Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Этногенез черкесов по Теофилу Лапинскому

Этногенез черкесов по Теофилу Лапинскому

Этногенез черкесов по Теофилу Лапинскому
История
zara
Фото: Адыги.RU
02:57, 20 сентябрь 2023
5 915
0
Теофил Лапинский, полковник, типичный польский русофоб, в свое время получил европейскую известность. О нем писали разное - одни чернили, другие, напротив, обеляли. Наиболее меткую характеристику дал ему А. И. Герцен. «Лапинский, - отмечал русский демократ, - был в полном смысле кондотьер. Твердых политических убеждений у него не было никаких. Он мог идти с белыми и красными, с чистыми и грязными: принадлежа по рождению к галицкой шляхте, по воспитанию - австрийской армии, он сильно тянул к Вене. Россию и все русское он ненавидел дико, безумно, неисправимо». Вместе с тем Герцен находил, что Лапинский «написал замечательную книгу о Кавказе».
Этногенез черкесов по Теофилу ЛапинскомуТеофил Лапинский, полковник, типичный польский русофоб, в свое время получил европейскую известность. О нем писали разное - одни чернили, другие, напротив, обеляли. Наиболее меткую характеристику дал ему А. И. Герцен. «Лапинский, - отмечал русский демократ, - был в полном смысле кондотьер. Твердых политических убеждений у него не было никаких. Он мог идти с белыми и красными, с чистыми и грязными: принадлежа по рождению к галицкой шляхте, по воспитанию - австрийской армии, он сильно тянул к Вене. Россию и все русское он ненавидел дико, безумно, неисправимо». Вместе с тем Герцен находил, что Лапинский «написал замечательную книгу о Кавказе». В пору Кавказской войны Лапинский не только проявил интерес к черкесам, конфликтовавшим с Россией, но и провел три года в Черкесии. Он командовал польским отрядом, отрядами черкесов, тем самым последние признали его «своим». Преимущество польского офицера состояло в том, что он изучил межэтнический для черкесов кабардинский язык и имел доступ к широкой информации, касавшейся черкесов и их истории. Важно также отметить, что польский националист придавал особое значение принадлежности народа к той или иной исторически родственной группе народов. Этим обстоятельством объясняется его повышенный интерес к вопросу происхождения черкесов и их отнесения к определенной близкой им группе народов. Происхождение черкесов Лапинский начинал с этимологии этнонима «черкес», относя его к древности: «Слово «черкес» очень старо», - подчеркивал Лапинский. По его мнению, вначале оно якобы «употреблялось для разбойничьих банд, которые свирепствовали на берегах Днепра». По данным Лапинского, «черкесы» «составлено из турецко-татарских слов - «чер» или «чар» (подстерегать, искать) и «кес» (отрезать, грабить, убивать)». Разбойные по укладу жизни, днепровские черкесы «не признавали ни власти татарского хана, ни турецкого султана», - писал Лапинский. Он считал, что центром созданного на берегу Днепра масштабного стана черкесов являлись Черкассы. Сложно судить об этом, однако, Черкассы, в самом деле, принято считать одним из ранних поселений средневековья. В свое время город относился к Польше, позднее он стал российским. Продолжая свое описание начальных черкесов, Лапинский отмечал, что со временем к татаро-турецкой разбойной общине присоединились «многочисленные польские и малорусские беглецы». Они «усилили банды», «одновременно приведя их к расколу». Под давлением пришельцев часть днепровских черкесов «ушла на Дон». Лапинский уточнял, на Дон отступил татарский этнический ингредиент. Как и на левом берегу Днепра, на Дону черкесы основали новые Черкассы. Несомненно, Лапинский создавал вполне логичную схему первоначальной истории черкесов. Но в то же время, похоже, что его версия основана главным образом на одинаковых названиях днепровских Черкассов с донскими. Пожалуй, более убедительными следует считать суждения по поводу дальнейшей судьбы ранних черкесов, населявших территорию Придонья. Реальным, например, следует считать, что на Дону «Под влиянием Московских великих князей» «черкесы смешались с татарскими, московскими, а также русскими пришельцами». Следует заметить, Лапинскому явно не было известно автохтонное население той территории, на которой расселились «днепровские» черкесы и пришельцы из Древнерусского государства. Между тем в науке хорошо известно, что донские благодатные земли исторически и автохтонно были населены ираноязычными племенами, начиная со скифских времен. В ту пору, когда явились на Дон черкесы, а вслед за ними русские из Киевской Руси, донские просторы занимали аланы. Не подлежит сомнению и другое, по сравнению с «пришельцами» местное население вряд ли потеряло свое численное превосходство. Во всяком случае, именно здесь, в донских степях, изначально образовался мощный разнородный этнический массив, которому суждено было испытать сложные исторические коллизии. Добавим для не историков. Аланы на Дону относятся к прямым предкам осетин; с осетинского языка «Дон» - река, вода, от осетинского произошло также название реки Дон. В XIII веке под напором татаро-монгольских орд донские алано-черкесы отступили на восточный берег Черного моря Северо-Западного Кавказа. Здесь они заняли горные и лесистые местности, весьма удобные для обороны от внешних врагов. На новой территории автохтонами являлись кабардинцы, известные в русских летописях как «касоги» (на осетинском языке - «кашаг»).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)