Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Этнотерриториальное деление Западной Черкесии

Этнотерриториальное деление Западной Черкесии

Этнотерриториальное деление Западной Черкесии
История
zara
Фото: Адыги.RU
10:49, 05 февраль 2020
9 049
0
Динамика этнических процессов в Западной Черкесии в эпоху позднего средневековья и в новое время характеризовалась несколькими тенденциями, определявшими специфику развития этнического и субэтнического уровней самосознания адыгов. Население Западного Кавказа с древнейших времен отличалось определенной этноязыковой однородностью. Однако даже после сложения адыгской народности оставалось актуальным противопоставление двух основных центров консолидационной активности адыгов. Меж ду жителями Причерноморья и высокогорной зоны (генетическими преемниками зихского племенного союза) и населением Прикубанья (преемниками касожского племенного объ единения) сохранялись некоторые различия этнокультурного и социальнополитического характера, поддерживавшие устойчивость субэтнического уровня самосознания у различ ных групп адыгов.
Этнотерриториальное деление Западной ЧеркесииДинамика этнических процессов в Западной Черкесии в эпоху позднего средневековья и в новое время характеризовалась несколькими тенденциями, определявшими специфику развития этнического и субэтнического уровней самосознания адыгов. Население Западного Кавказа с древнейших времен отличалось определенной этноязыковой однородностью. Однако даже после сложения адыгской народности оставалось актуальным противопоставление двух основных центров консолидационной активности адыгов. Меж ду жителями Причерноморья и высокогорной зоны (генетическими преемниками зихского племенного союза) и населением Прикубанья (преемниками касожского племенного объ единения) сохранялись некоторые различия этнокультурного и социальнополитического характера, поддерживавшие устойчивость субэтнического уровня самосознания у различ ных групп адыгов. Южная граница расселения адыгоязычных групп приходилась на вы сокогорную зону Западного Кавказа и Черноморское побережье южнее Туапсе. Население примыкающих к этим границам земель (убыхи, а также садзы и другие локальные группы абазин) находилось в тесных социальнополитических связях и этнокультурном симбиозе с адыгами. Степень ассоциированности убыхов и абазин с последними была настолько ощутима, что, как правило, экзоэтнонимы «зихи» и «черкесы» покрывали всю массу насе ления Западного Кавказа за исключением собственно Абхазского княжества. Так, на рубеже XVXVI вв. итальянец Дж. Интериано определял границы Черкесии по берегам Азовского и Черного морей от устья Дона до «реки Фазиса (видимо р. Бзыбь – З.К.)», где она граничила с Абхазией. Протяженность черкесского побережья, указанная автором (500 миль или более 800 км) показывает, что Дж. Интериано включал в число «зихов» (которых татары и турки называли «черкесами»), не только собственно адыгов, но и их ближайших южных соседей – убыхов и абазин. Несмотря на это, последние вплоть до окончания Кавказской войны сохраняли свою этническую самобытность. Известные адыгам под общим именем «абаза», убыхи и абазины в XVXIX вв. оказались вовлечены в сложные и динамичные этнические процессы, имевшие место в Западной Черкесии. ториального обособления западных и восточных адыгов стали прогрессировать. Это было связано вопервых с сокращением адыгского землевладения и землепользования в степ ном Предкавказье, а также миграционной и завоевательной политикой кабардинцев в вос точном направлении. Усиление военнополитического натиска на адыгские земли со стороны Османской империи и ее вассала – Крымского ханства, привело к тому, что северная граница Запад ной Черкесии сместилась значительно южнее. К середине XVI в.
Восточное Приазовье от устья Дона до течения Кубани перешло под контроль новых хозяев – мурз Малого Нагая – вассалов Крымского ханства. Поселения жанеевцев и кемиргоевцев оказались оттеснены на левобережье Кубани. Основная масса восточных адыгов – кабардинцев утверждала свое господство в Центральном Предкавказье и низовьях Терека. Лишь небольшая часть кабардинцев в результате междоусобиц откололась от основного массива и осталась в ме ждуречье Лабы и Урупа под названием бесленеевцев (по имени князя Беслана). Бассейн верхней Кубани постепенно заселили локальные группы абазин, оказавшиеся в поземель ной и политической зависимости от кабардинских и бесленеевских князей. Таким обра зом, несмотря на сохранение политического контроля над этими землями, восточные ады ги (кабардинцы) оказались оторваны от основного адыгского этнического массива. Ку бань стала естественной границей между Кабардой и Западной (Закубанской) Черкесией. После оставления адыгами Восточного Приазовья границы Западной Черкесии на протяжении нескольких веков вплоть до первой половины XIX в. оставались фактически неизменными. Однако динамика демографических процессов внутри страны нередко в короткие сроки кардинально меняла этнотерриториальную карту Западной Черкесии. В XVI – первой половине XVII вв. основной тенденцией развития феодальных вла дений Западной Черкесии было их дробление и возникновение в связи с процессами соци альнополитической дезинтеграции новых субэтнических единиц. Так, от кемиргоевцев отделилась значительная часть населения во главе с князем Хатуко, получившая название хатукаевцев. Они заняли западную часть некогда единого кемиргоевского владения по ле вобережью Кубани от Афипса до Пшиша (330, с. 176184). Несколько позднее небольшая часть хатукаевцев во главе с князьями Бхгезеноко в качестве отдельного удела вошла в состав хегаков (330, с.196). Кроме того, в составе кемиргоевского владения князей Боло токовых выделились локальные группы егерукаевцев (еджерукай) и адамиевцев (адамий). Бжедуги разделились на четыре отрасли.
Князья Черчан, Хамиш, Богорсоко и Бас токо стали родоначальниками самостоятельных княжеских домов. Черченеевское и Хамишеевское владения удержали общее субэтническое название бжедугов. Подданые Бо горсоко передвинулись на северовосток, в бассейн средней Лабы (рр. Фарс, Псефирь) и под именем махошевцев вошли в число самостоятельных этнотерриториальных единиц Западной Черкесии. Подданые Бастоко мигрировали в западном направлении и осели на Черноморском побережье в долине р. Вепсне на границе хегакских владений. Эта локаль ная группа адыгского населения известна источникам как вепсне или вепсненцы (330, с.185196). Жанеевское владение во главе с княжескими домами Комео и Бечкан также не из бежало разделения на ряд независимых уделов. По данным османских источников сере дины XVII в., Жане делилась на два «округа» – Большая и Малая Жане. Последняя распо лагалась на левых притоках Кубани рр. Абин, Хапль, Иль и более чем в три раза уступала Большой Жане по численности населения (343, с.6364; 62, с.17). Часть жанеевцев во гла ве с князьями Заноко также влилась в состав хегаков (330, с.с.196). В XVIXVIII вв. в пределах османских владений на Таманском полуострове сфор мировалось довольно многочисленное смешанное население (адыги (черкесы), османы, армяне, ев реи, греки и др.). Адыгское население Таманского полуострова (адале – «островитяне» (от тюрк. ада – «остров») османских источников или «таманские черкесы» русских источни ков) не составляло независимого владения, а проживало в пригородах османских укрепле ний (Тамань, Темрюк, КизилТаш) и в небольших селениях, число которых по османским данным середины XVII в. достигало 80. Оно сформировалось и пополнялось в основном за счет выходцев из соседнего Хегака и Жане и управлялось собственными «беями», под контрольными османской администрации (343, с.4252). Внутренние границы между многочисленными этнотерриториальными единицами Западной Черкесии всегда оставались открытыми и взаимопроницаемыми. Фактическая культурноязыковая однородность населения оставалась мощным фактором консолидаци онной активности, в орбите которой находились не только западноадыгские этнические общности, но также соседние убыхи и абазины. Принадлежность к тому или иному субэт носу ощущалась скорее как показатель подданства конкретному владетельному роду и не нарушала единства адыгского самосознания.
Несколько более выраженным оставалось противопоставление равнинных адыгов и горцев (предков шапсугов, натухайцев и абадзе хов). Но в последнем случае важную роль играли не столько этнические различия, сколь ко социальная напряженность, вызванная стремлением княжеских домов Бжедугии, Ке миргоя, Хатукая и Бесленея подчинить своей политической власти все население высоко горной зоны СевероЗападного Кавказа. 92 Однако уже начиная с конца XVII в. инициатива в историческом процессе стала постепенно переходить к горным адыгам. Ни в одном из известных в настоящее время письменных источников, репрезентативных для XVIXVII вв. не содержится упоминаний об абадзехах, шапсугах и натухайцах. Но уже с начала XVIII в. русские и иностранные ис точники сообщают о них под общим названием «вольные черкесы» (180, с.143144). Их более раннее присутствие на этнополитической карте Западной Черкесии не подтвержда ется письменными свидетельствами лишь в силу социальнополитической замкнутости и изолированности географического положения, позволявших им долгое время оставаться вне сферы досягаемости и политических интересов Крымского ханства, Османской импе рии и Русского государства. Кабардинскому фольклору абадзехи и шапсуги известны со времен Инала и его наследников (240, с.103). Письменные источники первой четверти XVIII в. отражают резкое сокращение численности населения в княжеских владениях Западной Черкесии. Особенно эти процес сы коснулись жанеевцев, хегаков и хатукаевцев.
В сфере социальнополитической власти княжеских династий Хегака, Жане и Хатукая на протяжении XVIII в. оставалось все меньше населения Западной Черкесии. В то же время за счет представителей непривиле гированных сословий, массами бежавших к независимым горцам, заметно возросла чис ленность и политическое влияние натухайцев, шапсугов и абадзехов. Одной из причин существенного сокращения территории и численности жанеев цев, хегаков и хатукаевцев являлась наибольшая подверженность крымской экспансии в XVIXVII вв. Затем сказались и результаты российской колониальной политики в регионе в последней четверти XVIII в. К началу XIX в. от обширных жанеевских владений остава лось лишь 6 небольших селений, расположенных в низовьях р. Кубань на левом берегу. Основная часть жанеевцев влилась в состав других адыгских субэтносов, главным обра зом шапсугов и натухайцев. Существенно уменьшились владения хегаков, занимавших в начале XVIII в. обширную область в Причерноморье и Приазовье.
Этнотерриториальное деление Западной ЧеркесииВ 90х гг. XVIII в. от них сохранялась только немногочисленная группа под Анапой. Эпидемия чумы и нападе ния более могущественных соседей стали причиной миграции части хегаков на восток к кемиргоевцам. Катастрофически сократилась численность хатукайцев. Остатки этого су бэтноса оказались прижаты к левобережью Кубани. В начале XIX в. часть хатукаевцев, живших по рр. Иль, Абин и Надис (приток р. Афипс) переселилась к кемиргоевцам в низ менную часть междуречья Пшиша и Белой (62, с.2324)).
В течение XVIII в. особенно расширилась территория абадзехов, вытеснивших с верхнего течения р. Псекупс бжедугов, а из бассейна Белой в ее среднем течении – кемир93 гоевцев и егерухаевцев. На рубеже XVIIIXIX вв. абадзехи занимали обширные простран ства в верхней части бассейнов рр. Псекупс, Пшиш, Пшеха, Белая до Большого Кавказ ского хребта, по которому они граничили с шапсугами и убыхами. Северными соседями абадзехов были бжедуги, хатукаевцы и кемиргоевцы. В источниках конца XVIII первой половины XIX в. принято деление абадзехов на горных («дальних») и равнинных («ближ них»), обусловленное тем, что они обладали большой территорией, включавшей как вы сокогорную зону, так и плодородные речные долины (42, с.24; 62, с.27). Натухайцы фактически представляли собой часть шапсугского субэтноса, вместе с которым они были известны под общим именем Ахгутчипсе (330, с.202203). Активно ас симилируя остатки хегаков, жанеевцев и вепсненцев, натухайцы заметно расширили ареал расселения. К концу XVIII в. они занимали долины рр. Адагум, Бакан, а также земли по Черноморскому побережью от Анапы до Геленджикского залива. Южнее Цемесской бух ты они тесно соприкасались с шапсугами, не имея с ними четкого разграничения террито рии. В силу численного преобладания последних, население этой местности именовалось русскими источниками начала XIX в. «шапсугскими натухайцами».
Земли шапсугов в Причерноморье простирались до р. Шахе, которая отделяла их от убыхов. Территория шапсугов вдвое превосходила натухайскую, однако отличалась более гористым рельефом. На северных склонах Большого Кавказского хребта шапсугские села в конце XVIII в. рас полагались также по рр. Антхир, Бугундур, Абин, Чибик и Афипс. Шапсугское и натухай ское население в виде анклавов проживало в приморских обществах Убыхии, в которой на рубеже XVIIIXIX вв. стали активизироваться процессы языковой ассимиляции соседни ми адыгами (62, с.29). Бжедуги, кемиргоевцы, махошевцы и бесленеевцы, несмотря на некоторые демо графические потери, все же сохранились как самостоятельные и достаточно устойчивые этнотерриториальные единицы Западной Черкесии. Бжедуги, делившиеся на хамишеевцев и черченеевцев, оказались оттеснены из предгорий к левому берегу Кубани. Хамишеев ский удел располагался между нижним течением рр. Афипс и Псекупс, а Черченеевский далее на восток между низовьями Псекупса и Пшиша. Кемиргоевцы и все связанные с ними локальные субэтнические подразделения за падных адыгов (адамиевцы, егерухаевцы, мамхеги), также уступая натиску абадзехов, ос тавили предгорные территории бассейна Белой и переместились севернее – в степное ме ждуречье Белой и Лабы.
Этнотерриториальное деление Западной ЧеркесииМахошевцы и бесленеевцы сохранили свои этнические ареалы в бассейне средней и верхней Лабы. Территория землепользования и политического влия ния кемиргоевцев и бесленеевцев, поддерживавших наиболее тесные связи с Кабардой, на94 рубеже XVIIIXIX вв. не ограничивалась собственными этническими ареалами. Как и прежде, бассейн верхней Кубани и степные пространства между Кубанью и Лабой, насе ленные соответственно локальными группами северокавказских абазин, а также закубан скими ногайцами оставались в сфере действенного политического и хозяйственно экономического контроля княжеских домов Кемиргоя, Бесленея и Кабарды. После начала Кавказской войны (17631864) динамика этнодемографических про цессов в Западной Черкесии стала испытывать прогрессирующее влияние резко деструк тивного характера. Особенно губительным оно стало с начала XIX в., когда военные экс педиции русских войск за Кубань приобрели регулярный характер. Первыми жертвами карательных акций становились приграничные княжеские владения Западной Черкесии. Многочисленные погромы и экзекуции, сопровождавшиеся уничтожением посевов и по селений, вызывали массовые миграции населения, спасавшегося в труднодоступных мес тах, уходившего в горы. Тем не менее, адыгские субэтнические группы до последних лет военного противостояния подавляющей мощи Российской империи упорно отстаивали свои исконные земли и оставляли их лишь в случае самой крайней необходимости.

Кожев З.А.
Прасолов Д.Н.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)