Убыхи

Убыхи
История
zara
Фото: Адыги.RU
02:57, 26 январь 2020
11 387
0
В исторической литературе по Черноморскому побережью Кавказа об убыхах имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся в основном периода Кавказской войны (1830 - 1864 гг.). Полное выселение убыхов в Турцию весной 1864 года, после капитуляции их в самом конце Кавказской войны, последующая почти полная их ассимиляция там и потеря убыхского языка, не имевшего письменности и оставившего лишь слабые следы в трудах отдельных исследователей, в совокупности составили значительные трудности в изучении этого своеобразного народа, заметно выделявшегося во многих отношениях в окружающей адыго-аб-хазской среде. Положение усугубляется почти полным отсутствием памятников материальной и духовной культуры убыхов, как в СССР, так и в Турции. Лингвистов поражает своеобразие убыхского языка, занимающего особое место в западной группе
В исторической литературе по Черноморскому побережью Кавказа об убыхах имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся в основном периода Кавказской войны (1830 - 1864 гг.). Полное выселение убыхов в Турцию весной 1864 года, после капитуляции их в самом конце Кавказской войны, последующая почти полная их ассимиляция там и потеря убыхского языка, не имевшего письменности и оставившего лишь слабые следы в трудах отдельных исследователей, в совокупности составили значительные трудности в изучении этого своеобразного народа, заметно выделявшегося во многих отношениях в окружающей адыго-аб-хазской среде. Положение усугубляется почти полным отсутствием памятников материальной и духовной культуры убыхов, как в СССР, так и в Турции. Лингвистов поражает своеобразие убыхского языка, занимающего особое место в западной группе иберийско-кавказских языков и отличающегося как от адыгейского, так и от абхазского языков, т.е. языков народов, окружавших убыхов в течение многих столетий до выселенния с Кавказа.

Этнографы уже более столетия пытаются выработать сколько-нибудь обоснованную версию этнического происхождения убыхов. Историков удивляет необыкновенная воинственность этого малочисленного (около 50 тысяч человек) народа, на протяжении более 30 лет явившегося цементирующим ядром западнокавказских племен в их оборонительной войне против экспансии царизма на Кавказе в середине XIX века.

Еще П.К.Услар отмечал, что «в литературе кавказской этнографии, скудной фактами, но обширной по объему, убы-хи играют весьма странную роль. То называются они племенем совершенно особым от адыгов и абхазцев, то причисляются к адыгам, то к абхазцам. Каждое из этих разноречивых показаний основано не на положительных данных, а исключительно на показаниях соседних с убыхами туземцев, которые, конечно, столько же могут судить о коренном сходстве или различии языков, сколько о сходстве и различии геологического происхождения своих гор»1.

Академик Дубровин, еще в 1871 году опубликовавший первую монографию о черкесских племенах, переизданную в сокращенном виде в 1927 году, отметил, что «по происхождению и языку, убыхи вовсе не принадлежат к племени ады-ге, но по нравам, обычаям и, наконец, по всеобщему употреблению у них черкесского языка наряду с природным языком, должны быть причислены к группе черкесских племен»2.

По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апех или просто пех. Происхождение (этимологию) этого названия Услар считал неясным. Наиболее близким для объяснения из известных нам убыхских (по заявлению самого Услара) слов являются: аппе - дверь и апьохое - река. Из них первое - «аппе», пожалуй, более близко к «апех», так как по одному из основных правил убыхской фонетики после приставки «а» обычно следует удвоенная согласная, т.е. «апех» может быть и «аппех» от которого пошло черкесское уббых. В слове апьохое, являющемся составным, первая часть «апьо» по произношению почти идентична аппе. Вторая часть «хое» вероятно имеет происхождение от шапсугского «хе» - идет (течет) вниз, к морю. «Хе» - конечная часть многих наименований рек (Щахе, Псахе и др.). «Аппе» - дверь, но в смысловом значений это может быть ворота или ущелье (теснина). Т.е. «апьохое» в дословносмысловом переводе будет означать «текущая из ущелья в море». В таком случае самоназвание убы-хов «апех» или «пех» может означать «люди ущелий (гор)» или «выходящие из ущелий (гор)».

В период Кавказской войны убыхор и абадзехов называли «истинными горцами». Приведенное объяснение соответствует и фактическому размещению коренного убыхско-го населения первой половины XIX в. в труднодоступных котловинах средних и верхних течений причерноморских рек в междуречье Шахе - Хоста.

Интересно отметить, что один из крупных аулов в окрестностях Сочи (в долине р. Псахе) назывался Апохуа, т.е. селение убыхов.

Норвежский этнограф X. Фогт, кроме термина убых (аубых) указывает термин туахы, который в источниках первой четверти XIX в. служил абхазским названием страны убыхов Туахы.

Немецкий лингвист А. Дирр отмечал, что в начале текущего столетия абхазы не употребляли названия убых, а использовали для обозначения этого народа этноним садзуа (асадзуа), т.е. считали убыхов и джигетов одним народом. Чаще различные убыхские общества именовались по господствовавшим в них дворянским фамилиям: Агвхаа (агвацы низовьев Мацесты), Аублаа (убыхо-абазины современного центрального района г. Сочи), Чизмаа (убыхи долины Псахе), Хамыш (убыхо-абазины района Хосты) и т.д.

Располагаясь на территории между адыгами и абхазами и являясь в этническом и лингвистическом отношении как бы промежуточным звеном между ними, убыхи занимали совершенно особое место в западной группе иберийско-кавказских народов. В силу тех же обстоятельств они не были этнически однородны и подразделялись на несколько племенных сообществ, отличавшихся друг от друга по территориальному, экономическому и политическому признакам и сохранявших некоторые лингвистические особенности.1

К середине XIX в. в Убыхии были известны следующие основные племенные подразделения или общества: Субаши или Субешх, Хизе, Вардане, Псахе, Саше или Соча (Соцва), Хоста или Хамыш, располагавшиеся в береговой полосе, и целый ряд горных обществ, названия которых нам неизвестны, за исключением общества (племени) Алань, предположительно локализуемого в верховьях Шахе.

Общества Субешх, Хизе, Вардане и Псахе иногда выступали под общим именем Вардане или Ардона (по Торнау). Общество Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население низовьев Шахе, Матросской щели и долины реки Чимит (Чемитоквадже).

В 40-е годы XIX века старшинство в обществе Субешх принадлежало роду Атквея.2 В конце Кавказской войны (1864 г.) большинство старшин в этом обществе выбирались уже из рода Берзеков. Главное селение общества Субешх лежало в долине р. Шахе, в 3-х км от ее устья, и насчитывало до 200 дворов.3 Для долины р. Шахе вообще была характерна густая заселенность, селения здесь тянулись по обоим берегам, почти сливаясь друг с другом, на многие километры.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия) занимало долины рек Осакай (Осохой), Хожиебс (Якорная щель), Веранда, Дет-ляшха и Буу. Для этого общества, особенно в береговой полосе, было характерно смешанное убыхо-шапсугское население. Старшины в этом обществе избирались преимущественно из рода Дизаа (Дизе).

Общество Вордане занимало прибрежную полосу от долины р. Буу до Мамайского перевала. Селения этого общества располагались на реках Хобзы (Хобза), Лoo (селение Дзепш или Jloyne имело до 200 дворов), Ниже или Нижи (совр. река Уч-Дере к югу от JIoo), Легутай (совр. река Бит-ха) и Дагомыс.

Л.И. Лавров к долине Дагомыса приурочивает крупнейшее в Убыхии селение Фагуа (у Дюбуа де Монпере - сел. Фа-гурка) или Дзеша имевшее более 800 дворов и тянувшееся по Дагомысу (вероятно по Западному Дагомысу) на 18 км.1 К юго востоку от общества Вордане лежало общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай), занимавшее долину р. Псахе и междуречье Псахе - Сочи, включая долину современного Хлудовского ручья.

В этом обществе насчитывалось не менее 500 дворов. Из отдельных селений общества Псахе остались известными: с. Чизымогуа Ахмеда, тянувшееся на несколько километров вдоль реки Псахе (это же селение называлось Апо-хуа, т.е. селение убыхов), и с. Чизымогуа Мисоуста, располагавшееся, по всей вероятности, на левом приустьевом склоне долины ручья Хлудовского.

Оба селения были названы по именам старшин из знатного рода Чизымогуа.2

Общество Саше (Соча, Соцва и др.) простиралось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. Смешанное убыхо-абазин-ское население этого общества Торнау определял в 10 тыс. человек. Общество Саше состояло из селений, разбросанных по долинам рек Сочи, Бзугу, Цаник (Цанык) и Мацеста. Главное селение общества, в котором проживала господствовавшая фамилия Облагу (или Аубла), располагалось на левобережье приустьевой части долины р. Сочи, в пределах современных Завокзального и Заречного микрорайонов г. Сочи и у подножия приморского склона горы Батарейка, где находилась резиденция предводителя сочинских убыхов Аубла Али Ахмета.

В 5-6 км от устья р. Сочи находилось другое крупное селение сочинских убыхов, носившее наименование Аршна Аху. Выше, по долине Сочи начинались владения горных убыхов, где господствовал воинственный род Берзеков До-гомуковых. Крайним на юге убыхским приморским обществом, также имевшим смешанное убыхо-абазинское население, являлось общество Хамыш, в котором господствовала фамилия Хамыш. Главное и наиболее крупное селение этого общества располагалось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуо-ста) в 1,5-2,0 км от берега моря. Между реками Хоста и Агу-ра (Хуорта) находилось другое селение, располагавшееся от главного на расстоянии не более 5 верст.1

Вероятно в долине ручья Видного, у подножия юго-западного склона горы Ахун, располагалось селение Зенги. Это же название носил современный мыс Видный.

Из перечисленных приморских убыхских обществ наиболее плодородные и удобные в климатическом отношении земли занимали общества Вардане и Саше. Они имели развитое земледелие и плодоводство, вели активную торговлю с турецкими купцами и поэтому отличались в экономическом и социальном отношении от остальных убыхских обществ, заселявших горную территорию, занимавшихся преимущественно скотоводством и склонных более других грабительским набегам на соседние и дальние племена.

Если о приморских убыхских обществах мы находим трывочные сведения у различных исследователей, то о горной Убыхии такие сведения единичны и крайне скудны. Из елений горной или собственно Убыхии наиболее известны ыли с. Мутыхуасуа, располагавшееся на месте современного селения Пластунка и являвшегося вотчиной известно-о убыхского военного предводителя Хаджи-Берзека Докум-ку (Догомуков в русских военных документах) и его племянника и последователя Хаджи-Берзека Керантуха. Это еление до начала XIX века принадлежало обществу Саше, но затем было отвоевано горными убыхами (ориентировочно в 1803-1805гг.).

В низовьях р. Бзыч (левобережный приток р. Шахе) располагалось одноименное крупное селение, в котором главен-твовала привилегированная фамилия Дишан (Дечен, Десен.)2. На правобережье верхнего течения р. Шахе, между зеками Бсюк и Буший находилось крупное население горно-о убыхского общества Алань, получившее название Бабуков-аул по фамилии военного предводителя этого общества периода Кавказской войны Хаджи Бабукова. На водораздельной гряде между верховьями Хобзы и средним течением Шахе было большое селение Уцуа (Уцкуа), в верховьях р. Буу - сел. Эбжноу.1 На Убыхской поляне в верховьях р. Ац располагалось крупное селение, условно названное по наименованию урочища Убых-аулом.

О неизменности территории расселения убыхов в течение многих столетий еще до Евлия Челеби, впервые достоверно упоминающего об убыхах в середине XVII века, свидетельствуют предания абадзехов. Одно из преданий утверждает, что первоначальные насельники (семь семейств) долины Тубе (верховья реки Белой), от которых абадзехи ведут свое происхождение, сначала жили в долине Шахе, где они поселились среди убыхов после бегства из Аравии. Предание относит эти события ко времени византийского императора Константина (X век). По другому варианту предания, предки абадзехов вышли из Абхазии, долго жили в долине Шахе среди убыхов и затем перешли через Кавказский хребет и обосновались в долине Тубе. В обоих преданиях говорится об убыхах как об аборигенном населении, жившем на территории современного Сочи с давних времен.

Первое письменное упоминание об убыхах, по мнению А.Н. Генко, содержится в сочинениях византийского историка и географа VI в. Прокопия: «За областью Абазгов на Кавказе проживают Брухи, территория которых находится между Абазгами и Аланами...» (перевод с немецкого В.В.).2

Затем уже в 1641 г. Евлия Челеби пишет о племени Waipigha (в транскрипции Хаммера - англ.), которое последующие исследователи считают убыхами. Но у Белля Waja - это псезуапсинское племя гоайе (гои) - подразделение причерноморских шапсугов, a pigha, видимо, производное от пех - самоназвание убыхов. Т.е. Waipigha может означать смешанное шапсугско-убыхское население междуречья Псезуапсе - Шахе.

Возможно, что наиболее раннее упоминание об убыхах -брухах содержится в «Перикле» безымянного автора V в. и аключено в названии р. Брухонта, одновременно названой также Мизигом.1

В последней угадывается название наиболее крупной реки сочинского побережья Мзымты (Мизимты).

В источниках XVIII в. название убыхов упоминается уже тще и обычно в форме адыгского их наименования «уббых» зли «убых». С этим именем вероятно имеют связь и два названия, приводимые Пейсонелем в середине XVIII века при перечислении им племен, населявших в тот период Черноморское побережье Кавказа; это этнонимы Онбеш и Шаша. В первом усматриваются те же убыхи, а во втором - племя
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)