Тхайцухов Михаил. Абаза
Этнография
Термин "абаза" по своему генезису уходит в глубокую древность. Это научно было обосновано еще в 40-х годах нашего столетия. Например, один из исследователей абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: "Термин "абадзе" или "абаза" очень древнего происхождения и имеет собирательное значение: так назывались представителями черкесских племен, все племена абхазские (в самом широком смысле, включая сюда и ... убыхов), объединившиеся общностью языка и культуры и жившие к югу от черкесов, главным образом в горных долинах Причерноморья. На основе этого-то черкесского термина "абаза" ..., с XVIII в. упрочился русский термин "абазин".
Термин "абаза" по своему генезису уходит в глубокую древность. Это научно было обосновано еще в 40-х годах нашего столетия. Например, один из исследователей абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: "Термин "абадзе" или "абаза" очень древнего происхождения и имеет собирательное значение: так назывались представителями черкесских племен, все племена абхазские (в самом широком смысле, включая сюда и ... убыхов), объединившиеся общностью языка и культуры и жившие к югу от черкесов, главным образом в горных долинах Причерноморья. На основе этого-то черкесского термина "абаза" ..., с XVIII в. упрочился русский термин "абазин".
Термин "абаза" встречается в сочинениях античных авторов. Впервые он упоминается у древнегреческого автора Арриана (II в. н. э.) абазги или абасги (ABA-XOL), он локализует их на территории современной Абхазии, а точнее Северо-Западной ее части. Прокопий Кесарийский (VI в.) упоминает абазгов, локализует их также на Северо-Западе Абхазии.
П. Бутков, ссылаясь на известия Константина Багрянародного о Кавказе, подчеркивает, что "...В Касахии во время Багрянародного обитала часть абазинцев, народа, имеющего язык особливый от прочих кавказских. Они переселились сюда в V и VI веке из Абазинии, объемлющей берега Черного моря между р. Енгури и залива Бовудяка..."
Современные специалисты по изучению генуэзских колоний на Западном Кавказе в раннем средневековье со ссылкой на данные из источников отмечают, что в 1154 г. средневековый город Матрахи, который был расположен на Таманском полуострове на одном из устьев Кубани, принадлежал абазинским князьям Olou Fbbas, известным своей силой и храбростью. На наш взгляд, не вызывает сомнений и то, что название Olou Fbbas этимологически связано с родом абазинских князей - Лоу. Термин "абаза" в форме "абез" известен в русских летописях, хотя некоторые ученые по вопросу "обезов" русских летописей стараются выдавать желаемое за действительное, а свои научные выводы в этом вопросе доводят до абсурда. Исследование этого вопроса Л. И. Лавровым выглядит более компетентным и убедительным, который указывает, что народ "обезы", упомянутый летописцем, относится к абазинам, жившим вблизи Тамани и Крыма.
Итальянский путешественник XIII в. Плано Карпини, побывавший в 1246 г. у татар, в числе народов, которые были покорены татарами, называет народы Обесесы и собоал. Возможно, что Обесесы - это абазы, а собоал - одна из локальных групп абазы, так как нередко абазы в источниках представлены под именами локальных групп. Существует мнение, что народ собоал были абазы. Название "собоал" в форме "сиба" встречается в одном из источников XIV в. "Сиба, - говорится в источнике, - есть теперешнее название селения Субой - при р. Асипсе, в верстах в 30 от того места левого берега Кубани, которое стоит от Екатеринадара вниз верст на 30...". Другой итальянский путешественник Иосиф Барбаро, который в начале XV в. предпринял свое путешествие в Тану, сообщает следующее: "В 1436 г. предпринял свое путешествие в Тану, которому посвятил 16 лет моей жизни, обозревая все земли к ней прилежащие... Отправившись из Таны по берегу Забакского моря (Азовское море -М. Т.), прибыл я после трехдневного пути в страну называемую Кремух. Ею управляет государь, по имени Биберди (Biberdi). Владения его состоят из нескольких селений, могущих в случае нужды выставить до 2000 всадников, и изобилуют лесами и плодоносными равнинами, орошаемыми множеством рек. Они имеют прекрасных лошадей, отличаются мужеством и лукавством... За Кремухом обитают разные народы, в недельном расстоянии один от другого, как то: кипики, татакозы, собайцы, кевертейцы и Ас или Аланы..." Из сообщения И. Барбаро мы видим, что он называет одну из локальных групп абазин по имени Биберди, как известно, до недавнего времени одно из абазинских селений называлось Бибаркт, селение Бибердово (ныне Эльбурган). В замечаниях к путешествию И. Барбаро указано, что "...собаи вероятно те самые, которые у Плано Карпини, в числе народов, покоренных татарами, названные собоалом, могут быть абазы". Этот факт может быть убедительным, если принять во внимание сообщение другого источника (XVIII в.), который в числе абазинских обществ - кизилбек, там, шеграй, бракой, башильбай называет также и сабай. Следовательно, не вызывает сомнения, что собоал у Плано Карпини (XVIII в.) название села Субой, что на р. Асипсе (XIV в.) и абазинское общество сабай (XVIII в.), которые этимологически взамиосвязаны и являются локальной группой абазы.
В пределах Северного Кавказа термин абаза упоминается персидским автором Низам ад-Дин Шами в связи с татаро-монгольским нашествием на Северный Кавказ в 1395-1396 гг. "Тимур прошел через гору Эльбуруз и стал лагерем в местности Абаса", - указано в источнике. Далее, здесь же говорится, что "...войска Тимура вошли в горы Эльбруза в местности Абаса". Однако, местонахождение области Абаса Н. Г. Волкова считает неясным, на северных или южных склонах хребта. Л. И. Лавров утверждает, что поход Тимура был совершен в земли абазин со стороны Северного Кавказа, что вполне вероятно.
В средневековой грузинской летописи упоминается термин "абаза". Так, в примечаниях "Картлис Цховреба" читаем: "Абаза... делятся на пять колен... Все они живут частично по берегу моря, частично на северной стороне Кавказа, у истоков рек, впадающих в Кубань и между Кубанью, Кумой и Малкой".
В первой половине XV в. термин "абаза" одним из источников фиксируется на Северном Кавказе. Об этом отмечает Е. Н. Кушева: "Малый Ногай за Кубаном, т.е. по левую сторону Кубани, кочевали вверх по Кубану реке под горами меж Бесленей и Абазы".
Л. И. Лавров ссылается на один из документов, который указывает, что в числе послов (Наказ, отправленный из Москвы в Польшу в 1559 г. - М. Т.) от "кавказских народов" у государя нашего на Москве живут "абеслинские князи". В слове "абеслинцы" Л. И. Лавров видит основу "баз" (старорусское "обез") и считает его названием абазы, т. е. абазин.
Автор "Записок о московских делах" австрийский барон С. Герберштейн (первая половина XVI в.) сообщает: "Если повернуть с Востока к Югу, ито около болот Меотиды и Понта, при реке Кубани, впадающей в болота, живет народ Афгазы...", т. е. имеются в виду те абазины, которые оставались на Черноморском побережье, около устья р. Кубани.
В историческом сочинении "Описание Черного моря и Татарии" (1634 г.) её автор д'Асколи несколько раз упоминает термин "абаза". "Из Татарии, Черкесии и Мингрелии, - пишет он, - доставляют в Константинополь много рабов... торговцы Черного моря богатели и богатеют в двух главных морских стоянках, более чем в других. Одна из них Аббаза (Abbasa), приморский город Чиркасии". Далее он же подчеркивает, что "...вокруг Черного моря говорят на восеми языках, а именно: греческом..., турецком..., татарском..., чиркасском..., аббазском (Abbasa), мингрельском..., армейском... . Хотя татарский язык имеет сходство с турецким, а абазский с чиркасским, тем не менее, они таковы, что различные племена, говорят каждый на родном языке, друг друга не понимают".
Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби, побывавший на Кавказе, в своем сочинении несколько раз употребил название "абаза".
Итальянец А. Ламберти в своем труде "Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией", который в качестве миссионера с 1635 по 1653 гг. сам находился в Мингрелии, упоминает абасков, т. е. абазгов, по традиции древнегреческих авторов. Другой итальянский автор К. Главани в своем "Описании Черкессии 1729 г." называет термин "абаза". Он пишет следующее: "Черкесия расположена за рекой Кубань и простирается до гор Кавказа. Она граничит: с одной стороны, с калмыками, с другой, с Каспийским морем, где находится крепость Терк, принадлежащая Москвита: затем, с Абазой, прилегающей к горе Кавказу и простирающейся до берегов Черного моря. Округ называется Бескеске-абаза; жители его переселились из Абазы... по языку и происхождению они абазы". По мнению Н. Г. Волковой, округ Бескесек-абаза находится в пределах Северного Кавказа, а область Абаза на южных склонах Кавказского хребта, т. е. территории обитания так называемых южных абазин.
Отметим, что в источниках XVIII в. наблюдается частое упоминание термина "абаза", в отдельных случаях он употребляется для обозначения не только самих абазин, но и для обозначения некоторых этнических групп. В одном из исторических документов П. Буткова отмечено: "Третье главное поколение закубанских народов - абазины и поколения от них абазехи. Последние живут по рекам Шелкуч, Спаг, а абазинцы начинаются от Абина и их жилища по берегу Черного моря до самой Имеретии простираются...".
В другом же документе П. Буткова читаем: "Абазинцы ..., некоторая только часть их была близ Имеретии, имеют своих князей то по соседству турецких городов и недальности от Анатолии...".
По свидетельству М. Медичи "Абазы обитают от Сухума до Анапы".
В середине XVIII в. и позже наблюдается частое употребление в источниках термина "абаза" в пределах Северного Кавказа для обозначения групп - тапанта. Н. Г. Волкова считает, что: "Значительно реже в источниках XVIII в. термин "абаза" имеет собирательный смысл" (доказательством чего она приводит два примера - М. Т.). "Пейсонель пишет, что абаза - это народы, живущие между черкесами и грузинами и разделяющиеся, как и черкесы, на множество племен. Однако, тот же автор употребляет термин "абаза" и в узкоэтническом смысле, называя им абазин-тапанта. На западно-европейской карте Татарии 1730 г. все Приморские население от Геленджика до Мингрелии названо абазой, а жители гор - джиками. Таким образом, в данном примере в состав абазы вошли адыги (черкесы), абазины и абхазы", - подчеркивает Н. Г. Волкова.
Важно отметить, что иногда в источниках термин "абаза" отождествляется с названиями "абхаз" или "абхазы". "Абхазия и абаза, - говорится в одном из исторических документов, - граничит с юга рекой Ингури с Мингрелией, с Северо-Востока Кавказа ее отделяет от разных горских народов, с севера граничит с народом черкесским и джикетским, с запада и юго-запада Черным морем". В этой связи заслуживает внимание замечание Л. Я. Люлье, который считает, что Абазия и Абхазия есть название одной и той же страны: первое произносится по-черкесски, а второе по-грузински. Справедливое замечание Л. Я. Люлье соответствует действительности, которое подкрепляется достаточно прочными множествами фактов. Так, например, в примечаниях средневекового грузинского источника читаем: "Абазы называют сами себя Абзне, грузины именуют их абхазы или Абхази, а черкесы Куш-га-зин-Абасси, т.е. загорные Абасси", что означает живущие за горой Эльбрус Абазы.
Русские авторы конца XVIII-XIX вв. абазами называли абхазов, видимо воспринявшие термин "абаза" из уст адыгов. Так, генерал Текели в своих заметках о горцах Западного Кавказа об абхазах говорит понаслышке, но называет их абазинами. Е. Ковалевский подчеркивал, что "абхазы называются у нас абазами, имя, под которым они известны и у черкесов, грузины именуют их афхазети...".
Местное население в районе Келасури, что в Абхазии, Н. Дубровин называет абазой, а один из документов абхазского владетеля Келешбея называет абазинским владетелем. Интересен и такой факт, сообщаемый одним из источников конца XVII в. "Абхазы и Абазы, - говорится в источнике, - они называли себя абазами, а землю свою Абаза, грузины же именуют Афхазетами. Абхазия составляет часть Кубани, включая части, принадлежавшие России, которая простирается от гор до Черного моря. Граничит к востоку со сванами, к югу с грузинами, к западу с Чёрным морем, а к северу прилегла к черкесам...."
Следует подчеркнуть, что были случаи, когда термин "абхаз" в источниках употреблялся для обозначения абазин. Например, К. Главани писал, что: "В конце прошедшего столетия абхазское племя в Черкесии подразделялось уже не на пять, а на шесть частей, почему и называлось Алты-кесек ("алты" по-турецки "шесть"), или у русских "Малая Абаза". И. Дебу также называл абхазами абазин, которые жили на северной стороне Кавказских гор в верховьях рек Кубани и Лабы. На одной из карт (нач. XIX в.) в пределах Северного Кавказа, где обитали абазины-тапантовцы, обозначены названия: Алтекезек, Кличкит, Абхазы.
Не делал особого различия между терминами "абаза" и "абхаз" С. Броневский, который придерживался точки зрения о том, что древний этноним "абазги" есть нынешние абазы или абхазы. Г. П. Сердюченко отмечал, что "в конце XVIII в. и на протяжении 1-й половины XIX в. в исторической и мемуарной литературе, а также во всей официальной русской документации, в частности, военной переписке по Кавказу (рапорты, донесения и пр.), наименование "абазины" было равнозначно термину "абхазы"...".
Термином "абаза" иногда источники называли ряд адыгских этнических подразделений. Так, например, Л. Я. Люлье, который в XIX в. в течение 5 лет изучал язык адыгов, об этом писал следующее: "...кабардинцы и другие адыгские племена - абадзехов, шапсугов и натухайцев называют общим именем "Абадзе-чиль", т.е. "абазинские народы", и, по его же словам, за адыгов признавали лишь кабардинцев, бесленеевцев, темиргоевцев, хатукаевцев и хегайков, а бжедугов, махошевцев и жанеевцев иногда называют "абадзе".
Территориальное содержание термина "абаза" в XIX в. на Черноморском побережье, по данным источников, было следующее: от реки Ингур до р. Бзыбь; от р. Бзыбь до Сочи; от Геленджикского залива до р. Ингур; от Гагры до Анапы. "Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкессией и Грузией"; Абазы живут выше "Сванетов и Мингрельцев, на Западе от Кавказа, частию по берегам Чёрного моря, где находится много пристаней..., частию около истока р. Кубани", от Сухума до Анапы. Итак, приведённые выше сведения дают основания для выводов.
1. Термин "абаза" имеет более чем тысячелетнюю историю, в которой фиксировался в античных и средневековых источниках в различных формах - "абазг", "аббаз", "обез", "обесесы", "абаса", "абаза", "абеслинцы", "афгазы", "абхазы", "аббаза", "абазины", "абазы", "абазинцы" и т. д., закрепившиеся за современными абазинами, которые и сегодня сами называют себя абаза.
2. Термин "абаза" генетически восходит к древнему племенному названию "абазги", которое с течением времени из узко-территориального наименования (условно от р. Бзыбь до Сухумского р-на современной территории Абхазии), приобретает широкое территориальное содержание - от р. Ингур на юго-восточном побережье Черного моря до устья р. Кубани на северо-западе; частично горные районы Северо-западного Кавказа; северные склоны Кавказского хребта в бассейне р. Кубани и Белой.
3. Название термина "абаза" ("абазги"), на протяжении веков распространяясь на близкородственные народы, объединявшийся общностью языка и культуры, сохранился до наших дней.
4. В пределах Северного Кавказа, на территории современной Карачаево-Черкесии, первые сведения о термине "абаза", по данным письменных источников, относятся к XIII в., т. е. абазинский этнос здесь уже был известен под собственным этнонимом.
5. Выявление связи термина "абаза" с терминами "Абхазия" и "абхазы" указывает на этнокультурную общность носителей этих терминов в историческом прошлом.
Примечания
Михаил ТХАЙЦУХОВ - кандидат исторических наук. Автор около пятидесяти работ по истории абазинского и абхазского народов
Термин "абаза" встречается в сочинениях античных авторов. Впервые он упоминается у древнегреческого автора Арриана (II в. н. э.) абазги или абасги (ABA-XOL), он локализует их на территории современной Абхазии, а точнее Северо-Западной ее части. Прокопий Кесарийский (VI в.) упоминает абазгов, локализует их также на Северо-Западе Абхазии.
П. Бутков, ссылаясь на известия Константина Багрянародного о Кавказе, подчеркивает, что "...В Касахии во время Багрянародного обитала часть абазинцев, народа, имеющего язык особливый от прочих кавказских. Они переселились сюда в V и VI веке из Абазинии, объемлющей берега Черного моря между р. Енгури и залива Бовудяка..."
Современные специалисты по изучению генуэзских колоний на Западном Кавказе в раннем средневековье со ссылкой на данные из источников отмечают, что в 1154 г. средневековый город Матрахи, который был расположен на Таманском полуострове на одном из устьев Кубани, принадлежал абазинским князьям Olou Fbbas, известным своей силой и храбростью. На наш взгляд, не вызывает сомнений и то, что название Olou Fbbas этимологически связано с родом абазинских князей - Лоу. Термин "абаза" в форме "абез" известен в русских летописях, хотя некоторые ученые по вопросу "обезов" русских летописей стараются выдавать желаемое за действительное, а свои научные выводы в этом вопросе доводят до абсурда. Исследование этого вопроса Л. И. Лавровым выглядит более компетентным и убедительным, который указывает, что народ "обезы", упомянутый летописцем, относится к абазинам, жившим вблизи Тамани и Крыма.
Итальянский путешественник XIII в. Плано Карпини, побывавший в 1246 г. у татар, в числе народов, которые были покорены татарами, называет народы Обесесы и собоал. Возможно, что Обесесы - это абазы, а собоал - одна из локальных групп абазы, так как нередко абазы в источниках представлены под именами локальных групп. Существует мнение, что народ собоал были абазы. Название "собоал" в форме "сиба" встречается в одном из источников XIV в. "Сиба, - говорится в источнике, - есть теперешнее название селения Субой - при р. Асипсе, в верстах в 30 от того места левого берега Кубани, которое стоит от Екатеринадара вниз верст на 30...". Другой итальянский путешественник Иосиф Барбаро, который в начале XV в. предпринял свое путешествие в Тану, сообщает следующее: "В 1436 г. предпринял свое путешествие в Тану, которому посвятил 16 лет моей жизни, обозревая все земли к ней прилежащие... Отправившись из Таны по берегу Забакского моря (Азовское море -М. Т.), прибыл я после трехдневного пути в страну называемую Кремух. Ею управляет государь, по имени Биберди (Biberdi). Владения его состоят из нескольких селений, могущих в случае нужды выставить до 2000 всадников, и изобилуют лесами и плодоносными равнинами, орошаемыми множеством рек. Они имеют прекрасных лошадей, отличаются мужеством и лукавством... За Кремухом обитают разные народы, в недельном расстоянии один от другого, как то: кипики, татакозы, собайцы, кевертейцы и Ас или Аланы..." Из сообщения И. Барбаро мы видим, что он называет одну из локальных групп абазин по имени Биберди, как известно, до недавнего времени одно из абазинских селений называлось Бибаркт, селение Бибердово (ныне Эльбурган). В замечаниях к путешествию И. Барбаро указано, что "...собаи вероятно те самые, которые у Плано Карпини, в числе народов, покоренных татарами, названные собоалом, могут быть абазы". Этот факт может быть убедительным, если принять во внимание сообщение другого источника (XVIII в.), который в числе абазинских обществ - кизилбек, там, шеграй, бракой, башильбай называет также и сабай. Следовательно, не вызывает сомнения, что собоал у Плано Карпини (XVIII в.) название села Субой, что на р. Асипсе (XIV в.) и абазинское общество сабай (XVIII в.), которые этимологически взамиосвязаны и являются локальной группой абазы.
В пределах Северного Кавказа термин абаза упоминается персидским автором Низам ад-Дин Шами в связи с татаро-монгольским нашествием на Северный Кавказ в 1395-1396 гг. "Тимур прошел через гору Эльбуруз и стал лагерем в местности Абаса", - указано в источнике. Далее, здесь же говорится, что "...войска Тимура вошли в горы Эльбруза в местности Абаса". Однако, местонахождение области Абаса Н. Г. Волкова считает неясным, на северных или южных склонах хребта. Л. И. Лавров утверждает, что поход Тимура был совершен в земли абазин со стороны Северного Кавказа, что вполне вероятно.
В средневековой грузинской летописи упоминается термин "абаза". Так, в примечаниях "Картлис Цховреба" читаем: "Абаза... делятся на пять колен... Все они живут частично по берегу моря, частично на северной стороне Кавказа, у истоков рек, впадающих в Кубань и между Кубанью, Кумой и Малкой".
В первой половине XV в. термин "абаза" одним из источников фиксируется на Северном Кавказе. Об этом отмечает Е. Н. Кушева: "Малый Ногай за Кубаном, т.е. по левую сторону Кубани, кочевали вверх по Кубану реке под горами меж Бесленей и Абазы".
Л. И. Лавров ссылается на один из документов, который указывает, что в числе послов (Наказ, отправленный из Москвы в Польшу в 1559 г. - М. Т.) от "кавказских народов" у государя нашего на Москве живут "абеслинские князи". В слове "абеслинцы" Л. И. Лавров видит основу "баз" (старорусское "обез") и считает его названием абазы, т. е. абазин.
Автор "Записок о московских делах" австрийский барон С. Герберштейн (первая половина XVI в.) сообщает: "Если повернуть с Востока к Югу, ито около болот Меотиды и Понта, при реке Кубани, впадающей в болота, живет народ Афгазы...", т. е. имеются в виду те абазины, которые оставались на Черноморском побережье, около устья р. Кубани.
В историческом сочинении "Описание Черного моря и Татарии" (1634 г.) её автор д'Асколи несколько раз упоминает термин "абаза". "Из Татарии, Черкесии и Мингрелии, - пишет он, - доставляют в Константинополь много рабов... торговцы Черного моря богатели и богатеют в двух главных морских стоянках, более чем в других. Одна из них Аббаза (Abbasa), приморский город Чиркасии". Далее он же подчеркивает, что "...вокруг Черного моря говорят на восеми языках, а именно: греческом..., турецком..., татарском..., чиркасском..., аббазском (Abbasa), мингрельском..., армейском... . Хотя татарский язык имеет сходство с турецким, а абазский с чиркасским, тем не менее, они таковы, что различные племена, говорят каждый на родном языке, друг друга не понимают".
Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби, побывавший на Кавказе, в своем сочинении несколько раз употребил название "абаза".
Итальянец А. Ламберти в своем труде "Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией", который в качестве миссионера с 1635 по 1653 гг. сам находился в Мингрелии, упоминает абасков, т. е. абазгов, по традиции древнегреческих авторов. Другой итальянский автор К. Главани в своем "Описании Черкессии 1729 г." называет термин "абаза". Он пишет следующее: "Черкесия расположена за рекой Кубань и простирается до гор Кавказа. Она граничит: с одной стороны, с калмыками, с другой, с Каспийским морем, где находится крепость Терк, принадлежащая Москвита: затем, с Абазой, прилегающей к горе Кавказу и простирающейся до берегов Черного моря. Округ называется Бескеске-абаза; жители его переселились из Абазы... по языку и происхождению они абазы". По мнению Н. Г. Волковой, округ Бескесек-абаза находится в пределах Северного Кавказа, а область Абаза на южных склонах Кавказского хребта, т. е. территории обитания так называемых южных абазин.
Отметим, что в источниках XVIII в. наблюдается частое упоминание термина "абаза", в отдельных случаях он употребляется для обозначения не только самих абазин, но и для обозначения некоторых этнических групп. В одном из исторических документов П. Буткова отмечено: "Третье главное поколение закубанских народов - абазины и поколения от них абазехи. Последние живут по рекам Шелкуч, Спаг, а абазинцы начинаются от Абина и их жилища по берегу Черного моря до самой Имеретии простираются...".
В другом же документе П. Буткова читаем: "Абазинцы ..., некоторая только часть их была близ Имеретии, имеют своих князей то по соседству турецких городов и недальности от Анатолии...".
По свидетельству М. Медичи "Абазы обитают от Сухума до Анапы".
В середине XVIII в. и позже наблюдается частое употребление в источниках термина "абаза" в пределах Северного Кавказа для обозначения групп - тапанта. Н. Г. Волкова считает, что: "Значительно реже в источниках XVIII в. термин "абаза" имеет собирательный смысл" (доказательством чего она приводит два примера - М. Т.). "Пейсонель пишет, что абаза - это народы, живущие между черкесами и грузинами и разделяющиеся, как и черкесы, на множество племен. Однако, тот же автор употребляет термин "абаза" и в узкоэтническом смысле, называя им абазин-тапанта. На западно-европейской карте Татарии 1730 г. все Приморские население от Геленджика до Мингрелии названо абазой, а жители гор - джиками. Таким образом, в данном примере в состав абазы вошли адыги (черкесы), абазины и абхазы", - подчеркивает Н. Г. Волкова.
Важно отметить, что иногда в источниках термин "абаза" отождествляется с названиями "абхаз" или "абхазы". "Абхазия и абаза, - говорится в одном из исторических документов, - граничит с юга рекой Ингури с Мингрелией, с Северо-Востока Кавказа ее отделяет от разных горских народов, с севера граничит с народом черкесским и джикетским, с запада и юго-запада Черным морем". В этой связи заслуживает внимание замечание Л. Я. Люлье, который считает, что Абазия и Абхазия есть название одной и той же страны: первое произносится по-черкесски, а второе по-грузински. Справедливое замечание Л. Я. Люлье соответствует действительности, которое подкрепляется достаточно прочными множествами фактов. Так, например, в примечаниях средневекового грузинского источника читаем: "Абазы называют сами себя Абзне, грузины именуют их абхазы или Абхази, а черкесы Куш-га-зин-Абасси, т.е. загорные Абасси", что означает живущие за горой Эльбрус Абазы.
Русские авторы конца XVIII-XIX вв. абазами называли абхазов, видимо воспринявшие термин "абаза" из уст адыгов. Так, генерал Текели в своих заметках о горцах Западного Кавказа об абхазах говорит понаслышке, но называет их абазинами. Е. Ковалевский подчеркивал, что "абхазы называются у нас абазами, имя, под которым они известны и у черкесов, грузины именуют их афхазети...".
Местное население в районе Келасури, что в Абхазии, Н. Дубровин называет абазой, а один из документов абхазского владетеля Келешбея называет абазинским владетелем. Интересен и такой факт, сообщаемый одним из источников конца XVII в. "Абхазы и Абазы, - говорится в источнике, - они называли себя абазами, а землю свою Абаза, грузины же именуют Афхазетами. Абхазия составляет часть Кубани, включая части, принадлежавшие России, которая простирается от гор до Черного моря. Граничит к востоку со сванами, к югу с грузинами, к западу с Чёрным морем, а к северу прилегла к черкесам...."
Следует подчеркнуть, что были случаи, когда термин "абхаз" в источниках употреблялся для обозначения абазин. Например, К. Главани писал, что: "В конце прошедшего столетия абхазское племя в Черкесии подразделялось уже не на пять, а на шесть частей, почему и называлось Алты-кесек ("алты" по-турецки "шесть"), или у русских "Малая Абаза". И. Дебу также называл абхазами абазин, которые жили на северной стороне Кавказских гор в верховьях рек Кубани и Лабы. На одной из карт (нач. XIX в.) в пределах Северного Кавказа, где обитали абазины-тапантовцы, обозначены названия: Алтекезек, Кличкит, Абхазы.
Не делал особого различия между терминами "абаза" и "абхаз" С. Броневский, который придерживался точки зрения о том, что древний этноним "абазги" есть нынешние абазы или абхазы. Г. П. Сердюченко отмечал, что "в конце XVIII в. и на протяжении 1-й половины XIX в. в исторической и мемуарной литературе, а также во всей официальной русской документации, в частности, военной переписке по Кавказу (рапорты, донесения и пр.), наименование "абазины" было равнозначно термину "абхазы"...".
Термином "абаза" иногда источники называли ряд адыгских этнических подразделений. Так, например, Л. Я. Люлье, который в XIX в. в течение 5 лет изучал язык адыгов, об этом писал следующее: "...кабардинцы и другие адыгские племена - абадзехов, шапсугов и натухайцев называют общим именем "Абадзе-чиль", т.е. "абазинские народы", и, по его же словам, за адыгов признавали лишь кабардинцев, бесленеевцев, темиргоевцев, хатукаевцев и хегайков, а бжедугов, махошевцев и жанеевцев иногда называют "абадзе".
Территориальное содержание термина "абаза" в XIX в. на Черноморском побережье, по данным источников, было следующее: от реки Ингур до р. Бзыбь; от р. Бзыбь до Сочи; от Геленджикского залива до р. Ингур; от Гагры до Анапы. "Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкессией и Грузией"; Абазы живут выше "Сванетов и Мингрельцев, на Западе от Кавказа, частию по берегам Чёрного моря, где находится много пристаней..., частию около истока р. Кубани", от Сухума до Анапы. Итак, приведённые выше сведения дают основания для выводов.
1. Термин "абаза" имеет более чем тысячелетнюю историю, в которой фиксировался в античных и средневековых источниках в различных формах - "абазг", "аббаз", "обез", "обесесы", "абаса", "абаза", "абеслинцы", "афгазы", "абхазы", "аббаза", "абазины", "абазы", "абазинцы" и т. д., закрепившиеся за современными абазинами, которые и сегодня сами называют себя абаза.
2. Термин "абаза" генетически восходит к древнему племенному названию "абазги", которое с течением времени из узко-территориального наименования (условно от р. Бзыбь до Сухумского р-на современной территории Абхазии), приобретает широкое территориальное содержание - от р. Ингур на юго-восточном побережье Черного моря до устья р. Кубани на северо-западе; частично горные районы Северо-западного Кавказа; северные склоны Кавказского хребта в бассейне р. Кубани и Белой.
3. Название термина "абаза" ("абазги"), на протяжении веков распространяясь на близкородственные народы, объединявшийся общностью языка и культуры, сохранился до наших дней.
4. В пределах Северного Кавказа, на территории современной Карачаево-Черкесии, первые сведения о термине "абаза", по данным письменных источников, относятся к XIII в., т. е. абазинский этнос здесь уже был известен под собственным этнонимом.
5. Выявление связи термина "абаза" с терминами "Абхазия" и "абхазы" указывает на этнокультурную общность носителей этих терминов в историческом прошлом.
Примечания
Михаил ТХАЙЦУХОВ - кандидат исторических наук. Автор около пятидесяти работ по истории абазинского и абхазского народов
Ссылки по теме: