Убыхи - Пешее войско

Убыхи - Пешее войско
История
zara
Фото: Адыги.RU
15:59, 15 август 2021
8 382
0
Убыхи, как и кабардинцы, стояли на более высокой, чем их соседи ступени военной организации. Предводитель на все время похода имел право казнить ослушников. Каж­дый терпеливо переносил от него брань, и даже побои, на которые в другое время, убых ответил бы оружием. Во вре­мя похода предводитель пользовался безусловным повино­вением всей партии. Предводителю предоставлялось право действовать по своему усмотрению и не открывать никому заранее своих намерений.
Убыхи, как и кабардинцы, стояли на более высокой, чем их соседи ступени военной организации. Предводитель на все время похода имел право казнить ослушников. Каж­дый терпеливо переносил от него брань, и даже побои, на которые в другое время, убых ответил бы оружием. Во вре­мя похода предводитель пользовался безусловным повино­вением всей партии. Предводителю предоставлялось право действовать по своему усмотрению и не открывать никому заранее своих намерений.
Предводитель выбирался народом при сборе большого войска. Последним мог быть только человек, известным своей храбростью, который бывал уже в нескольких похо­дах в качестве простого воина, а также командира неболь­ших отрядов от 10 до 30 человек, проявив при этом муже­ство и распорядительность. Предводитель должен был быть крепкого сложения, в состоянии переносить холод и голод, чтобы служить примером для всех остальных. Часто пешие походы убыхов происходили в зимнее время. Объекта­ми таких походов были Абхазия, Абадзехия, Махош и другие области Черкесии, кроме Шапсугии, с которой убыхи находились в союзных отношениях. Впоследствии, в разгар Русско-Кавказской войны, такой союз был заключен с натухайцами и абадзехами.
В походе могли принять участие все желающие кроме дряхлых стариков и детей. Местом сбора пешего войска назначалось обыкновенно глухое ущелье неподалеку от пос­ледней деревни, за которой начиналась та область, куда направлялся набег. Воины обязывались иметь при себе необ­ходимую походную одежду, состоящую из бурки, башлыка, полушубка, двух или трех пар обуви из сыромятной кожи, двух или трех пар толстых носков, сшитых из войлока или домотканого сукна. Продовольствие, рассчитанное на ме­сяц, все, кроме предводителя, несли на себе. Оно включало обычно в себя пшено, копченое мясо, сыр, масло, перец, соль и тесто, варенное на меду.
Когда собиралось войско, достигавшее иногда трех ты­сяч человек, предводитель отправлялся на место сбора. Здесь им производился осмотр одежды, продовольствия, экипи­ровки воинов. Те, у которых оказывался недостаток в одежде и необходимом количестве продовольствия, изгонялись из войска с позором.

Затем производился подсчет собравшихся воинов. Для этого предводитель пропускал всех по одному между двух человек, стоявших друг против друга, держа над головой палку. Иногда, вместо такой проверки, предводитель приказывал прислать к себе от каждого отряда из одного селе­ния столько камешков, сколько находилось в нем человек, и таким образом определял общую численность войска.

Войско делилось на авангард и арьергард. В свою очередь, они состояли из подразделений воинов одной деревни численностью от 10 до 100 человек. Такое подразделение, по выражению убыхов, отдельный огонь, имело своего командира, обязанного в порядке очереди выделять людей в наряды, караулы, приходить к предводителю за приказани­ями и для совещаний. Командир отдельного огня назначал кашеваров, дровосеков и вестовых, посылаемых каждое утро к предводителю для получения приказаний и распоряже­нии. Кроме приготовления пищи, кашевары обязаны были нести на себе котлы, в которых варилась пища для целого отделения; дровосеки заготавливали дрова, расчищали мес­та, занесенные снегом, строили шалаши, выполняли работы по разработке дорог. Молодые люди, по обычаю, при­служивали старикам, потому что прислуги никому иметь с собой не полагалось.

Кашевары принимали ежедневно от каждого отдельного воина продукты поровну и готовили общую пищу для всех лиц, составляющих отдельный огонь. Пищей служили кру­тая пшенная каша, суп из мяса и пшена, приправленного стручковым перцем. Этот суп, в изобилии приправленный перцем, заменял убыхам водку и согревал их в морозы. Расходовать провизию без ведома отделения строго воспре­щалось, а кто расходовал ее тайком, тот подвергался боль­шому стыду; подобные поступки, по народному суеверию, считались дурным предзнаменованием неудачи или како­го-нибудь несчастья. В походе убыхи следовали колонной, по два человека в шеренге. Переходы с места на место строго воспрещались. В безопасных местах авангард и арьер­гард следовали вместе; в противном случае соблюдали ди­станцию в 1,5 версты и более. От авангарда высылались вперед несколько человек для осмотра дорог, леса, оврагов; обо всем замеченном доносилось предводителю. В случае затруднения движения из-за свежевыпавшего снега, 5-6 вои­нов из правого ряда каждого отделения надевали лыжи (они должны были быть у каждого) и протаптывали дорогу для остального отряда.
Места ночлегов определялись заранее по маршруту дви­жения войска. Обычно они располагались в гористой мало­доступной местности, с лесом и кустарником.
С прибытием на ночлег, если он находился в безопас­ном месте, все снимали с себя тяжести, устраивали шалаши, заготавливали дрова и разводили огонь. Шалаши устраи­вались в виде четырехугольника с одной открытой наруж­ной стороной, чтобы без замешательства встать в ружье.
В случае, если была опасность неприятельского на­падения на той местности, по которой двигалось войско, в предполагаемое место остановки на ночлег высылалась раз­ведка. Только после донесения посланных о совершенной безопасности, войско отправлялось на выбранное место. Авангард и арьергард сразу же выставляли пикеты и зани­мали все проходы; они оставались на своих местах до тех пор, пока назначенные в ночной караул люди не обогрева­лись и не насыщались. Предводитель лично разводил и выставлял их на посты. Летом или в небольшие морозы зимой караулы оставались на всю ночь без смены, в противном случае сменялись два или три раза.
С рассветом войско выступало в поход; дневки дела­лись очень редко и только при ненастной погоде; тогда выжидали хорошей погоды, оставаясь на месте иногда не­сколько дней и даже целую неделю.
Благоприятной для походов погодой убыхи считали ясные дни и крепкие морозы. На расстоянии одного усиленного перехода до объекта нападения войско останав­ливалось и занимало удобную позицию. Если прибывали на это место перед вечером, то не оставались ночевать, а, отдохнув и поужинав, отправлялись далее. Но если прибы­вали поздно вечером, так что до рассвета не успевали дойти до места грабежа, то останавливались ночевать и выступа­ли на другой день вечером. Убыхи нападали только ночью за полчаса до рассвета. Перед нападением предводитель делил войско на три части: две, предназначенные для нападения, состояли из отборных воинов; а третья часть, из ста­риков, молодых, кашеваров, дровосеков, образовывала резерв и оставалась на месте ночлега со всеми лишними тяжестя­ми. Из первых двух частей формировался авангард и арьер­гард. Кроме того, из арьергарда выделялась часть не­посредственно для грабежа. Обойдя справа и слева деревню, и окружив ее густой цепью, авангард останавливался. Пос­ле этого начиналась атака. Убыхи атаковали рядами в две шеренги, имея впереди авангард, посредине грабителей, а сзади арьергард. Партии грабителей, разделившись на кучки по четыре человека в каждой, врывались в дома, граби­ли, вязали пленных. Нападения убыхов были скоротечны. Через полчаса или через три четверти часа начиналось от­ступление: авангард становился арьергардом и удерживал натиск неприятеля, а бывший арьергард - авангардом, при­крывающим добычу.
С пленными убыхи поступали человеколюбиво, давали им свою одежду и обувь; при остановке партии на ночлег или дневку, отделяли мужчин от женщин; последних пору­чали надзору добросовестного старика и давали ему в по­мощь караул. Лекарь, находящийся в отряде, оказывал по­мощь раненым: делал перевязки, давал лекарства. Предводителем назначались люди к носилкам убитых и раненых. Обязанность носильщиков считалась почетной и от нее никто не отказывался.
Достигнув места сбора, начинали дележ добычи. Под­ходя к своим деревням с пленными и добычей, убыхи, как и черкесы, пели песни, стреляли в знак победы и удачи. У убыхов существовал особый способ сообщать род­ственникам о погибшем. Один из односельчан подойдя к дому убитого, становился на возвышенном месте и вызывал его родственника.
— Возвратился такой-то из похода? - спрашивал он вы­званного. Это значило, что того, о ком спрашивают, нет в живых, и тогда в семействе убитого начиналось оплакива­ние.
Таким образом, как мы видим, организация военных походов, тактика, военная организация и вопросы дис­циплины имели свои особенности у разных этнических групп черкесов в зависимости от разных факторов: со­циально-политическое, административное устройство («аристократическое» - «демократическое»); природно-географические условия (горы - равнина), численность (войско - небольшой отряд); состав участников (пешие - конные) и некоторые другие.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)