ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ "КАБАРДА"

ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ "КАБАРДА"
История
zara
Фото: Адыги.RU
11:21, 26 январь 2020
10 479
0
Впервые племенное название кабардинцев в форме «кевертей» встречаем у венецианца Иосафата Барбаро (середина XV века). Почти через сто лет после этого в русских источниках наряду с названием «пятигорские черкесы мы встречаем «кабартынские черкесы». После установления тесных политических связей с русским централизованным государством/имя кабардинцев все чаще и чаще встречается в источниках, однако, если судить по ним, название Кабарды употреблялось как географическое название или как общее название целого ряда восточноадыгских княжеств: Мударова Кабарда, Шолохова Кабарда, Казыева Кабарда и т. д.В самой восточноадыгской среде под названием Къэбэрдей была известна только так называемая Казыева Кабарда (будущая Большая Кабарда). Так называемые Мударова и Ахлова Кабарды известны были самим кабардинцам под названием Джылэхъстэней
ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ "КАБАРДА"
Впервые племенное название кабардинцев в форме «кевертей» встречаем у венецианца Иосафата Барбаро (середина XV века). Почти через сто лет после этого в русских источниках наряду с названием «пятигорские черкесы мы встречаем «кабартынские черкесы». После установления тесных политических связей с русским централизованным государством/имя кабардинцев все чаще и чаще встречается в источниках, однако, если судить по ним, название Кабарды употреблялось как географическое название или как общее название целого ряда восточноадыгских княжеств: Мударова Кабарда, Шолохова Кабарда, Казыева Кабарда и т. д.В самой восточноадыгской среде под названием Къэбэрдей была известна только так называемая Казыева Кабарда (будущая Большая Кабарда). Так называемые Мударова и Ахлова Кабарды известны были самим кабардинцам под названием Джылэхъстэней (Глехстаново), а Шолохова Кабарда—под названием Талъостэней (Татлостаново). Таким образом, для самих кабардинцев не было характерно столь расширитальное понимание названия Кабарда, которым отличались русские источники. Пережитки такого узкого понимания границ Кабарды сохранились и до наших дней у кабардинцев. Жители наиболее западного селения Кабарды — Каменномостского — могут сказать так: «Скот на пастбища гонят из Кабарды». Тем самым подчеркивается, что Кабарда находится где-то к востоку от их селения. А жители Терского района под именем къэбэрдей понимают всех кабардинцев, проживающих на западе, за Тереком. В свою очередь жители Большой Кабарды называют их джылэхъстэней. Таким образом, в настоящее время помнят два названия — къэбэрдей и джылэхъстэней. Названия относятся как к населению, так и к территории. Название Талъостэней постепенно забывается. Ввиду того, что селения бывшего удела Талъостэней (Шолохова Кабарда, Средняя Кабарда) оказались на обоих берегах Терека, они смешались с селениями уделов Къэбэрдей и Джылэхъстэней. Сейчас в основном только старики помнят, что Селения Плановское (Ботэщей), Дейское (Мэртэзей) и Арик (Борыкъуей) Терского района, а также Урух (Къугъуэлъкъуей), Старый Урух (Хьэтыуей), Старый Лескен (Анзорей), Лескен II (Анзорей) с отпочковавшимися от них новыми селениями входили в состав Талъостэней. Из генеалогии кабардинских князей известны имена Джылэхъстэн (Глехстан) и Талъостэн (Татлостан). С именем последнего народное предание связывает успешный поход кабардинцев на Крымское ханство, в часть которого сложена песня «Бахъ-шысэрей зауэ» — «Бахчисарайская битва». Возникновением названий Джылэхъстэней и Талъостэней ознаменовался распад Кабарды на феодальные владения. Но привлекает внимание тот факт, что на территории исторической Кабарды были также различные феодальные уделы, но не изменялось название Кабарды. Это дает основание утверждать, что название было географическим термином и относилось к определенной территории. Выход за пределы этой территории давал право на новое название. Так возникли названия Джылэхъстэней и Талъостэней после выселения отколовшихся уделов за пределы данной территории. В то время кабардинцами управляли потомки трех сыновей Табульды Иналовича: Идар — сын Инармаса, Татлостан и Беслан — сыновья Жанхота, Глехстан — сын Минбулата. Фольклор сохранил имена Беслана и Татлостана в связи с преданиями об Андемиркане. Судя по всему, Идар и Беслан остались в пределах земли, носящей название Кабарда. Уделы Татлостана и Глехстана оказались вне этой территории. Линия Беслана впоследствии захватила власть над всей Большой Кабардой, однако никто не посягал на название Кабарда. А что говорят об этом народные предания? Таких преданий несколько. Приведем одно из них, записанное у закубанских кабардинцев. «Было время, когда у кабардинцев не было пши. Народом управляли тлякотлеши. Никто никого не слушал, каждый жил так, как он хотел. Из-за отсутствия единства адыги (черкесы) сильно страдали от нападения татар и ференджей. Наконец, из Мсыра пришел князь Инал и объединил адыгов. Все тлякотлеши начали слушаться его. Объединенные под властью умного Инала, адыги (черкесы) победили татар и прогнали их за Тен и Индыль6. После этого Инал начал воевать с ференджами. Война с ними была трудной, так как они жили в каменных крепостях, построенных на адыгской земле. Они нападали на адыгов, захватывали скот и детей и прятались опять в крепостях. Иналу удалось разрушить все их крепости за исключением Хумарана, построенного на берегу Псыжа. Долго простоял Инал с войском под стенами огромной крепости. Много адыгов сложило свои головы у ворот Хумарана. Но Инал был настойчив. Он не .отступал, хотя давно наступил срок, когда он должен был через горы повести свои войска на помощь своему тестю Шаше в Мудавей. В то старое время был такой великодушный обычай: днем воюют, а вечером предводители противников идут друг к другу гости. Устраивали пир в честь друг друга, вели переговоры, не боясь вероломства. Однажды ферендж-паша был в гостях у Инала. Во время йира он увидел его молодую жену-красавицу. Она была второй женой Инала, дочерью мудавеевского князя Шашэ. Ферендж-паша был пленен ее красотой до такой степени, что потерял голову. — Князь,— обратился он к Иналу,— у меня к тебе большая поросьба, ему не обошлась. Проси, только не мою лошадь и оружие,— ответил Инал. — Исполни мою просьбу — и я тоже исполню любую твою просьбу. — Скажи,— ответил Инал. — Отдай мне твою жену! В: Все притихли. Никто не сомневался, что не миновать короткой расправы. Гордость Инала не знала границ. Но тут заговорила сама красавица: — Слышал, князь, гость обещал исполнить любую твою Просьбу, если отдашь ему меня. Исполни его просьбу, но попроси его, чтобы он увел ференджей из адыгской земли. Сколько храбрых воинов ты потерял у ворот Хумарана и сколько еще потеряешь? И тогда ты успеешь прийти на помощь моему отцу. Ты же обещал ему помощь. — Верно говорит княгиня,— заговорил любимый Иналом тлякотлеш Кабарда Тамбиев,— отдай князь ее ференджу— Затем он сразу перешел на тайный язык, которым между собой говорили князья и тлякотлеши и продолжил:— Ты избавишься от ференджей, но и не потеряешь жену. — Как это? — спросил Инал. — Отдашь жену им. Поставишь условие, что они покинут землю адыгов. Мы дадим слово не трогать их три дня. Они отправятся домой, а дальше мое дело. —Нет, не согласен,—сказал Инал,—договор без клятвы не обойдется. Дав клятву, я не стану нарушать ее. Инал был верен обычаям адыгов и никогда не нарушал данную кому-то клятву. — Можно пожарить мясо, не опалив его и не намочив вертел,— ответил Кабарда. Инал подумал и согласился. Адыги дали ференджам три дня на сборы и обещали в течение этого срока не трогать их на адыгской земле. Ферендж-паша обвенчался с адыгской княгиней в Шоане". Ференджи пошли из адыгской земли вдоль левого берега Псыжа и, дойдя до местности Хажитугай, перешли на правый берег. Здесь уже клятва адыгов не защищала их. Зная это, они поспешно отправились на север в сторону Тэна. Должно быть, они чувствовали, что адыги (черкесы) не смирились с позором. И в самом деле, незаметно за ними следовал конный отряд Кабарды Тамбиева. Отряд дождался, пока ференджи покинут адыгскую сторону Псыжа, затем последовал за ними на чужую сторону. Когда усталость свалила ференджей и крепкий сон сковал их, в полночь отряд адыгов налетел на них, как стая соколов, и перерезал всех, подобно овечьему стаду. Так Кабарда Тамбиев вернул жену своего князя и не пролил кровь ференджей на адыгской земле. Обрадованный Инал созвал четырех сыновей от первой жены и объявил: — Отныне все земли, которыми управляют тлякотлеши Тамбиевы, я называю Къэбэрдей, и пусть никто и после моей смерти не меняет это название. Имя такого человека, как Кабарда, нельзя предать забвению. Инал не вернулся с похода в Мудавай. Он умер там. Еще говорят, что его отравили. Вторая жена была беременна в то время. Там, в Мудавее, она родила сына, но четыре брата от первой жены не захотели делиться с ним властью, и он остался там. Могила Инала находится в Медавее. После смерти отца сыновья поделили между собой адыгскую землю. Старшему Табульде достались земли к востоку от Псыжа, куда входила и территория, которая была названа Иналом Кабардой. Второму сыну Беслану достались земли между Псыжем и Лабой, третьему — Чемругу — от Лабы до Пшиша, а дальше до моря получил младший сын Жанэ. С тех пор те земли были названы Бесланей, Чемругой и Жаней. А Табульда не посмел заменить данное отцом название Кабарда. Вот оттуда и пошло название Къэбэрдей». Есть и другие легенды, но во всех случаях название Кабарда связывается с именем Кабарды Тамбиева. Легендарный родоначальник адыгских князей, по преданию, пришел из Египта. Не лишне здесь вспомнить, что среди египетских султанов периода господства черкесских мамлюков встречается имя Инал, который был султаном в 1453 году. Праправнук Инала Темрюк был старшим князем Кабарды во второй половине XVI века, т. е. через сто лет. Если исходить из этого, можно допустить, что прапрадедом Темрюка был именно этот мамлюкский султан Инал. Последний был очень быстро свергнут соперниками и возможно, вернулся на родину. Крепость Хумаран, о которой говорится в легенде, находится на правом берегу Кубани над черкесским селением. Там же имеется местность, носящее название Инал. Нет основания подвергнуть сомнению, что название уделов Джылэхъстэней (Глехстаново) и Талъостэней (Татлостаново) связаны с именами двоюродных братьев Глехстана Минбулатовича и Татлостана Жанхотовича — внуков Инала. Окончание -ей, присутствующее в обоих названиях, является показателем принадлежности. Оно соответствует русскому -ов, -ово: Джылэхъстэней — Глехстаново, Талъостэней — Татлостаново. И название Къэбэрдей образовано по той же модели: имя владетеля + суффикс принадлежности. Къэбэрдей (Кабардово) не является исключением в цепи названий: Беслъэней (Бесланово), К1эмыргуей (Чемиргоево), Еджэрыкъуей (Егерукаево), Хьэтыкъуей (Хатукаево), Жаней (Жаново) и т. д. Все перечисленные названия служили обозначением адыгских феодальных уделов. По той же модели от имен феодальных владетелей образованы и названия адыгских селений: Хьэт1охъущокъуей (Атажу-Кино) — в Кабарде и Черкесии, Дохъушокъуей (Докшукино) — Кабарде, Черкесии и Адыгее, Анзорей (Анзорово) — в Кабарде и Адыгее, и т. д. Судя по народным преданиям, можно предположить, что название Къэбэрдей (Кабарда) стало обозначением определенной Территории восточных (или верхних) адыгов раньше остальных названий феодальных владений. Венецианец Иосафат Барбаро в описании своего путешествия в Тану из известных нам названий адыгских племен или феодаольных владений упоминает только кевертей. Автор названного описания умер в 1493 году. Описание сделано им во второй половине XV века. При перечислении названий народов автор упоминает их в порядке расселения с запада на восток. Кевертей помещен рядом с аланами. Можно полагать, что народ кевертей Иосафата располагался примерно на территории современной Кабарды. Появление названия, прежде всего, было связано с обособлением определенной части восточноадыгских племен от остальных и обозначало территорию этой обособившейся группы, ставшей затем доминирующей силой во всем восточноадыгском ареале. Тот факт, что название, прежде всего, служило обозначением феодального удела, а не населения, проживающего в нем, свидетельствует, что соседи — балкарцы — именовали кабардинцев черкесле, а их землю — Къабарты. В настоящее время под влиянием официального названия кабардинцы могут именовать себя къэбэрдей, но оно ничуть не заслоняет старого самоназвания адыгэ. А.И.Абдоков.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)