачиванию. Следы этих канав я находил не раз... В особенности часто и накрест изрезаны этими канавами низменные поляны, подверженные наводнениям»1.

Для собственного потребления возделывались такие огородные культуры, как лук, чеснок, красный перец, тыква, помидоры, свекла, бобы, красный перец, горох и др. Табаководство имело также ограниченное развитие, только для собственного потребления.

По свидетельству ряда исследователей середины XIX века, шапсуги, убыхи и джигеты имели табуны лошадей и много скота (коров, овец, коз), отличавшегося малым ростом, большой выносливостью и нетребовательностью в уходе и корме.

Шерсть овец и коз широко использовалась для выделывания бурок, башлыков, шапок, войлока, сукна.

Из-за недостатка собственных пастбищ убыхи часто перегоняли стада для выпаса на северный склон Главного хребта, в землю дружественных им абадзехов. Зимой скот кормился на приморских пастбищах. Для этого выделялись специальные заболоченные участки в днищах долин, где пахота была невозможна. Здесь же обычно находились весенние пастбища и сенокосы. Но в малярийный период (с июля по сентябрь) убыхи покидали эти места. На это время они отгоняли скот на альпийские летние пастбища, туда же переселялась значительная часть жителей. Возвращались убыхи с летних пастбищ в свои аулы в октябре.

Верещагин отмечал, что у причерноморских черкесов в большом почете были козы - наиболее любимое их животное, не считая, конечно, коня. Из козьего молока приготавливался особого рода прокопченный сыр, который мог очень долго храниться, что весьма важно по местным условиях влажного и теплого климата.1

В хозяйстве убыхов, как и соседних горских племен, очень большое значение имело садоводство. Сады располагались в основном в пологохолмистой и низкогорной полосе на высотах до 800-900 м над уровнем моря. Наибольшее распространение имели яблони, груши, персики, айва, инжир, выращивались также слива, алыча, гранат, шелковица, орех-фундук, грецкий орех.

В диком виде в лесах побережья сплошными массивами и сейчас произрастает каштан, широко распространен был раньше также в диком виде грецкий орех.

У западнокавказских горцев многими исследователями отмечен был прекрасный обычай, отправляясь весной в окружающие леса, брать с собой черенки культурных сортов плодовых деревьев и прививать их на диких фруктовых деревьях, в результате чего в горах на больших территориях сформировались лесо-сады, остатки которых сохранились местами и до наших дней.

Большие территории в Убыхии были заняты фруктовыми садами в долинах рек Хоста, Кудепста, среднего и верхнего течения реки Шахе. В приморской полосе фруктовыми садами славилось общество Вардане (долины рек Буу, Хобза, JIoo). У дружественных убыхам горных абазин - ме-довеевцев - общинные сады простирались по среднему течению долины р. Мзымты, особенно в районе поляны Кбааде (Красная поляна).

По свидетельству некоторых источников (журнал «Сияние» за 1872 г.) садоводство у убыхов было возведено в религиозный догмат. Согласно их вере, только тот, кто посадил не меньше 50 деревьев, мог рассчитывать попасть в рай.2 По данным И. Клингена и ряда других исследователей второй половины XIX века, сочинские горцы имели обширные виноградники. Особенно обширные общественные плантации виноградников располагалась вдоль (восточного) левого пологого берега долины р. Сочи, где они тянулись вдоль берега на полторы версты (свидетельство Белля).

Много винограда произрастало в приустьевой части долины р. Шахе, в Дагомысе, в долине реки Чемитоквадже, а также в низовьях долин рек Буу и Хобза.

Даже через десятилетие после переселения убыхов в Турцию в районе поселка Вардане новые поселенцы собирали винограда на 3000 ведер вина. Толщина отдельных кустов винограда достигала здесь 15 см в диаметре, и с таких кустов собирали до 30 пудов винограда.

Виноград культивировался по системе «маглари», когда лозы винограда пускаются на деревья, а уход за ними осуществляется путем периодического омолаживания, для чего кусты стягиваются с деревьев и обрезаются почти у основания.

Вино делали самым первобытным способом. Выкапывали яму в земле, обмазывали ее глиной и затем обжигали, разложив в ней огонь. Виноград топтали ногами в этой яме и после того как сок перебродит, вычерпывали молодое вино и хранили его в глиняных кувшинах, зарытых в землю.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)