ФАМИЛЬНЫЙ ЗНАК (ГЕРБ) УРУСОВЫХ

ФАМИЛЬНЫЙ ЗНАК (ГЕРБ) УРУСОВЫХ
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
01:22, 11 июль 2011
13 911
0
Ничто не может произойти из ничего. И никак не может то, что есть, уничтожиться. Эмпедокл «При утверждении императором Александром I 23-го июня 1801 года шестой части Общего Российского Гербов¬ника род князей Урусовых был внесен в число родов рос¬сийско-княжеских со следующим гербом: Щит разделен на шесть частей: двумя линиями гори¬зонтальными и одной перпендикулярной. В первой части,, в голубом поле, всадник скачет влево на белом коне и в левой руке держит стрелу. Во второй части, в серебряном поле, татарин держит в правой руке сокола. В третьей ча¬сти, в золотом поле, лук с летящей вверх стрелою. В чет¬вертой части, в зеленом поле, золотой лев, пронзенный в челюсть двумя стрелами. В пятой части, в голубом поле, дракон. В шестой части, в золотом поле, идущий вправо агнец. Посреди щита малый щиток, где в красном поле золотая
ФАМИЛЬНЫЙ ЗНАК (ГЕРБ) УРУСОВЫХ
Ничто не может произойти из ничего. И никак не может то, что есть, уничтожиться. Эмпедокл
«При утверждении императором Александром I 23-го июня 1801 года шестой части Общего Российского Гербов¬ника род князей Урусовых был внесен в число родов рос¬сийско-княжеских со следующим гербом: Щит разделен на шесть частей: двумя линиями гори¬зонтальными и одной перпендикулярной. В первой части,, в голубом поле, всадник скачет влево на белом коне и в левой руке держит стрелу. Во второй части, в серебряном поле, татарин держит в правой руке сокола. В третьей ча¬сти, в золотом поле, лук с летящей вверх стрелою. В чет¬вертой части, в зеленом поле, золотой лев, пронзенный в челюсть двумя стрелами. В пятой части, в голубом поле, дракон. В шестой части, в золотом поле, идущий вправо агнец. Посреди щита малый щиток, где в красном поле золотая луна, рогами влево, окружена четырьмя золотыми шестиугольными звездами. Основной щит покрыт княже¬скою мантиею и российско-княжескою шапкою» [Долго¬руков, 1885-1887, с. 63 ]. Такое же описание герба Урусо¬вых мы находим и в других источниках [История Правительствующего Сената..., 1911, т. V, с. 115; История родов русского дворянства, 1886, с. 216]. Определяя место и значение гербов как исторических источников, известный ученый-гербовед В.С.Драчук пи¬шет: «Герб — это условное изображение, являющееся сим¬волом или отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица и отражающее исторические тра¬диции владельца» [Драчук, 1977, с. 7 ]. Прототипами гер¬бов были изображения всевозможных тотемов и тамг, ко¬торые еще в глубокой древности играли роль культовых символов и знаков собственности. Так, первые образцы этих символов были найдены на скалах, в пещерах, на отдельны больших камнях. Наши далекие предки выбива¬ли, выцарапывали или рисовали изображения различных животных, причем каждое племя (род) имело свой сим¬вол — зверя — и считало его тотемом. Тотемным животным рода Урусовых являлся агнец, за¬печатленный в шестой части герба на золотом поле. Мотив агнца бытует с давних времен, когда прародители рода Урусовых занимались скотоводством. Золотой цвет поля подчеркивает, что это занятие было основой их благосо¬стояния. Агнец (библейский барашек) наряду с другими домашними животными символизировал богатство пред¬ков Урусовского рода. Перед охотой или военным походом этому тотему поклонялись и совершали жертвоприноше¬ния. И по сию пору агнец является одним из наиболее почитаемых животных у народов Северного Кавказа, в частности у карачаево-балкарского народа. К примеру, знаменитая карачаевская порода овец славится мясом, не превзойденным по своим вкусовым качествам. Непосредственными предшественниками гербов наряду с изображениями тотемных животных были родовые и се¬мейные знаки собственности. У тюркских народов этими знаками собственности являлись «тамги», у славян — «метки» или «рубежи» [Драчук, 1977, с. 8]. Прообразом тамги прародителей рода Урусовых явля¬ется лук с направленной вверх стрелой, который изобра¬жен в третьей части щита на золотом поле. С течением времени первоначальная ячейка рода Урусовых разраста¬лась, в ней образовывались новые группы (атаулы), и со¬ответственно возникали другие формы тамги. Так, у Ши-даковых, представителей старшего поколения этой ячей¬ки, тамга осталась в первоначальном виде, т.е, лук с на¬правленной вверх стрелою А , у Урусовых стрела меняет направление, уходит направо Л , у Лайпановых f\ — уходит налево. Выше обозначенными знаками-тамгами представители этих карачаевских фамилий и по сей день метят скот и различные предметы родовой собственности. Кроме тотема и тамги в гербе князей Урусовых имеются и другие элементы. Так, профессор Н.А.Баскаков пишет: «Герб Урусовых содержит много геральдических признаков, характеризу¬ющих тесные связи этого рода с Востоком. К этим призна¬кам относятся изображения: полумесяца, шестиугольных звезд, стрел, лука со стрелами, охотника в татарском оде¬янии с соколом в правой руке и пр., которые присущи гербам фамилий восточного происхождения» [Баскаков, 1979, с. 189]. «Каждый из элементов [герба], — пишет В.С.Драчук — цвета, фигуры и др. — имел определенное значение. По цвету, например, можно было определить национальность владельца герба» [Драчук, 1977, с. 8]. В первой части щита герба Урусовых изображен всад¬ник на белом коне со стрелой в руке на голубом поле. Голубой фон символизирует небо, олицетворявшее для древних тюрок верховное божество, Тангрихана—тенг-ри—Тейри, которому они поклонялись. Цвет знамен древнетюркских племен тоже был голубым. Нам кажется, что голубой цвет в гербе Урусовых говорит о тюркском происхождении этого рода. Из других цветов в первой части щита отметим белый (окрас коня), который, по тюркской символике, свидетельствует о высоком положе¬нии в обществе владельца герба или о его благородном происхождении. Из других атрибутов первой части щита отметим стрелу в руке всадника. У многих восточных народов изображение одной стрелы — символ смутных времен, беды, а изобра¬жение трех перекрещенных стрел — символ единения и безопасности. Всадник на белом коне со стрелой в руке предупреждает своих соплеменников об опасности и при¬зывает их к единству и согласию. Во второй части щита, на серебряном поле, татарин держит в правой руке сокола. По-видимому, человек в татарском одеянии с соколом в руке и есть не кто иной, как бий Балтачык, предок рода Урусовых. История свиде¬тельствует, что князь Балтачык, будучи пленен, попал на службу к монгольскому хану Тохтамышу и был некоторое время его сокольничим. Впо'следствии Балтачык был каз¬нен по приказу Тохтамыша. В четвертой части щита, на зеленом поле, помещен золотой лев, пронзенный в челюсть двумя стрелами. Мож¬но предположить, что этот сюжет отражает воинские по¬беды представителей рода Урусовых над своими врагами. Зеленый цвет — цвет жизни, всего сущего. Но в этот цве¬тущий мир, мир жизни часто врывались войны, в которых к предкам рода Урусовых ратная фортуна была благо¬склонна, о чем свидетельствует поверженный лев. В пятой части щита, на голубом поле — дракон, мифи-ческое животное, выражающее мотив «опасности» такого характера, каким являлись нашествия монголо-татар или другие подобные бедствия. Итак, герб рода Урусовых — это щит, разделенный на шесть частей. Возникает вопрос, случайно ли это разде¬ление? Ответом на этот вопрос могут быть некоторые философские воззрения восточных народов древности. В частности, у древних тюрок деление на шесть частей сим¬волизировало шесть основных элементов, сопутствую¬щих человеку в его земной жизни: жизнь и смерть, небо и земля, огонь и вода. Наряду с основным щитом в гербе князей Урусовых представлен малый щиток, находящийся посреди герба. На красном поле — золотая луна, рогами влево, окру¬женная четырьмя золотыми шестиугольными звездами. Малый щит, по всей видимости, олицетворяет неотъем¬лемый атрибут воинского снаряжения — боевой щит; красный фон является образным цветом войны, крови. Золотая луна — основной ориентир скотоводов-кочевни¬ков, перегонявших свои стада зачастую в ночное время, почиталась в древности многими восточными народами. Шестиугольные звезды наряду с пятиугольными, се¬миугольными и другими являются астральными знаками. Астрономы древности искали соответствия между особен-ностями движений небесных светил и разными философ¬скими положениями. Так, пятиконечная звезда олицет¬воряла пять континентов Земли: Азию, Европу, Америку, Африку и Австралию. А шестиконечная звезда —это символ шести основных элементов, вечных спутников че¬ловека. Наконец, осталось отметить следующую харак¬терную деталь: герб князей Урусовых венчает российская княжеская шапка, что свидетельствует о том, что выход¬цы из рода бия Уруса служили московским государям. Они, собственно, и явились родоначальниками русской ветви Урусовых, герб которых занял свое место в Общем Российском гербовнике. Конечно, как в самом гербе князей Урусовых с его атрибутами, так и в нашем «прочтении» много символич¬ного. Но тем не менее герб, изобразительные элементы которого сложились в древности, послужил основой на¬шего описания.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)