Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА
Литература
zafe
Фото: Адыги.RU
11:27, 03 март 2015
10 432
0
"Однажды бог плодородия Тхаголедж одарил нартов семенами проса, велел сеять его и обещал урожайные годы. -Из одного только зерна моего проса можно сварить полный котёл пасты,- сказал Тхаголедж. Поблагодарили его нарты. Чтобы сохранить чудесные семена, построили они медный амбар и стали сторожить его днём и ночью. И никто не знал, что злой Еминеж, чудище с драконьим телом и лицом великана, подслушал слова Тхаголеджа и узнал, что нарты берегут семена проса в медном амбаре. Давным-давно, много столетий назад, задумал жадный Еминеж отбрать семена у бога плодородия, но открыто нападать на него боялся. ©Адыги.ru
"Однажды бог плодородия Тхаголедж одарил нартов семенами проса, велел сеять его и обещал урожайные годы.
-Из одного только зерна моего проса можно сварить полный котёл пасты,- сказал Тхаголедж.
Поблагодарили его нарты. Чтобы сохранить чудесные семена, построили они медный амбар и стали сторожить его днём и ночью.
И никто не знал, что злой Еминеж, чудище с драконьим телом и лицом великана, подслушал слова Тхаголеджа и узнал, что нарты берегут семена проса в медном амбаре. Давным-давно, много столетий назад, задумал жадный Еминеж отбрать семена у бога плодородия, но открыто нападать на него боялся.
Через три недели после того, как получили нарты на Хасе животворный семена, Еминеж тёмной ночью подполз к амбару и ударил по нему своим длинным хвостом. Грянул гром и вспыхнула молния, осветив пламенем землю. Убило молнией нарты, а амбар пополам развалился. Схватил Еминеж семена и был таков.
Наутро огорчённые пропажей нарты обратились к Тхаголеджу за советом- как узнать им, кто украл заветные семена, и что теперь делать. Послал их бог плодородия к Сатаней.
-Как же нам быть теперь, посоветуй, гуаша?- спросили нарты, рассказав Сатаней обо всём, что случилось.- Не открыл нам Тхаголедж имени того, кто семена похитил.
-Не открыл потому, что разгневался,- отвечала им Сатаней.- Знает он, что давно уже жаждет украсть просо коварный и злой Еминеж. А вы не смогли уберечь дар Тхаголеджа. Позор падёт отныне на ваши головы, а что ещё сказать вам, не знаю.
-Вернём же просо или погибнем!- в гневе закричали нарты.
Понравились Сатаней такие речи, и она рассказала им, как найти чудовище- Еминежа. Далеко его логово. За семью горными хребтами, за семью сотнями рек, за тремя малыми морями и семью океанами, в том месте, где заходит солнце.
-И жизни не хватит, чтобы туда доехать,- сказал Джилахстан.
Укорила Сатаней нартов за малодушие, и решили они на совете послать к Еминежу храброго Арыкшу. Но не вернулся Арыкша из похода. И вестей о нём никаких не слышно.
Десять всадников послала Хаса- и те не возвратились обратно.
Приехал в ту пору из дальних странствий Сосруко и, узнав, какая печаль поселилась на земле нартов, спросил у матери своей Сатаней, где живёт Еминеж.
Не сразу ответила ему гуаша, не хотела она посылать на опасное дело сына своего Сосруко.
Уже собираясь в дорогу, спросил Сын Камня, почему так далеко забрался Еминеж, почему обитает он в той стороне, где солнце ночует на краю неба.
-А потому, что он жаден без меры,- сказала Сатаней,- вот и думает, будто проглотит солнце вдали от людей и от света.
Снарядился Сосруко в путь, облачился в боевые доспехи и поскакал без оглядки. Долго ли ехал, коротко ли, никто не знает, а только добрался он, наконец, до высокой горы в тех местах, где начинались владения Еминежа.
На вершине горы стояла нартская девушка, украденная некогда злым чудовищем, и смотрела в даль перевалов. Увидев Сосруко, сказала она Еминежу, что скачет к ним неизвестный всадник.
Стал её спрашивать, стал пытать Еминеж: да откуда скачет, да что ест он в пути, что пьёт.
Отвечала ему девушка, что скачет всадник по бездорожью, не ищет тени, не укрывается от жаркого солнца, ест по дороге одни кислицы, пьёт воду откуда придётся.
-Не по нраву мне этот наездник,- сказал Еминеж.- Не похож он на других нартов. Однако и ему не миновать острых клинков у моих ворот, снесут они ему голову с плеч!
И уполз Еминеж в ущелье, таща за собой длинный драконий хвост. А девушка осталась следить за Сосруко и, чем больше смотрела, тем больше нравился ей храбрый витязь.
За семью каменными стенами лежало логово чудовища, а проникнуть туда можно было только через одни ворота. Ни пеший, ни конный, ни человек, ни зверь не могли через них проехать: стоило лишь приблизиться, как обрушивались на голову пришельца два острых тяжёлых меча.
Не успел Сосруко подъехать поближе, как зазвенели обоюдоострые лезвия одно о другое. Подивился богатырь- таких ворот ему раньше видеть не приходилось. Выдернул он волосок из хвоста коня и бросил в ворота. Сверкнули лезвия, упал волос, разрубленный надвое.
Тогда воскликнул Сосруко:
-О Тлепш, повелитель огня и железа! Заостри мой меч, придай ему силы и крепости!
И бросился вскачь к воротам. Взмахнул мечом, и со звоном упали клинки Еминежа на землю, остались наверху одни рукояти. Нагнулся Сын Камня и проехал в крепость.
А нартская девушка, обрадованная успехом воина, прибежала ему навстречу и рассказала, что семена проса, украденные Еминежем, лежат у него в кожаном мешке, а сам он пашет землю под посев на вершине горы.
Направил Сосруко к неприступной вершине своего коня, оскорбил его ударом плети, и взлетел скакун на высокую гору.
А Еминеж пахал своё поле. На сучке огромного дерева висел его кожаный мешок с семенами проса.
Не долго думая, сорвал Сын Камня с сучка заветный мешок и поскакал прочь.
Захохотал страшный дракон, заорал вслед нартскому витязю:
-Не ускакать тебе от меня, коротышка!
Не торопясь, приполз Еминеж домой, подкрепился и отдохнул, а потом уж оседлал своего коня о трёх ногах, который летает, как ветер.
Не сумел Сосруко уйти от погони. Настиг его Еминеж, вырвал из рук мешок и воротился в крепость.
Удручённый Сосруко снова примчался к нартской девушке, и сказала она ему, что не вернуть семена проса, не одолев Еминежа.
-Помогу я тебе, нартский витязь, советом,- сказала она напоследок.- Узнаю я для тебя, где скрыта чёрная душа Еминежа, но с одним только условием: не давай ему вспахать всего поля. Если вспашет, не вернуть тебе проса.
Наступил вечер. Спустился с горы Еминеж и стал устраиваться на ночлег в своей крепости.
Подошла пленница и спросила, где он прячет свою душу.
-Зачем тебе знать?
-Люблю я душу твою и тебя самого,- отвечала девушка.
Не поверил дракон, решил испытать пленницу и сказал, что душа его спрятана в дверном проёме.
Утром снова отправился Еминеж на вершину- пахать своё поле. Кожаный мешок с семенами повесил опять на сук огромного дерева.
Всё вышло, как накануне. Прискакал Сосруко, схватил мешок да и был таков. Настиг его Еминеж у самого синего моря, отобрал семена и уехал на коне, который о трёх ногах.
Поздно вечером вернулся Еминеж в крепость и удивился, увидев, как вычищен дверной косяк, а резьба на наличниках расписана золотом.
-Если в этой двери твоя душа скрыта, пусть дверь будет достойна её,- сказала нартская девушка.
Понравились дракону эти слова. Признался он в обмане. Вовсе не в косяке дверном душа его спрятана, а в стволе дерева, которое растёт у порога.
На следующее утро снова не дал спокойно пахать Еминежу Сын Камня.
Весь день только и делал Еминеж, что гонялся за нартским витязем. А вернулся домой и увидел, как преобразилось старое дерево, росшее у порога: кора натёрта до блеска, каждый листик выкрашен золотом.
И опять признался Еминеж в своём обмане: вовсе не в дереве прятал он душу, а в трёхногом вороном коне, которого пригнал когда-то из междуморья. Мать диковинного коня- кобылица по имени Тхож, которая принадлежит старухе, владеющей табуном чудесных коней. Нет на земле человека, который смог бы добраться до табуна незамеченным. Непобедим трёхногий скакун, нет ему равных на свете, а, значит, Еминеж может быть спокоен за свою душу.
На следующее утро дракон снова отправился на пахоту, закинув за спину кожаный мешок с семенами проса.
А девушка сказала Сосруко, что должен он отыскать коня посильнее и побыстрее трёхногого,- только тогда доберётся он до чёрной души Еминежа.
-Где же найду я такого коня?- спросил Сын Камня.
-У междуморья. В табуне у старухи, которая пасёт кобылицу, по имени Тхож. Найдёшь коня, рождённого могучею кобылицей, победишь Еминежа.
Попрощался Сосруко с девушкой и направил коня в междуморье, сотворив перед тем колдовство, которому обучила его мудрая Сатаней: напустил он на землю такую стужу, что от холода потрескались горы.
А Еминеж мёрзнет и ворчит от злости:
-И откуда взялась эта проклятая стужа, сколько живу здесь, а такого не видывал. Эй, разведи-ка, красотка, огонь в очаге, иначе замёрзну!
Далеко лежит междуморье: Сосруко всё едет и едет.
Накормил он по дороге голодного волка из тех припасов, что дала ему в путь Сатаней, вызволил из когтей орла гордого сокола, пустил в море рыбу, выброшенную волной на берег.
И волк, и сокол, и рыба благодарили Сосруко, обещали ему отплатить добром за добро, когда придёт время.
Едва достиг Сын Камня владений старухи, как набросились на него сто орлов и сто собак разом. Пришлось нарту повернуть в лес. А в том лесу жили тигры. Сосруко убил нескольких тигров, укрыл себя и коня их шкурами и поскакал навстречу орлам и собакам. Кинулись они на него, рвут зубами и когтями тигровые шкуры. А Сосруко и конь невредимы.
Старуха в это время спала в кургане.
-Да ослепнут мои глаза, которые не сумели тебя увидеть!- проснувшись, закричала она.
-Пусть всегда будут ясными твои глаза, которые увидели меня, твоего смиренного сына!
Понравились старухе такие слова.
-Что привело тебя сюда?
-Подари мне коня,- попросил Сын Камня.
-Подарю, если три ночи подряд будешь стеречь мой табун.
Согласился Сосруко.
В первый раз до полуночи паслись кони спокойно, а потом вдруг сорвались с места и разбежались в разные стороны.
Заметался Сосруко,- куда скакать, как собирать старухин табун?
Откуда ни возьмись- волк. Собрал-согнал весь табун вмиг и подвёл лошадей к Сыну Камня.
Утром сосчитала лошадей старуха: все, как одна, целёхоньки.
-Твоя взяла,- сказала она Сосруко.- Однако посмотрим, что будет дальше.
На вторую ночь улетел весь табун в небо. А сокол, которому помог когда-то Сын Камня избежать когтей орла, взмыл стрелою вверх, собрал табун и возвратил на землю.
Сосчитала старуха: все кони на месте.
-Твоя победа,- сказала старуха.- Однако посмотрим, что будет завтра.
Вечером снова погнал витязь табун на пастбище. В полночь убежали кони в глубокое море.
Приплыла к берегу рыба, которую спас когда-то Сын Камня, собрала коней в морской пучине, и вышли они на сушу. А когда рассвело, увидел нарт, что прибился к табуну маленький жеребёнок на тонких ножках. Это и был конёк, рождённый кобылицей по имени Тхож.
Пригнал Сосруко табун, а старуха заметила, что один жеребёнок лишний.
-Откуда он?
-Кобылица Тхож принесла.
Похвалила старуха табунщика, предложила выбрать любого коня в награду. Слсруко попросил жеребёнка. Поворчала она, но не смогла отказать. Сел Сосруко на своего коня, а жеребёнка повёл в поводу.
И загаворил чудесный конёк человеческим голосом. Сказал, что не вошёл ещё в полную силу и должен вернуться к матери-кобылице, чтобы отведать ещё раз её молока, и тогда он вернётся непобедимым.
Сосруко отпустил жеребёнка. Но не успел витязь вдеть ногу в стремя, как тонконогий конёк возвратился.
-Что же ты не был у матери?
-Я уже был у неё,- отвечал жеребёнок.- Поила меня Тхож своим молоком.
-Какой же ты скорый,- сказал Сын Камня.
-Туда я шёл рысью, а возвращался шагом,- сказал жеребёнок.- И быстроты своей ещё не достиг.
-Быть тебе настоящим альпом,- сказал Сосруко.
Расседлал он своего серого, приспособил седло на спину жеребёнку, сел верхом, а серого повёл в поводу.
Жеребёнок шагом едет, а серому вскачь приходится, чтобы не отстать. Споткнулся он и упал, а жеребёнок поволок его по дороге.
Обрадовался Сосруко, получив такого коня, и назвал его Тхожеем в честь матеи-кобылицы. Ни один скакун на свете не мог сравниться с быстроногим Тхожеем.
Вернувшись во владения Еминежа, Сосруко снова расколдовал землю, стало тепло, мороза как не бывало. Обрадовался Еминеж, снял с себя шубу, оседлал трёхногого и помчался пахать поле под посев проса.
Настиг его Сосруко у подошвы горы, выхватил кожаный мешок с семенами и мигом вернулся в крепость. Там взял с собой нартскую девушку и направил Тхожея в обратный путь.
Рассвирепел Еминеж, кинулся в погоню. Тхожей шагом едет, а трёхногий конь Еминежа скачет во весь опор, а догнать беглецов не может. Не в силах старший настичь меньшого брата.
Сколько ни окликал конь Еминежа Тхожея, не остановился молодой альп, сказал только старшему брату:
-Коли глуп и зол твой седок, сделай, как мать-кобылица учила,- сбрось его да затопчи копытами.
Послушался вороной совета Тхожея, взмыл к облакам и скинул со своей спины Еминежа. Грохнулось чудовище в пропасть и разбилось, а хвост, ударившись о скалу, высек молнию.
Вороной же, почуяв свободу, ускакал к матери-кобылице.
А Сосруко возвратился в страну нартов и первым, кого он увидел, был плешивый пастух Куйцук. Пас он отару на зелёном склоне. Не слишком красивым считался Куйцук среди красавиц, но пленнице Еминежа он показался прекрасным, потому что никого, кроме злого дракона, давно не видели её глаза.
-Да умножится твоё стадо, Куйцук!- воскликнул Сосруко.- Нартам привёз я семена проса, подаренные Тхаголеджем, а тебе- невесту. Бери, коли она пришла тебе по сердцу!
Спешилась девушка и осталась с Куйцуком, а Сосруко поехал на Хасу, чтобы вернуть нартам семена проса.
Семь дней и семь долгих ночей шёл пир горой на богатырской Хасе в честь могучего и мудрого Сосруко. Рекой лилось благодатное сано.
Потом вспахали нарты поле, посеяли просо, уродился такой урожай, какого ещё не знала древняя земля нартов. Убрали они просо, обмолотили, сварили в огромном котле ароматную пасту и принесли в дом Сатаней, чтобы первым попробовал её славный Сосруко.
И Сын Камня, и мать его Сатаней остались довольны.

©Адыги.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)