Убыхи и садзы

Убыхи и садзы
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:13, 05 февраль 2020
7 665
0
После принятия Абхазией подданства Российской Империи, племена Убыхов и Садзов( Садзан) оставались в орбите турецкого влияния. В часности Садзы всеми своими действиями поддерживали протурецко настроенные круги абхазской знати, возглавляемые Асланбеем Чачба, братом владетельного князя Абхазии Георгия Чачба, пожалованного императором Александром I 12 февраля 1810 года. Садзы неоднократно оказывались в отрядах Асланбея, который вел непримиримую войну со своим братом, а после смерти Георгия и со своими племянниками ,князьями Дмитрием и Михаилом. Асланбей, после каждой неудачной попытки сместить брата, скрывался на земле Садзов, которая начиналась от совр. р. Бзыб до совр. р. Мзымта, а дальше уже начиналась земля Убыхов,до совр. Туапсе. Даже после окончания Русско-Турецкой войны 1828 – 1829 г. г. ни Садзы, ни Убыхи не имели
Убыхи и садзыПосле принятия Абхазией подданства Российской Империи, племена Убыхов и Садзов( Садзан) оставались в орбите турецкого влияния. В часности Садзы всеми своими действиями поддерживали протурецко настроенные круги абхазской знати, возглавляемые Асланбеем Чачба, братом владетельного князя Абхазии Георгия Чачба, пожалованного императором Александром I 12 февраля 1810 года. Садзы неоднократно оказывались в отрядах Асланбея, который вел непримиримую войну со своим братом, а после смерти Георгия и со своими племянниками ,князьями Дмитрием и Михаилом. Асланбей, после каждой неудачной попытки сместить брата, скрывался на земле Садзов, которая начиналась от совр. р. Бзыб до совр. р. Мзымта, а дальше уже начиналась земля Убыхов,до совр. Туапсе. Даже после окончания Русско-Турецкой войны 1828 – 1829 г. г. ни Садзы, ни Убыхи не имели серьезных столкновений с царизмом на своей территории. По Адрианопольскому договору 1829 года, заключенного между Россией и Турцией, Россия получила право на обладания северо-западным побережьем Кавказа, где проживали Садзы, Убыхи и др. народности. Для укрепления своих позиций, полученных по договору 1829 года с Турцией, Россия начинает возведение ряда укреплений: на мысе Адлер, под названием « Святого духа », в 1839 г, Новотроицкое в устье реки Пшада и Михайловское в устье реки Вулан. Эти укрепления строились для отражения угроз со стороны Турции, которая, несмотря на заключенный договор, нисколько не оставила мысли завладеть этими землями. Кроме того, эти укрепления расположенные вдоль береговой линии, должны были пресечь налаженную связь поставки оружия и другой помощи состороны Турции и дальнейшие события покажут что это так и случится. С другой стороны эти действия Русских властей вызвали негодования среди Убыхов, также были не довольны поведением приморских Садзов, которые стали налаживать контакты с Русской властью. Убыхи возглавляемые Хаджи-Берзеком и вместе сними горное общество Ахчипсы, стали угрожать Садзам, они возмутились отсутствием активного сопротивления Русским войскам со стороны Садзов. Как писал генерал Роевский: « Мы едва можем защитить Абхазию, пока Убыхи в связи с джикентами ».Между тем владетельный князь Абхазии Михаил Чачба прилогал не мало усилий чтобы склонить Садзов к принятию покровительства Российской Империи, и это имело некоторый успех. Первым изъявил желание принять Российское подданство влиятельный садзкий князь Цанба, а после него и другие княжеские фамилии. Возмущённый этим поступком убыхский князь Хаджи-Берзек решил наказать садзких князей присягнувших Российской короне. Осенью 1840 г. Хаджи-Берзек появляется в Гаграх во главе отряда из Убыхов и Ахчипсувцев в количестве около 2500 воинов. Одновременно он пытался осуществить вторжение и в Абхазию, но ему это не удалось. Отряд Хаджи-Берзека разорил и опустошил Цандрипш, от его населения были взяты заложники. Но, не смотря на это, 3 марта 1841 года все приморские княжеские фамилии Садзов присягнули на верность Русскому правительству. Как отмечает Ш. Д. Инал-ипа, в этом была и заслуга владетеля Абхазии Михаила Чачба: « Он не щадил никаких издержек, чтобы склонить на нашу сторону самых значительных князей среди Джигетов ».* Однако старания владетеля Абхазии Михаила Чачба не остались не замеченными среди Убыхской верхушки. Когда в начале февраля 1841 г. начались переговоры по инициативе князя Михаила с убыхскими князьями, в частности, адлерскими, с просьбой о покровительстве Российской империи, Хаджи-Берзек решил наказать своего воспитанника за содействие в этих переговорах. Хаджи – Берзек послал отряд в Абхазию в количестве до 1000 человек, который возглавил племянник Хаджи-Берзека Керантух-Берзек. Пройдя в глубь Абхазии, отряд напал на селение Отхара, принадлежавшей владетелю Абхазии князю Михаилу Чачба и полностью разорил его. Несмотря на это Садзы принимают покровительство Российской Империи, этим решением они лишают Убыхов сильного союзника. Даже среди Убыхской знати начали появляться примереченские настроения по отношению к Российской Империи, особенно среди тех князей живущих по соседству с Садзами. Так вскоре после садзких князей присягу Российским властям дали Убыхские князья Аублаа и Хамышевцы, что вызвало большое негодование среди остальных Убыхов. Эти действия Садзких и некоторых Убыхских князей показывает, что не так уж плох мир с Российской Империей. Они это видели на примере Абхазии и её владетеле Михаиле Чачба, и конечно они могли общаться с представителями русской власти на Кавказе, и убедиться в том, что Россия не ставит своей целью очистить весь Кавказ, как преподносили горцам эмиссары из стран запада и Турции. Эти страны кровно были заинтересованы в том, чтобы горцы до последнего воина сражались против России и этим ослабить позиции её на Кавказе и усилитьсвои позиции в этом регионе. Забегая вперед, хочется отметить, что именно Российская Империя, а после и СССР сохранили самобытность горских народов Кавказа, их язык и культуру. Ни в одном другом случае горцы не сохранили бы самобытность и язык, пример тому Турция, где народы Кавказа силой и обманом вывезенные в эту страну, растворились по всему миру, потеряв всю самобытную культуру, не имея право официально говорить и учиться на родном языке.Этот чужой мир был им чужд по природе и духу,где официально нет ни одного убыха, абхаза и.т.дПосле изложенных событий отношения Убыхов с Садзами накалились до предела и Хаджи – Берзек спешно стал собирать силы для наказания Садзов, но Садзы тоже опирались на не малые силы, по этому Убыхи на этот раз воздержались от своих намерений. Тем временем, в среде высшего сословия Убыхов начались разногласия, многие вступили в переговоры с Русским командованием в присутствии Абхазского дворянства, во главе с владетелем князем Михаилом Чачба. Чтобы окончательно завершить противостояние миром Русское командование поставило перед Убыхами несколько условий, главное из которых состояло в требовании в трех месячный срок принять решение о покровительстве Российской Империи. Второе требование заключалось в запрещение действовать силой в отношении Садзов и перехода их земли для набегов на Абхазию. Третье условие – возвратить всех заложников из Садзов, которых Убыхи удерживали у себя. В замен Убыхи получили обещание, что Садзы не будут делать набегов на Убыхские земли. Для закрепления взятых обязательств обе стороны были приведены к присяге. Как пишет Ш. Д. Инал-ипа на территории Садзена было учреждено специальное приставство, которое возглавил, согласно решению Российских властей, « природный абхазец », первый абхазский ученый, подполковник царской армии С. Т. Званба, находившийся в этой должности с 1841 по 1850 г.г. В начале 1840 года С. Т. Званба ездил с депутацией садзких князей в Петербург для представления их императору Николаю II. Оставшись без поддержки садзов убыхи в 1844 г. стараются сами организовать всеобщее выступление против русских войск, вновь начинаются активные действия и нападения на укрепления и посты. Так продолжалось вплоть до начала Крымской войны, когда русские на время ушли с этого побережья. Через три года российские войска вернулись, и стали возвращать свои бывшие завоевания. К этому времени борьбу Убыхов возглавил Хаджи Керантух-Берзек, племянник Хаджи Доугомуко Берзека ,но организовать единый фронт не удается, хотя за прошедшие годы убыхи смогли восстановить свое влияние среди садзов.После поражения Шамиля, несмотря на отчаянное сопротивление северо-западных горцев, войска генерала Евдакимова шаг за шагом продвигались в глубь территории непокорных племен. Учитывая всю сложность, и трагичность своего положения горцы, 13июня 1861 г., в долине р. Сочиста, созвали съезд выборных старшин предводителей убыхов, садзов, абадзехов и др. Съезд проходил под руководством убыхов, и по их инициативе. На этом съезде предводители этих народов договорились о том, что управляться они будут учрежденном ими в первые меджлисом из 15 человек, который нарекли названием « Великого свободного заседания ». Решением созданного им меджлиса были организованы двенадцать административных единиц – округов в каждом из которых были определены муфтии и кадии, а также старшины. Была сделана попытка создания регулярной армии, путем введения воинской повинности. Проект убыхской реформы 1861 года это попытка по сути создания государства под властью военного предводителя на территории от р. Бзыбь на юго-востоке и почти до устья Кубани на северо-западе. Наиболее подходящим на роль предводителя являлся Керантух-Берзек, который считался « предводителем военных партий ». Но несмотря на это дальновидные лидеры не могли не видеть и понимать обреченности своего положения. В начале осени 1861 года в Тифлис отправилась депутация, во главе с самим Керантух-Берзеком, с просьбой о принятии в российское подданство. Ничего не добившись от наместника они решили встретиться с императором Александром II, который находился, в то время, на р. Фарс. Хаджи Керантух-Берзек просил «гуманнешего из венценосцев XX века» от имени убыхов и абадзехов принять их в подданство Российской Империи, но это было запоздалое решение предводителей горцев. Последовал царский ультиматум: «Я даю месечный срок – они должны решить: желают ли они переселиться на Кубань, где получат земли в вечное владение и сохранят своё народное устройство и суд, или же пусть переселяются в Турцию».*лее подходящим на роль предводителя считался ...арства под властью военного предводителя Такой категорический ответ императора вызван тем обстоятельством, что именно через убыхов и приморских садзов осуществлялась деятельность турецких, английских, польских эмиссаров которые настраивали местное население против Русской власти. Убыхи, как никто другой, продолжали сопротивление Царской власти, и настойчиво требовали активных действий от своих соседей, они также поддерживали тесные связи с дал-цебельдинцами, отвлекающими на себя значительные силы царской армии. Садзы в такой ситуации оказались в щекотливом положении. Они не всегда хотели, как отмечает Ш.Д. Инал-ипа «безрассудно следовать убыхской политики непримиримого экстремизма, и убыхи всеми силами старались преодолеть их колебания, стараясь, вывести садзов из-под влияния владетеля Абхазии Михаила Чачба, и накрепко пристегнуть их к своей военно-политической колеснице ».* Предводители Убыхов, с угрозой непримиримой вражды, требовали от садзов немедленной выссылке к ним двух тысяч человек, для использования зтих сил против, наступающих с северо-запада войск генерала Евдакимова летом 1826 года. Те же действия убыхи предпринимали по отношению к абадзехам. Но садзы старались проводить осторожную и предусмотрительную политику, в значительной мере под влиянием своего лидера Рашид Гечба, находившегося в постоянных сношениях с русским командованием. Убыхи и поддерживающие их племена наивно ждали помощи со стороны некоторых западных держав, в первую очередь Англии и Турции. Ожидание горцев о мнимой помощи поддерживали заморские эмиссары, которые фактически, являлись замаскированными провокаторами. Действенной помощи от этих держав и не могло быть и речи, так как по мирному договору эти земли оставались под юрисдикцией Российской Империи, о чем не ведали предводители горских народов. Как пишет Ш.Д. Инал-ипа « часы истории неумолимо отбивали последние минуты в истории убыхов и саздзов на Кавказе». Из всего вышеизложенного видно, что убыхи и другие племена северо-западного Кавказа выбрали войну, хотя у них был шанс выйти из войны и сохранить свой народ и среду обитания своего этноса. Они стали жертвой своих самонадеянных предводителей, которые не смогли встать выше над своими интересами и повели свой народ к пропасти. Примечания * Ш.Д.Инал-ипа: «Садзы»стр.28. Москва1995 г. * А.В.Фадеев: «Убыхи в освободительном движении», стр.175. * Ш.Д.Инал-ипа: «Садзы» стр.35. Москва1995 г. Шанава А.Б.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)