Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » Т. Половинкина - Сочи: страницы истории

Т. Половинкина - Сочи: страницы истории

Т. Половинкина - Сочи: страницы истории
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
22:58, 25 январь 2019
5 055
0
Город Сочи занимает территорию площадью 3,5 тыс.кв. км и простирается вдоль восточного берега Чёрного моря от пос. Магри до р. Псоу на 145 км. С давних пор и до окончания Кавказской войны, официально завершившейся 21 мая 1864 г. (по старому стилю) этот отрезок побережья от берега моря до перевалов Большого Кавказского хребта населяли народы адыго-абхазской этнической группы: шапсуги, убыхи и абазины-садзы. В результате колониальной войны они были выселены отсюда безо всяких условий. Подавляющее большинство ушло в Османскую империю, те же, кто решил остаться на Кавказе, были поселены на левобережье Кубани, в местах, указанных царской военной администрацией. До 100 семей садзов перевальными путями мигрировали на северные склоны гор. В настоящее время их потомки живут в Республике Карачаево-Черкесия. В 1880-х гг. в Кубанской
Т. Половинкина - Сочи: страницы истории
Город Сочи занимает территорию площадью 3,5 тыс.кв. км и простирается вдоль восточного берега Чёрного моря от пос. Магри до р. Псоу на 145 км. С давних пор и до окончания Кавказской войны, официально завершившейся 21 мая 1864 г. (по старому стилю) этот отрезок побережья от берега моря до перевалов Большого Кавказского хребта населяли народы адыго-абхазской этнической группы: шапсуги, убыхи и абазины-садзы. В результате колониальной войны они были выселены отсюда безо всяких условий. Подавляющее большинство ушло в Османскую империю, те же, кто решил остаться на Кавказе, были поселены на левобережье Кубани, в местах, указанных царской военной администрацией.


До 100 семей садзов перевальными путями мигрировали на северные склоны гор. В настоящее время их потомки живут в Республике Карачаево-Черкесия. В 1880-х гг. в Кубанской области числилось 13 убыхских семей (80 чел.) Единицы шапсугов и убыхов удержались на родине, уйдя высоко в горы. Согласно Первой Всеобщей переписи Российской империи (1897г.), на территории от Новороссийска до р. Бзыбь проживало 1938 чел. коренного происхождения. Так была закрыта одна страница истории побережья, к сожалению трагическая, и начался её новый отсчёт…

За последние годы вырос интерес к древней истории Сочи как со стороны студентов и школьников (к примеру, они стали чаще посещать Лазаревский этнографический музей), так и у исследователей – местных историков и краеведов. Особое внимание привлекает историческая топонимика, в том числе происхождение названия города Сочи, время его основания. Очевидно, в немалой степени это связано с изучением в высших учебных заведениях и школах истории малой родины, с подготовкой к проведению в Сочи Зимних Олимпийских Игр 2014 г. Данная статья обязательно поможет ответить на часть этих вопросов.


В литературе пер. пол. ХIХ в. топоним Сочи (в разной форме) имел более ограниченную территорию распространения. Так называли реку, селение в её устье, жителей, а также часть приморской Убыхии между реками Псахо (Мамайка) и Хамыш (Хоста). В 1830-х гг. в этой местности насчитывалось до 700 дворов. У населения пользовалась влиянием знатная фамилия адыгского происхождения Облагу, родовое поселение которой находилось в низовьях р. Сочи.
Первое письменное сообщение о Сочи относится к XVII в. Оно принадлежит турецкому историку и географу Эвлии Челеби. Путешествуя в 1641г. вдоль берега Чёрного моря, он имел несколько стоянок, во время которых общался с местными жителями. В своём сочинении «Книга путешествий» автор описывает несколько приморских обществ, которые он называет племенами, в том числе Суджалар (в переводе с английского издания "Книги"), обитавшее западнее племени Арт. Название Суджалар интерпретируется как "община (рода) Суджа", где "лар" является показателем множественности в турецком языке, подчёркивающим, в данном случае, близкородственную связь членов общины, а Суджа – именем её родоначальника. В переводе с языка оригинала на русский исследуемый термин имеет форму Сучэ (лер). Звуковая близость двух версий очевидна. В порядке уточнения следует заметить, что Суджалар, как и другие племена, упомянутые Челеби, были отдельными сельскими обществами, многие названия которых отражали географическую номенклатуру того времени. Что касается содержания слова Суджа, то оно, как и Сучэ, не имеет смысла в турецком языке, поэтому есть все основания полагать, что за ним скрывается искажённое турецким языком местное название.


Находясь в обществе Суджалар, Эвлия Челеби побывал на свадьбе в фамильном поселении Хавдака. Здесь ему и его спутникам преподнесли "сто подносов вареной баранины, суп с фасолью, медовый напиток бузу, пастэ (мамалыгу. – Т.П.), мясную похлёбку, подливки". В местную пристань, пишет Эвлия, летом заходили суда "со всех сторон" для торгового обмена с жителями.

В литературе XVIII – перв. пол. XIX в., как в русской, так и западно-европейской, находят распространение новые формы указанных выше терминов. Такие как: Сучали, Сучал, Шочу, Соча, Соче, Сочи, Саче и, наконец, Зушта. Наряду с ними для обозначения местности и населения Сочи источники приводят и местные, оригинальные формы названий, а именно: Шаша, Саша, Шаши, Саше, сашинцы. Нередко одновременно употребляются как местные, так и тюркизированные версии. К примеру, в русском военном документе за 1867 г. автор дает сразу три варианта названия одной местности (долины реки): "Сочи, Сучали или Саша". Обоснованность такого совмещения топонимов подтверждается прямым указанием Джеймса Белла на то, что "черкесы называют эту долину Саша и только турки называют ее Зутша".

Таким образом, название г. Сочи есть адаптированная русским языком тюркоязычная форма местного топонима Шаша (Саша), происходящего от старинного кавказского мужского имени.

Имя Шаша (е) упоминается в адыгском предании о родоначальнике кабардинских князей Инале. В одном из текстов предания говорится, что его мать была из приморского абазинского рода Аше, а жена – абазинской княжной из рода Шаше. У современных адыгов встречается фамилия Шашевы (Шаше).

В перв. пол. XIX в. селение в нижнем течении р. Сочи было известно также как ("река, вода (рода) Сочи"), Сочипста ("ущелье (рода) Сочи"), а также Облагукуадж ("селение (фамилии) Облагу").

Убыхское селение Сочи располагалось по обеим сторонам реки, начиная от устья вверх по её течению на несколько километров, и состояло из ряда небольших фамильных поселений, находившихся на различном расстоянии друг от друга.

На левом берегу р. Сочи одно из убыхских поселений располагалось, согласно Беллу, другим источникам, на территории нынешнего Завокзального микрорайона "Ареда". Название заимствовано у имения А. И. Костарёва, находившегося здесь до 1917 г. Слово "Ареда" имеет местные корни и происходит от абазино-садской фамилии Ард или Аред (в литературе перв. пол. XIX в. – Ардба, Аредба), давшей название Адлеру.

Выше по течению р. Сочи располагалось еще одно убыхское поселение, на месте которого в 1869 г. (или в 1867 г.) немецкими переселенцами была основана дер. Навагинка, более известная под именем Колонка. Очевидно, о нем идет речь в рапорте начальника Черноморской береговой линии на имя Главнокомандующего Кавказской армией генерал-адъютанта князя Воронцова. В документе рассказывается как ночью 23 февраля 1852 г. отрядом майора Бибикова был уничтожен "аул Сочи, состоявший из 30 дворов и находившийся на расстоянии около 6 вёрст от укрепления".

Последний, говорится в докладе, "повел атаку с трех сторон, ворвался в аул и предал его пламени, в котором погибло все имущество жителей, лошади, рогатый скот и мелкий скот, а жители едва успели выскочить из своих саклей и скрылись в ближайшем лесистом и глубоком овраге".

О селении Сочи пишет француз Фредерик Дюбуа де Монперэ – геолог, натуралист, археолог и историк, осуществивший в 1833 г. путешествие вдоль всего Черноморского побережья Кавказа на русском военном корабле. Его впечатления, дополненные сведениями из античной, средневековой и современной ему литературы, были изложены в I томе шеститомного труда "Путешествие вокруг Кавказа", изданном в 1839 г. в Париже.

У автора под названием Сучали, Соча (е) или Саче из вестны не только селение и река, на которой оно располагалось, но и мыс, залив ("довольно открытый"). Именем Саша Монперэ называет убыхов, очерчивая территорию их обитания от р. Псахо до мыса Зенги (ныне мыс "Видный"). "Мы увидели, – пишет он, – вблизи селения Соче маленькое турецкое судно, пришвартованное для обмена товарами... Как только местные жители увидели нас, они стали сбегаться со всех сторон на помощь турецкой команде, которая спаслась на сушу, предполагая, что мы постараемся захватить судно".

Интересные подробности о Сочи содержатся в мемуарах русского разведчика, поручика Генштаба Отдельного Кавказского корпуса барона Ф.Ф.Торнау. По его словам, в 1835 г. в селении насчитывалось до 450 дворов. Здесь про живали, сообщает он, убыхи, абазины, адыги (черкесы), турки-торговцы. Последние имели в Сочи свой базар, склады. Тор говлей занимался и сам сочинский владетель Облагу Али Ахмет, в собственности которого находилось большое морское судно. Сочи было оживленным местом внешней торговли на побережье (од ним из главных), складочным пунктом турецких товаров, доставлявшихся отсюда не только в причерноморские селения, но и на северные склоны гор.

"Племя Саше, – указывает Торнау, – повинуется князю Али Ахмету Облагу, хотя и не во всех случаях... он из всех князей и владельцев от р. Шахе до р. Бзыба сильнейший и пользуется хорошим достатком". Его дом, пишет автор далее, "построен в одной версте от селения Сочипсы и на том же расстоянии от моря, на берегу которого сделан не большой завал из деревьев и земли для прикрытия дороги, ведущей в селение". У его жителей, согласно Торнау, были "в употреблении три языка: черкесский, абазинский и убыхский".

Участник Кавказской войны полковник С. Эсадзе, описывая высадку десанта в устье р. Сочи в апреле 1838 г., указывает, что в результате боя войска "прочно утвердились на горе и заняли деревню Сочи" (на плато выше форта). Позже, при отражении нападения убыхов, было сожжено четыре поселения: два, находившиеся вблизи крепости (в районе современного Пролетарского подъема), и два – неподалеку от них, в восточном направлении.

Дополнительные, уточняющие сведения о селении Сочи со держатся в записях английского эмиссара, представителя торговой буржуазии Джеймса Белла, прожившего среди причерноморских шапсугов и убыхов три года, с 1837-го по 1839-й. Его дневник, впервые изданный в 1840 г. в Лон доне, представляет собой исключительно важный и цен ный источник для изучения истории, культуры и быта коренного населения Сочи перв. пол. XIX в., насильствен но выселенного с побережья в 1864 г. по окончании Кавказской войны.

В долине р. Сочи Белл впервые побывал в апреле 1838 г., во время посещения им "аула в восточной части долины Саше" (левый берег), незадолго до высадки рус ского десанта. Долина (в ее нижней части) имела, по его словам, протяженность 5-6 миль (до 10 км) и ширину око ло 1 мили. Она отличалась "привлекательными возвышен ностями по обеим сторонам" реки и была ограждена с се вера высокими горами. Но больше всего его поразил "холм на западной стороне (пра вый берег реки. – Т. П.), который почти на протяжении мили покрыт сплошным виноградником", являвшимся "общим достоянием соседей". В середине долины, отмечает Белл, было "разбросано еще четыре больших аула, а несколько других выглядывает из лесистых холмов, окружающих долину". Вся местность представляла собой, по Беллу, "бесподобную сельскую красоту, счастье и изоби лие".

По прибытии в Сочи Белл и его спутники "отправились на лежащую близ моря возвышенность" (плато – террито рия посада Сочи втор. пол. XIX в.), где намечалось провести совещание. В нем приняли участие Облагу Али Ахмет, а также признанный глава убыхов Берзек Хаджи Дагумоко Исмаил, аул которого находился вблизи впадения р. Агуа в р. Сочи, другие авторитетные и уважаемые люди.

Второй раз он посетил Сочи в начале мая 1838 г., уже после высадки десанта. "Пересекши (с северо-запада на юго-восток. – Т. П.) долину, – пишет Белл, – мы приехали к возвышенностям, находившимся непосредственно на виду у русского лагеря" (то есть к невысокому хребту, тянущемуся вдоль современного Курортного проспекта, быв шей ул. Подгорная).

Совещание, на которое он был приглашен, собиралось по поводу получения убыхами письма от генерала Симборского, командовавшего недавним десантом в устье р. Сочи. Для участия в нем прибыло около 200 человек, в том числе Берзек Хаджи Дагумоко.

В записях Белла указывается, что собрание происходи ло "на цветущем лугу под тенью могучих, покрытых густой листвой деревьев. С другой стороны, – пишет он, – луг примыкает к длинным изгородям какого-то аула. Мы на ходились на расстоянии пушечного выстрела от лагеря (русского. – Т. П.), скрытые от него, но наши разговоры время от времени прерывались грохотом полевой пушки или оружейным выстрелом аванпостов". Собравшиеся ре шили не признавать власть России и не складывать ору жие.

Белл с горечью отмечает, что со времени его первого посещения Сочи здесь "произошли очень большие пере мены; природная красота долины расцвела в обилии зеле ных растений и листвы, но ее аулы покинуты;.. я увидел, – говорит он, – огромную лисицу, спокойно пробегавшую поперек поля, как будто она знала, что ее прежние враги вытеснены отсюда".

Очередной раз Белл был в Сочи в июле 1838 г., следуя через него на юго-восток, к морю. "Когда я проезжал мимо чудесной долины Сочи, – пишет он в своем дневнике, – я был в восторге от нее и до некоторой степени удивлен, найдя нетронутой ее красоту: не сожжено ни одного аула, не свалено ни одного стройного дерева (выше по течению реки. – Т. П.). Пастбища были покрыты стадами и обнесены плетнями на расстоянии 1 или 2 миль от моря".

В этот свой приезд Белл выразил желание осмотреть один из старых крестов, находившийся в священной для жителей Сочи роще, на вершине одного из холмов в восточной части плато. Здесь, под деревьями, он увидел не сколько старинных, по его замечанию, могил и висевший на одном из огромных дубов железный "крест" (цепь на подхвате с тремя равноконечными крестами в средней ча­сти) с крючками для подвешивания жертвенного мяса. Оттуда, пишет Белл, он "увидел несколько русских, которые прохаживались взад и вперед около одной из сторон укрепления (устроенного на горке выше форта Александрия. – Т. П.) и только вершина маленького холма скрывала нас взаимно друг от друга". "Я думаю, – делает он вывод, – что она-то (реликвия-крест. – Т. Л.) и была причиной, по которой русским во время их нападений в этом направлении было оказано такое сильное сопротивление".

"Спустившись с этого священного холма в овраг, находившийся непосредственно под ним (обрывался в море у библиотеки имени Пушкина, юго-восточнее концертного зала "Фестивальный". – Т.П.), – указывает Белл, – мы проехали мимо большого и очень хорошо устроенного, живописно раскинувшегося аула, окруженного вьющимися виноградными лозами и многочисленными фруктовыми деревьями. Жители его покинули потому, что он лежит на расстоянии одной мили, а то и того менее от форта". Далее, перейдя реку (современная Верещагинка), они минули "другой так же красиво устроенный аул, в котором един ственными живыми существами остались две собаки", пересекли по диагонали старый дубовый лес и вышли к морю южнее форта на р. Сочи. "Наш ужин на обратном пути, – замечает Белл, – состоялся в покинутом ауле, где оставалось все же несколько слуг с рогатым скотом".

Упоминавшийся выше форт Александрия был построен на склоне горы, вблизи левого рукава р. Сочи. Крепость постоянно обстреливалась горцами. Как сообщается в "Обо зрении восточного берега Черного моря" (апрель 1839 г.), "гора с северо-восточной стороны господствует над крепостью на дальний ружейный выстрел... Черкесы беспрестанно приходят на гору и стреляют в укрепление" (форт). В связи с этим в сентябре 1840 г. было предложено построить на "командующей" высоте, перед восточным фронтом, каменную башню на 25 чел. и два полевых орудия (ранее, в 1838 г., на этом месте кратковременно существовало, как уже указывалось, отдельно стоявшее укрепление с двумя орудиями). Считалось, что эта мера обеспечит "спокойствие гарнизона". Однако укрепленный холм сам оказался под обстрелом с других высот, господствовавших, в свою очередь, над ним. По этой причине укрепление выше фор та было оставлено, но название горы (Батарейка) сохрани лось до нашего времени.

Исторические сообщения разного времени, русские военные карты свидетельствуют, что территория верхней части убыхского селения Сочи совмещается с современными улицами Первомайской, Войкова, Нагорной, Кубанской, Курортным проспектом, ул.Орджоникидзе, другими улицами и переулками в пределах упомянутого выше плато.
Современный город Сочи унаследовал территорию убыхского селения, его название и историю. Так когда же был основан наш город? Наука говорит, что датой основания населённого пункта является время наиболее раннего упоминания о нём в письменных источниках. Для Сочи, как мы выяснили, это был 1641 г.

В то же самое время нельзя не учитывать результаты археологических изысканий. А они свидетельствуют, что временные корни города уходят далеко вглубь веков. Доказательством этому служат, например, мотыжки сочи-адлерского типа с поселения новокаменного века (неолита), обнаруженного доктором исторических наук Ю.Н.Вороновым на террасах пологих склонов г. Батарейка, что в самом центре Сочи.

© Адыги.RU
Тамара Половинкина,
ст. научный сотрудник
Лазаревского этнографического отдела
Музея истории города-курорта Сочи
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)