Пять постоянств адыгской этики

Пять постоянств адыгской этики
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
18:05, 14 ноябрь 2021
6 933
0
Во всех этических системах выкристаллизовываются ведущие моральные принципы, подчиняющие себе многообразие частных принципов и норм. Они носят характер базовых, постоянно действующих ценностей, не связанных условиями и обстоятельствами времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых или сословных отношений. В системе адыгской этики пять таких постоянств: ц1ыхугъэ - человечность, нэмыс - почтительность, акъыл -разум, л1ыгъэ - мужество, напэ - честь.
Во всех этических системах выкристаллизовываются ведущие моральные принципы, подчиняющие себе многообразие частных принципов и норм. Они носят характер базовых, постоянно действующих ценностей, не связанных условиями и обстоятельствами времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых или сословных отношений. В системе адыгской этики пять таких постоянств: ц1ыхугъэ - человечность, нэмыс - почтительность, акъыл -разум, л1ыгъэ - мужество, напэ - честь.

К такому заключению я пришел, анализируя материал полевых этнографических исследований, проводившихся мной с 1975-го по 1995 год. В общей сложности было опрошено около 500 человек старшего поколения, представляющих все области и районы компактного проживания адыгов в России, а также частично за рубежом, прежде всего в Иордании, Сирии, Турции. Полученные данные - свидетельство валидности принципов адыгской этики, наличия единых представлений об этической рационализации мира.

Человечность - ц1ыхугъэ. Ее считают и повсеместно выделяют как самую первую заповедь и характерную черту адыгства. К примеру, информант Фица Тарчоков определяет адыгство как человечность, сострадание к людям, готовность оказать им помощь: Адыгагъэр ц1ыхугъэщ, гущ1эгъущ, хъэтырщ. Аналогичным образом высказывается Али Удычаков. По его мнению, адыгагъэ включает в себя гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и другие ценные качества, которые в целом можно обозначить как человечность. Отсюда вывод: "Тот, кто обладает человечностью, тот обладает адыгством, и, напротив, обладающий адыгством, обладает человечностью". Несколько иначе выражает эту же мысль Кубати Кудаев: Ц1ыхугъэ зимы1эм адыгагъэ хэлъкъым - "Тот, в ком нет человечности, тот лишен и адыгства".

Ссылаются на тесную связь человечности с эмпатией - гущ1эгъу, пониманием - зэхэщ1ык1, а также с готовностью действовать в интересах других людей - хьэтыр и развитым чувством благодарности за оказанную помощь - ф1ыщ1э (Масхуд Беккизов, Гиса Жирчаго, Тембулат Балов и др.).

Мотивационную базу человечности составляет, по свидетельству информантов, идея спасения души через благодеяние - псапэ (Мамырхан Бекова, Айше Гербо, Хакулина Кишева). И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых дел.

Наконец, постоянно подчеркивается, что реализация человечности осуществляется средствами этикета - адыгэ нэмыс (Мамыза Озов, Мажид Темиров и др.) с использованием ресурсов разума, мужества, чести (Бетал Апхудов, Ибрагим Ервас, Кокоз Бербеков, Хусин Черкесов и др.).

О том, что в системе адыгства человечность выдвигается на первый план, свидетельствуют данные социологических исследований в Адыгее. Выяснилось, что с человечностью связывают адыгскую этику свыше 90 % адыгского населения, то есть абсолютное большинство. По словам руководителя этих исследований Р. А. Ханаху, в массовом сознании человечность и адыгство "мыслятся почти как синонимы" (Ханаху 1997: 47). Это весьма показательно как свидетельство всеобщности принципов и правил адыгагъэ, их внутреннего соответствия универсальным представлениям о гуманности. В сознании адыгов человечность - людская любовь, не знающая национальных, расовых или сословных границ, своего рода видовая солидарность.

Почтительность - нэмыс. Прежде всего данное понятие ассоциируется с воспитанностью, скромностью, деликатностью, хорошими манерами и в этом качестве постоянно фигурирует в оценках и определениях адыгства. Адыгагъэр нэмысщ, л1ыгъэщ, ц1ыхугъэщ, - говорит Мухамед Сонов, что означает: "Адыгство - это почтительность, мужество, человечность". К числу типичных относится определение Умара Лапсирокова: Адыгагъэ жи1эмэ, абы къик1ыр ц1ыхугъэ, нэмыс, хьэтыр, хабзэ зыхэлъ - "Когда говорят "адыгство", под этим подразумевают наличие таких свойств, как человечность, почтительность, услужливость, учтивость, воспитанность". Иногда говорят, что между адыгством, человечностью и почтительностью нет принципиальной разницы (Лих Меров, Касух Ципинова, Жубатыр Ципинов).

В таком же духе высказываются все информанты. Правда, у бжедугов и шапсугов вместо термина "нэмыс", но в том же значении используются чаще термины "шъхьэк1аф" - "уважение", "нэхаш" - "скромность" (Ахмед Теучеж, Исмаил Татлок, Махмет Нагучев, Осман Нибо, Шаф Чачух).

Большое значение придают принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей (Умар Мазукобзев, Уалагей Аутлев, Джаудет Шупаш, Хаджифат Харту, Владимир Паунежев, Кадыр Хачемиз и др.). Специально выделяется понятие гармоничного, артистичного поведения - зек1уэк1э дахэ, предполагающего не только отличное знание пунктов этикета, но и умение с особым изяществом исполнить их. Отсюда образ человека с хорошими манерами и тонким вкусом - щ1ык1аф1э, нэмысыф1э (Марят Шопарова, Мухамед Хажбиев и др.). Человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, считают лишенным почтительности и адыгства: Адыгэ хабзэр зымыгъэзащЬм нэмыси, адыгагъи хэлъу жып1э хъунукъым - " О том, кто не исполняет пункты адыгского этикета, нельзя сказать, что он почтителен, "обладает адыгством"". Таково мнение адыгов во всех концах мира (Идрис Мажаджоко, Аскер Хейри, Шупаш Джаудет и др.).

Особенно показательно, что все это связано в действительности с представлением об этическом иммунитете личности - ц1ыхум и нэмыс - букв.: "намус человека", как безусловном праве человека на признание и уважение (Сагид Дикинов, Хава Асланукова). Посягательство на честь и достоинство личности считается грубым нарушением этических норм: Ц1ыхум и нэмысыр зыкъутэм адыгагъэ хэлъкъым - букв.: "Нет адыгства в том, кто разрушает намус человека" (Нану Джатаривов, Мадина Машукова).

Разум - акъыл. Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого и непременно нравственно ориентированного ума - акъыл, акъылыф1агъэ. Например, Ибрагим Ервас говорит: Адыгагъэр акъылщ, акъыл зимы1эм адыгагъэр хузехьэнукъым - букв.: "Адыгство -суть разум, неразумный не способен нести в себе адыгство".

На особое место разума или разумности в системе адыгства указывает Мамыза Озов: Адыгагъэр зыгъэнахуэр акъылщ - "Своим существованием адыгство обязано разуму". О том же говорят Абыхуна Тхазаплижева, Исхак Хатков, Уалагей Аутлев, Меджид Скончебасов, Сули Шоотох, Биболет Хатит, Бахчерий Напсо и многие другие информанты. Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики нецелесообразно, нерационально, неразумно.

Разумность соотносят с трезвым социальным умом, с так называемым "искусством находиться среди людей" - ц1ыху хэтык1э, с успехом решая в контактах с ними насущные жизненные вопросы. Прежде всего, хотя, конечно, не исключительно, это вопросы, связанные с обеспечением благополучной жизни, с такими ценностями, как любовь и уважение близких, здоровье, долголетие, богатство (Тембот Балов, Бабыху Гучапшева, Сафарбий Катмасов, Хаджумар Хаужев). С разумностью ассоциируются также самокритичность и чувство меры - мардэ (Токан Таов, Тембот Гуанов, Хазиз Жиляев, Ибрагим Тляругов).

Специально выделяют "способность понимания" - зэхэщ1ык1, то есть умение дать точный нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и сочувствием к ближним (Бетал Ордашев, Умар Бегереев, Куна Готыжева, Гуашхуж Хакунова). Отсюда образ человека с пониманием - зэхэщ1ык1 зи1э ц1ыху - умного, проницательного и доброго одновременно.

Мужество - л1ыгъэ, В представлениях опрошенных - это прежде всего нравственно акцентированное свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость, выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как справедливость, деликатность, толерантность. Вводится понятие "благородного мужа" - л1ыф1, то есть человека бесстрашного и честного, мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного - обладающего в полной мере адыгством (Ильяс Мельгош, Хабала Нибежев, Шамхат Коблева, Ереджиб Хушт и др.). В этом значении используется и понятие "адыгэлГ - букв.: "адыгский муж", "адыгский мужчина" (Сахид Женетль, Аскер Хейри, Нурали Урусмамбетов и др.).

Мужество включают в число главных признаков адыгства, ср.: Адыгагъэр нэмысщ, цТыхугъэщ, л1ыгъэщ, гущ1эгъущ - "Адыгство - это почтительность, человечность, мужество, сострадание к ближнему" (Жамбот Хапамцивов); Адыгагъэ хэлъщ жа1эмэ, цТыхур игъэпэжу, пщ1э яхуищ1у, л1ыгъэ хэлъу зэманым зыдыригъэк1уу арщ - "Если говорят о ком-либо: "обладает адыгством", это означает, что человек верен своим обязательствам, уважает и ценит людей, мужественно, то есть терпеливо, достойно, с умом приноравливается к поворотам времени и судьбы" (Али Кушхов).

Характеризуя мужество, часто ссылаются на толерантность и способность стойко переносить физические и душевные страдания, неудачи, удары судьбы (Ибрагим Коблев, Амин Дугужоко, Идрис Зарамук). Специально выделяется сдержанность в проявлении негативных эмоций - тэмакъ к1ыхъагъэ (Цуца Шкахова, Мунчак Хатуев, Мухамед Молов и др.).

В число безусловных признаков мужества включают иногда и неукоснительное соблюдение правил адыгской этики и этикета. Считается, что это трудное дело, требующее больших знаний, сил, средств и, стало быть, большого мужества (Гиса Дзетель, Ибрагим Теучеж, Узырхан Бесланеев, Лих Меров).

Честь - напэ. Понятие "напэ" - букв.: "лицо" постоянно фигурирует в определениях адыгства со значением "честь", "совесть", "стыд", ср.: Адыгагъэр ц1ыхугъэщ, напэщ, нэмысщ - "Адыгство суть человечность, честь, почтительность" (Унат Курашинова); Адыгагъ зыфа1орэр напэ, щыпкъагъ, л1ыгъэ -"Под адыгством подразумевают честь, верность, мужество" (Нух Анчок).

Общее мнение таково, что честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков. Распространено представление о лице, как об органе постоянного внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, - о механизме, который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской этики, ср.: Адыгагъэр зэтезы1ыгъэр л1ыгъэщ, напэщ, ук1ытэщ - "Адыгство держится на мужестве, чести, стыде" (Абдулчарим Патов); Нэхащи ук1ыти зимы1эрэм адыгагъи и1эрэп - "Если в человеке нет скромности и стыда, то, следовательно, нет в нем и адыгства" (Исуф Тлиф).

С категорией лица связывают представления об этическом страхе: шынэ-ук1ытэ - букв.: "страх-стыд". Обычно под этим понимают страх потерять лицо (Тагуна Камбиева, Фица Тарчоков, Хаджебий Темзоков и др.). Упадок нравов объясняют часто исчезновением, вытеснением этического страха (Матгирей Тхамоков, Шарет Куадже и др.).

Любопытны суждения, в которых категория лица используется для обозначения чести народа - адыгэ напэ. Эту честь, как утверждают информанты, обязан поддерживать каждый черкес своим благородством, мужеством, адыгством. К примеру, говорят: Л1ыгъэ хэлъыу, зэрихьэу зыхъук1э адыгэ лъэпкъым и напэ къыдишаеу, адыгагъ хэлъ ащыгъум - "Если человек поступает мужественно и достойно, это значит, что он поддерживает честь народа, обладает адыгством" (Хутыз Ханмелич). Напэ уи1эмэ узэрыадыгэр бгъэгъуащэкъым: ц1ыхугъи л1ыгъи адыгагъи пхэлъщ -"Если ты человек чести, то тем самым оправдываешь высокое звание адыга, и это значит, что есть в тебе и человечность, и мужество, и адыгство" (Жансит Кабардов).

Итак, существуют пять принципов адыгской этики. Каждый из них будет рассмотрен подробно в последующих главах книги. Однако уже сейчас можно сказать, что перед нами постоянные координаты адыгства, главные ориентиры и механизмы воспроизводства и развития нравственного сознания. Акцентируя внимание на онтологической сущности и необходимости ведущих моральных ценностей и установок, не зря говорят: Зэманым нэмыс умыщ1 жи1эркъым -"Время не отменяет этичность" (Бабыху Гучапшева); Хабзэжъ хэкужъ къранэркъым - "Покидая родину, не забывай (не оставляй там) добрые традиции народа" (Гукемух, Кардангушев 1994: 113).

По адыгским понятиям, принципы традиционной этики нельзя предать забвению без ощутимых негативных последствий для социума. Отказ от исполнения моральных правил ведет к аномии, а аномия, в свою очередь, к разрушению устоев личности и общества, ср.: Хабзэр к1уэдым ц1ыхури мэк1уэд - букв.: "С исчезновением моральных норм исчезает человек" (Хамид Отаров, Гиса Орд оков, Зарамук Хуранов и др.); Хабзэр к1уэдым лъэпкъри мэк1уэд - "С исчезновением хабзэ исчезает с лица земли и народ" (Нух Тлостанаков, Шахбан Шидаков, Музариф Гукетлов и др.).

www.circas.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)