ИСТОРИИ БОЛЬШОГО СОЧИ - Киммерийцы
История
Киммерийцы - это древнейшее, подтвержденное историческими документами наименование населения, обитавшего на Северо-Западном Кавказе. Установлено, что киммерийцы были неоднородны по составу, этим именем называлось все местное доскифское население обширной территории, прилегавшей к северной и северо-восточной частям Черного моря. Ассирийские источники VIII-VII вв. до н.э., регистрирующие вторжение киммерийцев в страны Передней и Малой Азии, рисуют киммерийцев как многочисленный, очень подвижный и воинственный народ, пришедший из «Северного края земли». Греческие и библейские источники характеризуют киммерийцев как грозную, воинственную и разрушительную силу.
Киммерийцы - это древнейшее, подтвержденное историческими документами наименование населения, обитавшего на Северо-Западном Кавказе. Установлено, что киммерийцы были неоднородны по составу, этим именем называлось все местное доскифское население обширной территории, прилегавшей к северной и северо-восточной частям Черного моря. Ассирийские источники VIII-VII вв. до н.э., регистрирующие вторжение киммерийцев в страны Передней и Малой Азии, рисуют киммерийцев как многочисленный, очень подвижный и воинственный народ, пришедший из «Северного края земли». Греческие и библейские источники характеризуют киммерийцев как грозную, воинственную и разрушительную силу.
У киммерийцев была великолепная конница, они прекрасно владели луками. В своих походах на юг киммерийцы, а позднее скифы, пользовались древним путем из Приазовья в Закавказье вдоль восточного побережья Черного моря, так называемой Меотидо-Колхидской дорогой.
Пребывание киммерийцев на Северо-Западном Кавказе, по данным Е. И. Крупнова, подтверждается многочисленными находками бронзовых вещей. В районе Сочи, в Верхней Теберде и других пунктах были найдены характерные для киммерийцев особые бронзовые топоры со втулкой (кельты); в урочище Агур, в с. Учкулан, на р. Индыш и т.д. — бронзовые серпы с характерно загнутым стержнем для насадки. Многочисленны на Северо-Западном Кавказе находки особых наконечников втульчатых копий, найдены также ножи и кинжалы с перехватом у рукоятки, особые конские уздечки, отличные от местных кавказских.
Носители киммерийской культуры соприкасались с племенами Северного Кавказа, создавшими оригинальную ко-банскую культуру, и в определенной степени обогатили ее и ускорили процесс ее развития.
По мнению Л.И. Лаврова, упоминаемые многими античными авторами причерноморские племена ахеев и зихов являются потомками киммерийцев, вытесненных скифами из северокавказских степей, и далее Лавров делает вывод: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основание выводить свое происхождение от восточной части киммерийских племен»1.
Скифы, изгнавшие киммерийцев в VIII - VII вв. до н.э. из Северного Причерноморья, несомненно, также, в свою очередь, привнесли на Западный Кавказ свой этнический элемент, частично ассимилировавшись в среде аборигенных племен. Однако влияние скифов было в целом незначительное, так как основная их масса в своих походах в Закавказье и Малую Азию проходила через Дарьяльское ущелье и Дербентские ворота.
Лишь в первой половине VI в. до н. э. большая группа скифских племен, возвращаясь из очередного похода в Переднюю Азию, прошла на Северный Кавказ по Восточному побережью Черного моря по древней Меото-Колхидской дороге. Вероятно именно в этот период, привлеченная благодатными природными условиями Черноморского побережья Кавказа, какая то часть скифов осела на побережье, оказав влияние на местную материальную культуру. Начиная именно с VI в. до н.э. здесь, как и на всем Кавказе, известно большое число находок наконечников, секир и других предметов из железа скифского облика.
Дошедшие до нашего времени сочинения античных географов содержат неполные и отрывочные данные о населении Черноморского побережья Кавказа. При этом названия племен, встречающиеся в этих произведениях, относятся лишь к племенам, жившим в береговой полосе, но мы не имеем никаких сведений о племенах, обитавших в глубине страны. К тому же сведения о местонахождении племен иногда разноречивы, а порой и противоположны.
Один из древнейших античных географов Скилак в 522 г. до н.э., описывая в своих «Пропилеях» берега Понта Эвксинского, сообщает самые древние сведения о черноморских берегах Кавказа и перечисляет следующие племена, начиная от устья Дона: савроматы (на берегах Дона), маэты или меоты (на берегах Азовского моря), синты или синды (занимали Таманский полуостров до Анапы), керкеты (от Анапы до Геленджика); в земле керкетов находился греческий город Торикос в одноименной бухте (совр. Геленджик-ская бухта); за керкетами жили ахеяне, а далее гениохи, граничившие на юго-востоке с Великой Диоскурией; за генио-хами до реки Фаз (Риони) Скилак помещает колхов. В названии керкеты многие исследователи видят прототермин названия западнокавказских племен - черкесов.
Современник Скилака Орфей Кротонский в своей поэме об аргонавтах также упоминает синтов и керкетов.
Греческая колонизация черноморских берегов началась в VIII в. до н.э. На Черноморском побережье Кавказа греческие колонии в виде городов-государств появляются в VI-V вв. до н.э. В условиях прибрежного (каботажного) плавания греческая колонизация растянулась на столетия. Города-полисы закладывались постепенно, по мере продвижения греков от франкийских берегов вдоль Северного Причерноморья, затем в Крыму и лишь в V в. до н. э. на землях племени синдов в одноименной гавани возникла колония греков из Милета, позднее выросшая в крупный полис под названием Горгиппия (на месте современной Анапы).
Имеется очень мало сведений об античных центрах, расположенных юго-восточнее Горгиппии. Псевдо-Скилак(или Скилак Кариандский) в своем перипле во второй половине IV века до нашей эры, наряду с Боспорскими городами Фа-нагорией, Кепами к Синдской гаванью, упоминает город Па-тус (Бата - в более поздних источниках), который помещает непосредственно за Синдской (Анапской) гаванью. Если учесть, что следующей в этом направлении большой естественной гаванью является Цемесская бухта, то город Бата помещался именно на ее берегах.
Далее Псевдо-Скилак перечисляет с севера на юг запад-нокавказские племена, жившие вдоль берега Черного моря.
За синдской гаванью он помещает керкетов, привязывая их ориентировочно к территории между Цемесской и Геленд-жикской бухтами. За керкетами он упоминает торетов и далее к югу ахеев, а за ахеями помещает гениохов.1
В I в. н.э. Гай Плиний Секунд описал Черноморское побережье Кавказа с востока на запад: «.. .От Диоскуриады следующий город Гераклей. От Себастополиса он отстоит на 70000 шагов. Здесь живут ахейцы, марды, керкеты, за нимисерры, кефалотомы. Внутри того пространства богатейший город Питиунт разграблен гениохами. На побережье близ керкетов река Икар, аки (Aci) с городом Гиером и рекой на расстоянии 136 тысяч шагов от Гераклея. Затем мыс Круны от него крутая возвышенность, которую занимают тореты. Далее государство синдов в 67500 шагов от Гиер и река Сехерий». В районе Цемесской бухты Плиний ставит «Святой город» и говорит, что от государства синдов (Синдская гавань) он отстоит на 67500 шагов (по Страбону - на 400 стадиев).2 Мыс Круны -это, видимо, современный мыс Мысхако, а крутая возвышенность за ним - гора Колдун, резко выделяющаяся на фоне окружающего низкогорного и холмистого рельефа.
У многих древних авторов I—II вв. н.э. (Плиний Старший, Иосиф Флавий, Дионисий, Страбон, Флавий Арриан и др.) мы находим упоминание об ахеях, ахейцах или ахеянах, во всех случаях указываемых территориально примерно в пределах от Туапсе или Геленджика до Сочи или Адлера.
Знаменитый географ древности Страбон (I в. н.э.) при описании берегов Черного моря сообщает: «За Синдикой и Горгиппией идет вдоль моря побережье ахеев, зихов, гениохов, по большей части гористое, так как оно уже составляет часть Кавказа»3. И далее Страбон дает более подробное перечисление племен Черноморского побережья Кавкава: «За Ватами... побережье Керкетов с пристанями и селениями, на пространстве около восьмисот пятидесяти стадиев, затем побережье ахеян, на пространстве пятисот стадиев, далее берег гениохов, в тысячу стадиев, и, наконец, великий Питиунд в триста шестьдесят стадиев до Диоскуриады...»
Наиболее достоверные сведения по географии и этнографии кавказского побережья античного времени оставил Флавий Арриан, по заданию римского императора Адриана совершивший путешествие вдоль Черноморского побережья Кавказа в 134 году.
В описаниях Арриана вместо гениохов мы находим название санигов (от Сочи до Гагр), а южнее - абазгов и апсилов.
Вместо ахеян Арриан называет зихов, хотя и упоминает о Старой Ахее, располагая ее к берегу от Туапсе (район Пшады)1. В этой связи невольно напрашиваются некоторые сопоставления. В нескольких километрах к северо-западу от Туапсе находится река Агой и одноименный шапсугский аул, а в середине XIX века здесь располагалось одно из подразделений шапсугов «агуйя». Другое могущественное подразделение шапсугов, проживавших в долине Псезуапсе и далее к югу вплоть до Шахе, а в береговой полосе даже несколько южнее (до Буу-Хобзы), носило название «гоайе» или гои». В XIX веке в долине Псезуапсе, в 7 км от ее устья, на месте современного села Алексеевка был аул Гуайе.
Арриан перечисляет и другие центры на побережье Западного Кавказа, указывая, что в 150 стадиях (26 км) к югу от Старой Ахеи находится Старая Лазика (район Джубги), далее в 120 стадиях (21 км) упоминается мыс, защищающий корабли от Фраския и Борея (мыс Кадош), еще южнее в 180 стадиях (31 км) Ираклов мыс, в 150 стадиях (26 км) от которого - Ахэ-унт, попадающий в устье р. Шахе, по которой в XIX веке проходила этническая граница между шапсугами и убыхами.
Н.Г. Волкова в этнониме ахеи, упоминаемом в античных источниках на протяжении более полутысячелетия (с VI в. до н.э. и до I в. н.э.), усматривает корень адыгейского названия моря хы (или хэ) с добавлением абхазско-абазинского суффикса «а» и греческого окончания «оЪ>. Тем более, что античные авторы указывают территорию расселения ахеев вдоль берега Черного моря. Это обстоятельство может служить одним из аргументов в пользу присутствия, по крайней мере с VI в. до н.э., на Черноморском побережье Кавказа населения, говорившего на языках адыго-абхазской группы народов.
Аппиан, живший почти в одно время с Аррианом, при составлении истории войн понтийского царя Митридата еще употребляет названия «ахеяне» и «гениохи». Как известно из истории древнего мира, в 65 г. до н.э. Митридат, после жестокого поражения от Помпея и преследуемый им, с остатком войск бежал с берегов Евфрата в Колхиду и, перезимовав в Диоскурии, двинулся к Бостону вдоль Черноморского побережья Кавказа на кораблях. Он предпочел плыть с большими трудностями, следуя вдоль извилистых скалистых морских берегов, не решившись двигаться по суше нестолько из-за гористой местности, сколько из-за необыкновенной воинственности причерноморских племен. Но когда он достиг берегов Ахеи, то был встречен здесь дружелюбно и ему была оказана помощь в дальнейшем путешествии до Босфора. Следует предположить, что североахейские племена находились в тот период в определенной зависимости от Босфорского государства. После Аппиана названия «ахеяне» и «гениохи» в исторических источниках больше не упоминаются, вместо них появляются соответственно названия «зихи» и «саниги».
Саниги, видимо, выделились из гениохских племен, упоминаемых в источниках раннеантичного и начала поздне-античного времени. При этом, если во II в. н.э. они занимали побережье от Шахе до Сухуми, то, по свидетельству Псевдо-Арриана (V в.н.э), территория обитания санигов сузилась и ограничивалась междуречьем Шахе-Псоу.
www.circas.ru
фото: www.afoto.info
У киммерийцев была великолепная конница, они прекрасно владели луками. В своих походах на юг киммерийцы, а позднее скифы, пользовались древним путем из Приазовья в Закавказье вдоль восточного побережья Черного моря, так называемой Меотидо-Колхидской дорогой.
Пребывание киммерийцев на Северо-Западном Кавказе, по данным Е. И. Крупнова, подтверждается многочисленными находками бронзовых вещей. В районе Сочи, в Верхней Теберде и других пунктах были найдены характерные для киммерийцев особые бронзовые топоры со втулкой (кельты); в урочище Агур, в с. Учкулан, на р. Индыш и т.д. — бронзовые серпы с характерно загнутым стержнем для насадки. Многочисленны на Северо-Западном Кавказе находки особых наконечников втульчатых копий, найдены также ножи и кинжалы с перехватом у рукоятки, особые конские уздечки, отличные от местных кавказских.
Носители киммерийской культуры соприкасались с племенами Северного Кавказа, создавшими оригинальную ко-банскую культуру, и в определенной степени обогатили ее и ускорили процесс ее развития.
По мнению Л.И. Лаврова, упоминаемые многими античными авторами причерноморские племена ахеев и зихов являются потомками киммерийцев, вытесненных скифами из северокавказских степей, и далее Лавров делает вывод: «Так как эти племена являются несомненными предками нынешних абхазов, абазин, адыгейцев и кабардинцев, то эти последние четыре народа имеют основание выводить свое происхождение от восточной части киммерийских племен»1.
Скифы, изгнавшие киммерийцев в VIII - VII вв. до н.э. из Северного Причерноморья, несомненно, также, в свою очередь, привнесли на Западный Кавказ свой этнический элемент, частично ассимилировавшись в среде аборигенных племен. Однако влияние скифов было в целом незначительное, так как основная их масса в своих походах в Закавказье и Малую Азию проходила через Дарьяльское ущелье и Дербентские ворота.
Лишь в первой половине VI в. до н. э. большая группа скифских племен, возвращаясь из очередного похода в Переднюю Азию, прошла на Северный Кавказ по Восточному побережью Черного моря по древней Меото-Колхидской дороге. Вероятно именно в этот период, привлеченная благодатными природными условиями Черноморского побережья Кавказа, какая то часть скифов осела на побережье, оказав влияние на местную материальную культуру. Начиная именно с VI в. до н.э. здесь, как и на всем Кавказе, известно большое число находок наконечников, секир и других предметов из железа скифского облика.
Дошедшие до нашего времени сочинения античных географов содержат неполные и отрывочные данные о населении Черноморского побережья Кавказа. При этом названия племен, встречающиеся в этих произведениях, относятся лишь к племенам, жившим в береговой полосе, но мы не имеем никаких сведений о племенах, обитавших в глубине страны. К тому же сведения о местонахождении племен иногда разноречивы, а порой и противоположны.
Один из древнейших античных географов Скилак в 522 г. до н.э., описывая в своих «Пропилеях» берега Понта Эвксинского, сообщает самые древние сведения о черноморских берегах Кавказа и перечисляет следующие племена, начиная от устья Дона: савроматы (на берегах Дона), маэты или меоты (на берегах Азовского моря), синты или синды (занимали Таманский полуостров до Анапы), керкеты (от Анапы до Геленджика); в земле керкетов находился греческий город Торикос в одноименной бухте (совр. Геленджик-ская бухта); за керкетами жили ахеяне, а далее гениохи, граничившие на юго-востоке с Великой Диоскурией; за генио-хами до реки Фаз (Риони) Скилак помещает колхов. В названии керкеты многие исследователи видят прототермин названия западнокавказских племен - черкесов.
Современник Скилака Орфей Кротонский в своей поэме об аргонавтах также упоминает синтов и керкетов.
Греческая колонизация черноморских берегов началась в VIII в. до н.э. На Черноморском побережье Кавказа греческие колонии в виде городов-государств появляются в VI-V вв. до н.э. В условиях прибрежного (каботажного) плавания греческая колонизация растянулась на столетия. Города-полисы закладывались постепенно, по мере продвижения греков от франкийских берегов вдоль Северного Причерноморья, затем в Крыму и лишь в V в. до н. э. на землях племени синдов в одноименной гавани возникла колония греков из Милета, позднее выросшая в крупный полис под названием Горгиппия (на месте современной Анапы).
Имеется очень мало сведений об античных центрах, расположенных юго-восточнее Горгиппии. Псевдо-Скилак(или Скилак Кариандский) в своем перипле во второй половине IV века до нашей эры, наряду с Боспорскими городами Фа-нагорией, Кепами к Синдской гаванью, упоминает город Па-тус (Бата - в более поздних источниках), который помещает непосредственно за Синдской (Анапской) гаванью. Если учесть, что следующей в этом направлении большой естественной гаванью является Цемесская бухта, то город Бата помещался именно на ее берегах.
Далее Псевдо-Скилак перечисляет с севера на юг запад-нокавказские племена, жившие вдоль берега Черного моря.
За синдской гаванью он помещает керкетов, привязывая их ориентировочно к территории между Цемесской и Геленд-жикской бухтами. За керкетами он упоминает торетов и далее к югу ахеев, а за ахеями помещает гениохов.1
В I в. н.э. Гай Плиний Секунд описал Черноморское побережье Кавказа с востока на запад: «.. .От Диоскуриады следующий город Гераклей. От Себастополиса он отстоит на 70000 шагов. Здесь живут ахейцы, марды, керкеты, за нимисерры, кефалотомы. Внутри того пространства богатейший город Питиунт разграблен гениохами. На побережье близ керкетов река Икар, аки (Aci) с городом Гиером и рекой на расстоянии 136 тысяч шагов от Гераклея. Затем мыс Круны от него крутая возвышенность, которую занимают тореты. Далее государство синдов в 67500 шагов от Гиер и река Сехерий». В районе Цемесской бухты Плиний ставит «Святой город» и говорит, что от государства синдов (Синдская гавань) он отстоит на 67500 шагов (по Страбону - на 400 стадиев).2 Мыс Круны -это, видимо, современный мыс Мысхако, а крутая возвышенность за ним - гора Колдун, резко выделяющаяся на фоне окружающего низкогорного и холмистого рельефа.
У многих древних авторов I—II вв. н.э. (Плиний Старший, Иосиф Флавий, Дионисий, Страбон, Флавий Арриан и др.) мы находим упоминание об ахеях, ахейцах или ахеянах, во всех случаях указываемых территориально примерно в пределах от Туапсе или Геленджика до Сочи или Адлера.
Знаменитый географ древности Страбон (I в. н.э.) при описании берегов Черного моря сообщает: «За Синдикой и Горгиппией идет вдоль моря побережье ахеев, зихов, гениохов, по большей части гористое, так как оно уже составляет часть Кавказа»3. И далее Страбон дает более подробное перечисление племен Черноморского побережья Кавкава: «За Ватами... побережье Керкетов с пристанями и селениями, на пространстве около восьмисот пятидесяти стадиев, затем побережье ахеян, на пространстве пятисот стадиев, далее берег гениохов, в тысячу стадиев, и, наконец, великий Питиунд в триста шестьдесят стадиев до Диоскуриады...»
Наиболее достоверные сведения по географии и этнографии кавказского побережья античного времени оставил Флавий Арриан, по заданию римского императора Адриана совершивший путешествие вдоль Черноморского побережья Кавказа в 134 году.
В описаниях Арриана вместо гениохов мы находим название санигов (от Сочи до Гагр), а южнее - абазгов и апсилов.
Вместо ахеян Арриан называет зихов, хотя и упоминает о Старой Ахее, располагая ее к берегу от Туапсе (район Пшады)1. В этой связи невольно напрашиваются некоторые сопоставления. В нескольких километрах к северо-западу от Туапсе находится река Агой и одноименный шапсугский аул, а в середине XIX века здесь располагалось одно из подразделений шапсугов «агуйя». Другое могущественное подразделение шапсугов, проживавших в долине Псезуапсе и далее к югу вплоть до Шахе, а в береговой полосе даже несколько южнее (до Буу-Хобзы), носило название «гоайе» или гои». В XIX веке в долине Псезуапсе, в 7 км от ее устья, на месте современного села Алексеевка был аул Гуайе.
Арриан перечисляет и другие центры на побережье Западного Кавказа, указывая, что в 150 стадиях (26 км) к югу от Старой Ахеи находится Старая Лазика (район Джубги), далее в 120 стадиях (21 км) упоминается мыс, защищающий корабли от Фраския и Борея (мыс Кадош), еще южнее в 180 стадиях (31 км) Ираклов мыс, в 150 стадиях (26 км) от которого - Ахэ-унт, попадающий в устье р. Шахе, по которой в XIX веке проходила этническая граница между шапсугами и убыхами.
Н.Г. Волкова в этнониме ахеи, упоминаемом в античных источниках на протяжении более полутысячелетия (с VI в. до н.э. и до I в. н.э.), усматривает корень адыгейского названия моря хы (или хэ) с добавлением абхазско-абазинского суффикса «а» и греческого окончания «оЪ>. Тем более, что античные авторы указывают территорию расселения ахеев вдоль берега Черного моря. Это обстоятельство может служить одним из аргументов в пользу присутствия, по крайней мере с VI в. до н.э., на Черноморском побережье Кавказа населения, говорившего на языках адыго-абхазской группы народов.
Аппиан, живший почти в одно время с Аррианом, при составлении истории войн понтийского царя Митридата еще употребляет названия «ахеяне» и «гениохи». Как известно из истории древнего мира, в 65 г. до н.э. Митридат, после жестокого поражения от Помпея и преследуемый им, с остатком войск бежал с берегов Евфрата в Колхиду и, перезимовав в Диоскурии, двинулся к Бостону вдоль Черноморского побережья Кавказа на кораблях. Он предпочел плыть с большими трудностями, следуя вдоль извилистых скалистых морских берегов, не решившись двигаться по суше нестолько из-за гористой местности, сколько из-за необыкновенной воинственности причерноморских племен. Но когда он достиг берегов Ахеи, то был встречен здесь дружелюбно и ему была оказана помощь в дальнейшем путешествии до Босфора. Следует предположить, что североахейские племена находились в тот период в определенной зависимости от Босфорского государства. После Аппиана названия «ахеяне» и «гениохи» в исторических источниках больше не упоминаются, вместо них появляются соответственно названия «зихи» и «саниги».
Саниги, видимо, выделились из гениохских племен, упоминаемых в источниках раннеантичного и начала поздне-античного времени. При этом, если во II в. н.э. они занимали побережье от Шахе до Сухуми, то, по свидетельству Псевдо-Арриана (V в.н.э), территория обитания санигов сузилась и ограничивалась междуречьем Шахе-Псоу.
www.circas.ru
фото: www.afoto.info
Ссылки по теме: