Атажукин Кази

Атажукин Кази
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
02:17, 12 июнь 2020
3 630
0
Атажукин Кази (1841 — 1899, с. Атажукино-3 Нальчикского округа) — адыгский просветитель второй половины XIX в., последователь К. Д. Ушинского. С 1850 по 1858 обучался в Ставропольской гимназии, в 1859 поступил на службу в линейный батальон Кавказской армии, в 1866 возглавил педагогическую школу в Нальчике, в 1867 — 1868 — был председателем мирового посреднического суда в Кабардинском округе и помощником председателя комиссии по освобождению зависимых сословий. С 1869 служил во Владикавказе, в канцелярии начальника области. С 1873 по 1886 продолжил службу в своем батальоне. Он впервые за всю историю народа от проектов перешел к практическим действиям по введению письменности кабардинского языка, издал первые книги на родном языке: «Къэбэрдей алыфбей» («Кабардинская азбука»), «Несколько рассказов из «Полистана» Саади», «Два
Атажукин Кази (1841 — 1899, с. Атажукино-3 Нальчикского округа) — адыгский просветитель второй половины XIX в., последователь К. Д. Ушинского. С 1850 по 1858 обучался в Ставропольской гимназии, в 1859 поступил на службу в линейный батальон Кавказской армии, в 1866 возглавил педагогическую школу в Нальчике, в 1867 — 1868 — был председателем мирового посреднического суда в Кабардинском округе и помощником председателя комиссии по освобождению зависимых сословий. С 1869 служил во Владикавказе, в канцелярии начальника области. С 1873 по 1886 продолжил службу в своем батальоне. Он впервые за всю историю народа от проектов перешел к практическим действиям по введению письменности кабардинского языка, издал первые книги на родном языке: «Къэбэрдей алыфбей» («Кабардинская азбука»), «Несколько рассказов из «Полистана» Саади», «Два отрывка из поэмы о Сосруко и два рассказа». Атажукин был автором проектов по школьному образованию, боролся за прогрессивные преобразования во всех сферах жизни народа и особенно против существовавшей системы образования, за обучение на родном языке. Его значение в национальной педагогике сравнимо с ролью, которую сыграл в становлении русской научной педагогики ее основоположник К. Д. Ушинский. Неоценим его вклад и в историю отечественной фольклористики, а также художественной литературы на родном языке. Сочинения: «Саади и «Гюлистаным» щыщу таурыхъ зыбжанэ» («Несколько рассказов из «Гюлистана» Саади») (Тифлис, 1864), «Сосрыкъуэ и пшыналъэм и къедзыгъуиНрэ таурыхъиНрэ» («Два отрывка из народной поэмы о Сосруко и два рассказа») (Тифлис, 1864), «Къэбэрдей алыфбей» («Кабардинская азбука») (Тифлис, 1865), «Мнение о введении письменности в Кабарде», 1864 (рукопись), «Попытки введения кабардинской письменности» (Терские ведомости. 1870. 5 и 12 марта), «Ответ г. Макарову» (Терские ведомости. 1870. 30 апр.), «Еще ответ г. Макарову» (Терские ведомости. 1870. 25 июня), «Последнее слово г. Макарову» (Терские ведомости. 1870. 13 авг.), «Из кабардинских сказаний о нартах» (Сборник сведений о кавказских горцах, Тифлис. 1871. Вып. 5), «Кабардинская старина» (Сборник сведений о кавказских горцах, Тифлис. 1872. Вып. 6).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х