Легенда об Ахыне

Легенда об Ахыне
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
02:34, 12 июнь 2020
6 645
0
На Черноморском побережье Кавказа ни православное христианство, проникающее в IV в. из Византии, ни ислам суннитского толка, распространявшийся с XVI вв. из Турции, не смогли полностью вытеснить древние верования и мифологию. Один из интересных мифологических сюжетов черкесов связан с Ахыном – покровителем животных и рогатого скота. От этого имени произошло и название горы Ахун (Ахын). Так же – Ахын, - черкесы называли Чёрное море.
На Черноморском побережье Кавказа ни православное христианство, проникающее в IV в. из Византии, ни ислам суннитского толка, распространявшийся с XVI вв. из Турции, не смогли полностью вытеснить древние верования и мифологию. Один из интересных мифологических сюжетов черкесов связан с Ахыном – покровителем животных и рогатого скота. От этого имени произошло и название горы Ахун (Ахын). Так же – Ахын, - черкесы называли Чёрное море.
Черкесы (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, убыхи) представляли Ахына в виде огромного, могучего скотовода с пастушеским посохом в сто сажен длиной в руках. Он мог перешагивать через реки, с горы на гору. Имел он и длинное копьё, которым убивал диких зверей и птиц. Л.Люлье писал, что ноги Ахына имели раздвоенные копыта.
Ахын, по народному представлению, был существом весьма сильным, и потому заслуживающим особого почёта. В обществе Ардкоаджь (Арт-куадж, совр. Адлер) находился род Цсбе, состоявший из нескольких дворов. Это семейство с давних пор особенно относилось к Ахыну.
Рассказывают, что однажды на жителей окрестностей Ахыновой рощи (в верховьях реки Шахе), однажды напали враги и многих из них забрали в плен. Никем не преследуемый при отступлении, неприятель перевалился за горы и расположился отдыхать. Довольные приобретённой добычей, напавшие предались разным увеселениям, нарушили обычаи страны, заставив плясать и своих пленниц, одна из них, будучи беременна, просила оставить её в покое, но победители не слушали её просьб и требовали, чтобы она также плясала.
«О Ахын! – проговорила она со слезами. – Поневоле пляшу!»
И тут земля задрожала, разверзлась, и победители целыми толпами стали проваливаться сквозь землю. Тогда один из них, из рода Цсбе, закричал в отчаянии: «О Ахын! Если возвратишь меня домой, буду каждые три года приносить в твоей роще корову в жертву». Он спасся и исполнил обещание.
Согласно другой версии легенды, татары, неожиданно напав на селение, захватили пленных. На привале она заставили одну из пленных – старуху, раздеться догола и танцевать, смеясь при этом.
«О Ахын! – со слезами воскликнула старуха, - поневоле пляшу!». Земля задрожала, разверзлась и татары стали проваливаться в трещины.
Освободившиеся пленники дали обет приносить в честь Ахына раз в три года белую корову.
Перед наступлением праздника белая корова сама рёвом и движениями давала понять, что она должна быть принесена в жертву в честь Ахына. Тогда корову мыли молоком и после молитвы выпроваживали из дому. Хозяин избранной жертвы отправлялся в путь вместе с ней и брал с собой тхие (вареное тесто вроде освящённой булки).
Корову никто не гнал – она сама шла к месту жертвоприношения, в священную рощу, отчего ее и называли «Ахын и чем тлерекуо», т.е. «самошествующая корова Ахына».

Белая корова проходила через места, известные под именем Цзужи, Чеккофи, и Хмишь-тчей (Хоста), а потом переходила через реку Сфеши и вступала в убыхское поселение Сшаше (Сочи). Здесь Ахынова корова останавливалась у двора рода Чземух и, отдохнув, снова продолжала путь, сопровождаемая крепостным человеком старшины Чземух, также с тхием и, сверх того, с чёрной козой. Дальнейший путь самошествующей коровы лежал через общество Ордане (Вардане), где старшина из рода Зейфш принимал её; отсюда также присоединялся человек с тхием и черной козой и проводил корову через общество Десчен. Тут старшины разных кланов (родов или поколений), с тхиями и козами, присоединялись к свите самошествующей корове и следовали за коровой до места жертвоприношения, называемого Ахинитхачех (Ахын и Тхьэщlагъ), которое находится в верховьях реки Шахе и состоит из купы вековых огромных деревьев, на которых висит разное оружие, покрытое ржавчиной.
Церемониальное шествие белоснежной Ахыновой коровы представляло любопытное зрелище. Огромная толпа народа, с открытыми головами, в праздничных одеждах, следовала за коровой и гнала перед собой множество черных коз. По словам очевидцев, во время разлития рек, когда сопровождавшие корову люди вынуждены были отыскивать броды в их верховьях, корова без затруднения переплывала реки и сама, одна, достигала места назначения.
Подойдя к священной роще, она ложилась под тенью одного из деревьев и ожидала прибытия хозяина и сопровождавшей его толпы. В течение ночи, предшествующей празднику, корова оставалась на одном месте. Сопровождавшая её толпа также ночевала в лесу и соблюдала некоторый пост – не ели и не пили до следующего утра, с наступлением которого жертва закалывалась, с произнесением особого рода молитвы, в которой особенно замечательны следующие слова:

О! Боже!
О Ахын!
Если и придут (враги) – даруй мне (победу)!
Если и пойду (на врага) – даруй мне (победу)!

Характерную особенность этого жертвоприношения составляло то, что зарезанную жертву переносили несколько раз с места на место. Так, для снятия кожи и разделения туши на части её переносили на другое место, а мясо варили в котлах на третьем месте и, наконец, кушанье относили на место пиршества.
При каждом перенесении присутствующие исполняли обрядовый танец, взявшись за руки и образовав круг, танцевали с песнями.
Под священными деревьями сохранялся постоянно огромный ковш, наполняемый вином. В день жертвоприношения, совершаемого один раз каждые три года, перед закланием коровы старшины пили по чарке вина с произнесением особенных молитвенных слов. Тут же находился постоянно вековой котёл, сооружённый, по преданию, каким-то Едиком (Едыджем), и в котором варилась приносимая жертва. По окончании приготовления пищи всё делилось на части, разносилось по домам, и как особая святыня, давалось каждому домочадцу, не исключая и младенцев, которым также клали его в рот. Кожа, голова и ноги принесённой жертвы зарывались в землю на месте жертвоприношения.
Широко известна легенда о гибели Ахына. В те времена при слиянии рек Туапсе и Цыпка жил в горах богатый князь и была у него красавица дочь. Много было у неё женихов, но отец всенародно объявил, что только тот получит руку дочери, кто перепрыгнет с горы на гору через долину р. Туапсе. На зов пришло много молодых людей. Но никто не смог выполнить условия. Однажды пришёл великан Ахын. Взойдя на гору, Ахын опёрся своим неразлучным посохом в дно долины и перепрыгнул на противоположную сторону. Испугался дикого великана отец красавицы, но последней понравился Ахын, и она стала его женой. Прошло некоторое время, и Ахын вздумал навестить тестя. Прослышав об этом, испугавшийся тесть, забрав имущество, скот, семью, бежал по берегу моря на юг. Остановился у реки Шахе. Ахын пошёл следом вместе со своим имуществом и стадами. У него было так много скота, что он покрывал все окрестные горы. Остановившись тоже в долине р. Шахе, Ахын не заметил своего маленького соседа-тестя. Ахын окопал свою стоянку глубоким рвом с водою. Чтобы выйти наружу, он опирался о дно рва своим посохом и перепрыгивал на другой берег. Однажды тесть связал два срубленных дерева, перебрался через ров и, пробравшись к дочери, спросил, когда спит Ахын (Ахын спал одну неделю и одну неделю бодрствовал). Во второй приход подпилил в нескольких местах посох. Ахын, проснувшись, прыгнул через ров, упал и утонул. Неизвестно куда девались его стада. А на месте гибели Ахына до сегодняшнего дня находится аул Ахинтам («место Ахына»). Через этот аул идёт дорога к известному природному памятнику «33 водопада».
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)