Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Восстание шапсугов против Магомед-Амина

Восстание шапсугов против Магомед-Амина

Восстание шапсугов против Магомед-Амина
История
zara
Фото: Адыги.RU
09:21, 24 сентябрь 2020
6 353
0
Русское командование частично достигло своей цели. В связи с не¬удачами 1851 года, среди адыгейских племен наступило колебание. Безоговорочно верными ему оставались абадзехи - наиболее многочисленные из адыгейских племен. Летом 1851 года на народных собраниях шапсгов, натухайцев раздавались голоса дворянства против Магомед-Амина, против его пропове¬дей о равенстве и освобождении рабов. В июне против него поднял мятеж шапсугский старшина Харитокор Хамирз Кобле. Муртазеки (гвардия) Магомед-Амина были рассеяны, было сожжено здание махкама в Антхыре. Несколько позже было разорено махкама на р. Худоко, - русскими войсками под командованием Серебрякова. Осе¬нью от Магомед-Амина отпали беглые кабардинцы и целый ряд мелких племен. Бжедуги приняли присягу на верность русскому царю.
Русское командование частично достигло своей цели. В связи с не¬удачами 1851 года, среди адыгейских племен наступило колебание. Безо¬говорочно верными ему оставались абадзехи - наиболее многочисленные из адыгейских племен. Летом 1851 года на народных собраниях шапсгов, натухайцев раздавались голоса дворянства против Магомед-Амина, против его пропове¬дей о равенстве и освобождении рабов. В июне против него поднял мятеж шапсугский старшина Харитокор Хамирз Кобле. Муртазеки (гвардия) Магомед-Амина были рассеяны, было сожжено здание махкама в Антхыре. Несколько позже было разорено махкама на р. Худоко, - русскими войсками под командованием Серебрякова. Осе¬нью от Магомед-Амина отпали беглые кабардинцы и целый ряд мелких племен. Бжедуги приняли присягу на верность русскому царю. Более того, значительная часть абадзехов, на которых более всего опирался Магомед-Амин, направила в укрепление «Прочный окоп» к русским властителям депутацию из 200 человек для ведения мирных пе¬реговоров. Только часть абадзехов. наиболее преданная Магомед-Амину, сохранила к нему верность. Он был ими принят в махкаме на реке Пос-купее. Отсюда он развернул снова свою энергичную деятельность. Зна¬чительная часть тфохотлей поддержала Магомед-Амина, и наиб, несмот¬ря на поражения и неудачи, преодолевал препятствия и шел неуктонно к достижению своей цели. В русских официальных донесениях 1850 год определялся как самый блестящий год в деятельности Магомед-Амина, а 1851-й год был для не¬го наиболее трудным за время его деятельности в Черкесии. Но он не потерял веры в победу своего дела, не потерял присутствие духа в борьбе за независимость. Царские власти принимали решительные меры к тому, чтобы унич¬тожить сопротивление горцев Северо-Западного Кавказа во главе с Ма¬гомед-Амином. Русские войска занимали равнины под укрепления и казачьи стани¬цы, горцы оттеснялись с лучших земель, производилась рубка леса, про¬кладывались дороги. Все это вело к ослабленшо сопротивления горцев. В январе 1852 года в долинах Бугундура и Ахтыра отряды Черномор¬ской береговой и кордонной линии под руководством вице-адмирала Се¬ребрякова истребили 44 аула. Сакли горцев были преданы сожжению, это событие стало известным на всем побережье Черкесии. Горцы были го¬товы к мщению. Весной 1852 года Магомед-Амин созвал народное соб¬рание черкесов, на котором произнес большую речь. В своем выступле¬нии он указал на осложнение отношений между Россией и Турцией, и на то. что он получил достоверные сведения о приготовлениях Турции к войне с Россией. По пример) Шамиля он заявил, что если нарол не будет поддержи¬вать его власть, он добровольно откажется от звания их повелителя и го¬тов снизойти до простого муллы. Эта речь Магомед-Амина произвела сильное впечатление на горцев. Все абадзехи приняли присягу. Убыхи снова звали его к себе. Натухайцы и шапсуги на народных собраниях обсуждали вопрос о переходе на сто¬рону Магомед-Амина. Среди т.н. «мирных» племен распространялись слухи о наступлении торжества мусульманского оружия. Некоторые племена, приняв присягу на верность царизму, начинали проявлять признаки недовольства. В южной части Закубанского края убыхи в феврале готовились к вторжению в Абхазию." Таким образом, потеря влияния Магомед-Амина на черкесов была временной, и к концу 1852 года большинство адыгейских племен опять подчинилось наибу. «... Через несколько времени, по причине измены и восстаний между горцами, дела перестроились. Вторично мы постарались при посредстве умных и благочестивых людей кз них. чтобы достичь цели и преуспели в этой, они без остатка, вторично присягнули мне на верность»26.- пишет Магомед-Амин. Но все же военные операции его ограничились в этом году лишь крупными экспедициями на форты Гастагсвский и Тенгинский, внесши¬ми большое смятение противника:«Мы ждали войны между Россией и Турцией, а потому и ждал конца, чтобы действовать сообразно требованию обстоятельств: вот причина, почему я избегал всегда войны, не полагаясь на желаемые успехи»." Между тем. на самом деле, как и говорил Магомед-Амин на собра¬нии черкесов, на политическом горизонте обозначились тучи близкой русско-турецкой войны, преобразившейся в войн)' между Россией и мощной коалицией держав. Предвидя грядущие события, могущие в кор¬не изменить судьбу осажденного со всех сторон Северного Кавказа, Ма¬гомед-Амин начинает к ним готовиться. Уже тогда для него было ясно, что большую роль в событиях сужде¬но сыграть Англии, и взоры его обращаются к этой стране. В августе 1853 года он посылает специальное письмо на имя королевы Викторин с просьбой оказать помощь Северному Кавказу, устанавливает связи с Турцией. Францией и польскими эмигрантами. С августа 1852 года Магомед-Амин непрерывно беспокоил русские гарнизоны южной части Черноморской береговой линии. В течение сентября Магомед-Амин осуществил целый ряд нападений на земли джиг сто в и укрепления Черноморской береговой линии: Нава-гинское. Головинское. Лазаревское и Вельяминовское. В начале октября Магомед-Амин с отрядом до 2 тыс. воинов только убыхов угрожал вторжением в земли джигетов.29 В целом, в течение осенних месяцев 1852 года русские войска понес¬ли большие потери в многочисленных стычках с горцами. В начале 1853 года Магомед-Амин, опираясь на абадзехов, присту¬пил к утверждению своей власти у шапсугов. Начал он это с проповедей мюридизма. В этом наибу помогает мусульмански образованный эфенди Абдулла. который хорошо знал Шапсугию. нравы ее жителей и быт. Вслед за шап¬сугами снова к Магомед-Амину примкнули махошевцы. гатукаевцы, бег¬лые кабардинцы, тсмиргоевцы и бжедухи. Магомед-Амин, ободренный успехами, развернул свои действия на побережье Черного моря - от Лазаревского форта до Геленджика и Ново¬российска. «Таким образом. Магомед-Амин, отверженный всеми в конце 1851 года, сделался опять повелигелем почти всего прежде покоренного 30 им края». В 1851 году влияние Магомед-Амина возросло настолько, что шеф жандармерии на Кавказе Н. Юрьев был срочно вызван Воронцовым на аудиенцию, после чего Юрьев во Владикавказе встретился с начальниками военных частей. Юрьев доложил в своем подробном письме Управ¬ляющему ГП охранным отделением Л.В Дубельту об агитации Магомед-Амина и росте его влияния за Кубанью. Действительно, в 1853 году, наконец, объединив почти все адыгей¬ские племена, Магомед-Амин начал серьезные военные действия против регулярных царских войск В июле Магомед-Амин пробовал вторгнуться в пределы Карачая - в надежде овладеть всем Закубанским краем и прорваться на соединение с Шамилем. «Мухамед - Эмин с неимоверной быстротой подчинил своей власти все закубанские племена: составились огромные сборы с решительною целью действовать наступательно против наших линий». Горцы Северо-Западного Кавказа под руководством Магомед-Амина за период с 1848 по 1853 гг. достигли крупных успехов. Они проявили огромное мужество в своей неравной борьбе с царизмом. Эхо борьбы горцев за независимость раздавалось далеко за пределами Кавказа и Ближнего Востока. Эти славные героические страницы борьбы горцев Северо-Западного Кавказа под руководством Магомед-Амина нашли свою положительную оценку на страницах «Коммунистического журна¬ла», в котором помещались краткие обзоры политического и социального положения во всех цивилизованных странах, с коммунистической точки зрения. На страницах пробного номера «Коммунистического журнала» в числе «важнейших фактов последнего времени» фигурировали события в Венгрии, Польше и Чсркесии. «Храбрые черкесы снова нанесли русским несколько серьезных по¬ражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие оста¬ваться свободными». Магомед-Амин был военным вождем и руководителем борьбы гор¬цев за независимость в условиях горного театра военных действий Севе¬ро-Западного Кавказа. «История черкесской борьбы кавказских горцев за независимостъ и по характеру и по энергии сопротивления представляют полную анало¬гичность с борьбой марокканских племен».31 - отмечал MB. Фрунзе. Шамиль, Абдель-Кадср и Магомед-Амин в военном отношении вы¬деляются как военные вожди, представители тактики горной войны. Как правило. Магомед-Амин избегал принятия крупных сражений, строго придерживался правил ведения горной, партизанской войны. представлявшей собой беспрерывную цепь мелких действий, попыток нападающей стороны там или тут вогнать тонкое острие клина в распо¬ложение противника и затем продвигаться вперед. Царские войска в ходе этой войны не раз попадали в ловушки. Громадную роль в наступательной тактике горцев против русского царизма имел тот новый государственный строй, введенный Шамилем и Магомед-Амином среди кавказских народов. Единая государственная система среди горцев Северо-Западного Кавказа создавалась под непосредственным руководством одного из лучших и выдающихся наибов Шамиля - Магомед-Амина. Государственная система Магомед-Амина во многом напоминала го¬сударственную систему имамата Шамиля, т.к. наиб действовал «подра¬жая во всем своему имаму»,3'' «он пытался основать религиозное мюрид-ское государство по образу Шамилевского».35 И, как признавали царские историки, «успел установить свою власть между большинством закубан-ских племен, учредив у них военно-духовное управление»." Князь Воронцов, в связи со сдачей дел по управлению Кавказом ге¬нералу Реаду в письме от 1 марта 1854 г, пишет: «... хотя действия Ша¬миля ограничиваются Дагестаном и Чечней, но после успехов его в 1843 году его влияние распространилось во всех горах, и за Кубанью, и по Черноморской береговой линии... Мухамед-Эмин, говоря его именем и действуя по его системе... мало-помалу приобрел там силу и восстановил там более или менее единство против нас».37 В лице Магомед-Амина адыгейские племена шеля выдающегося го¬сударственного, политического деятеля, «горного вождя» - духовного и светского. «Посланный Шамилем с званием наиба его, в западную часть Кавказа для распространения мюридизма между племенами враждебными и по¬корными нам, и для возбуждения к священной против нас войне, он по¬том действовал совершенно самостоятельно, по собственным своим со¬ображениям, признавая над собою власть прежнего своего повелителя только по имени; имел прямые сношения с Турцией; неоднократно сам ездил в Константинополь и во время последней, так называемой «восточ¬ной» войны, сделался известным в Европе»,3" - писал царский генерал и историк. Действительно, особенно с началом Крымской войны Англия, Фран¬ция и Турция начинают проявлять к Северному Кавказу повышенный интерес. Западная Адыгея была наводнена многочисленными диплома¬тическими и военными миссиями воюющих против России держав, кото¬рые преследовали одну общую цель: использовать северокавказцев про-тив России. «Мухамед-Эмин», «Наиб-Паша», «Эмин-бсй»- так его именовали в европейской прессе того времени. Английский официоз, газета «Тайме», назвала Магомед-Амина «виднейшим черкесским вождем» 3/ «Наиб - заместитель или представитель - Шамиля приобрел исклю¬чительное влияние на умы до сих пор разъединенных народов, хотя он не черкес, а дагестанец... Он добился успеха и объединил народы Кавказа на основе ислама... Эмин-бей, действуя всегда от имени и по поручению Шамиля, посетил все племена, сжег их идолов со смелостью самого Про¬рока, строил мечети и школы, убеждал разделенные народы, что единст¬венная их надежда на езгасение - в союзе, - а единсгвенной опорой союза является вера Магомета».4' В таком же ключе о Магомед-Амине писал майор турецкой армии Осман-бей, который был адъютантом Мустафы-паши. командующего Анатолийской армии во время Крымской войны: «Смелость этого фана¬тика намного превышает действия Кошута, Гарибальди, Джеферсона-Дэвиса и других, которые шли только тогда, когда имели под рукою большие суммы, массу материала или тысячи партизан.... А между тем он предпринял покорение черкесов, имея только посох, и не смотря на это в короткое время создал себе сильную партию, раздавил всех, имевших дерзость ему препятствовать, царствуя неограниченным повелителем».4' Магомед-Амии был действительно выдающимся политическим дея¬телем на Северо-Западном Кавказе. Хотя «Шамиль не ждал от молодого наиба особых успехов - провожая, советовал надеяться больше всего на помощь Всевышнего. Однако, политический опыт Имамата, перенесен¬ный в 1848 году на землю Западного Кавказа, дал там отличные резуль¬таты. Магомед-Амину удалось несколько раз атаковать причерноморское укрепление и правый фланг кордонной линии, удерживая здесь значи¬тельные военные силы, однако, сомкнуться с Чечней, перерезать по пла¬ну Шамиля Военно-Грузинскую дорогу он так и не смог».42 Именем Магомед-Амина в истории борьбы горцев Северо-Западного Кавказа связана не только героическая борьба за свою независимость против царизма, но и создание единой государственной системы с целым рядом военных и социально-экономических преобразований под флагом мюридизма.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)