Заур Маргиев: Черкесы

Заур Маргиев: Черкесы
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
22:57, 25 январь 2019
7 012
0
"Черкесы (1) - многочисленное и воинственное племя, занимавшее в древности западную часть Кавказа и Крымский полуостров, весь Закубанский край и земли, известные под названием Большой и Малой Кабарды. По преданиям народа, одно из его племен под названием Кабарда, оставив, в VI столетии прежнее место жительства на Кубани потянулось на север к реке Дон, откуда оно вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между реками Кача и Бельбек (верхняя половина которой называется Кабардой) именовалась татарами "Черкесской долиной". Но и здесь они задержались ненадолго. Под предводительством Инала, родоначальника всех Кабардинских князей, они вскоре переместились, далее на восток и расселились вдоль Кубани на территории нынешней Кабарды, где подчинили себе другие черкесские племена. По
"Черкесы (1) - многочисленное и воинственное племя, занимавшее в древности западную часть Кавказа и Крымский полуостров, весь Закубанский край и земли, известные под названием Большой и Малой Кабарды. По преданиям народа, одно из его племен под названием Кабарда, оставив, в VI столетии прежнее место жительства на Кубани потянулось на север к реке Дон, откуда оно вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между реками Кача и Бельбек (верхняя половина которой называется Кабардой) именовалась татарами "Черкесской долиной".

Но и здесь они задержались ненадолго. Под предводительством Инала, родоначальника всех Кабардинских князей, они вскоре переместились, далее на восток и расселились вдоль Кубани на территории нынешней Кабарды, где подчинили себе другие черкесские племена.

По преданиям, сохранившимся у осетин, черкесы, до прихода из Крыма кабардинских князей назывались казахами, название, под которым они известны и у мингрельцев, называвших их (казах мепе), т. е. "царями казахов". Это подтверждает историк Константин Багрянородный, который называет, черкесские земли, прилегающие к Черному Морю, "Сихией", а вышележащую страну - "Казахией", которая граничит с землями Аланов (Осетин.)

Во времена Георгия Интериано (George Interiano), около 1502 года, черкесы, занимали весь восточный берег Азовского моря от Дона до Босфора Киммерийского, откуда они были вытеснены русскими и татарам. Шейх-Эддин Дамасский писал о христианском народе эзкеш, жившем на севере Черного моря по соседству с аланами и русскими.

По преданиям, существующим у самих черкесов, древнейшими племенами их народа, поселившимися на северных отрогах Кавказских гор, считаются кабардинцы и бесленеевцы, которые занимали подгорье между реками Белой, Лабой и Урупой, откуда они были постепенно оттеснены к востоку другими черкесскими племенами, переселявшимися через горные перевалы со стороны Черного моря.
Под обобщенным названием черкесы подразумевались все горские племена, жившие на северных склонах Кавказского хребта, а также и на равнинах кубанских степей, начиная от Кубани до Анапы, а оттуда по южному склону хребта, вдоль восточного берега Черного моря до земли Убыхов.

Сюда входила, считая и землю убыхов, вся Малая Кабарда, большая часть Кабардинской плоскости между реками Тереком и Малкой, подгорное пространство между Тебердой, Кубанью, Лабой, Белой, левый берег нижней Кубани и, наконец, восточные берега Черного моря от устьев Кубани до реки Бзыбь.

До 1829-го года река Кубань (у горцев Пшиз), составляла границу между Российской империей и территорией черкесов.


В 1827 году Трапезондский паша Чечен-Оглу-Хасан, заменивший в крепости Анапа (фото N 426) Ахмед-пашу, созвал князей и старейшин черкесских племен предложив им покровительство Турции. Черкесы согласились и присягнули, но с условием сохранения своей независимости. Но, при этом влияние Порты на Закубанский край значительно ослабило феодальную власть местных князей.
В те годы набеги и разбои по Кубани, на границе с Россией, были редки, а если и случались, то начальники существовавшей тогда Кубанской линии обращались с жалобами к Анапскому паше или к двум его каймакам, резиденция которых находилась возле станиц Убжинской и Ладовской, и почти всегда конфликты бывали улажены.
До появления русских на Северном Кавказе, черкесы пользовались также всем степным пространством от Кубани до Манычской низменности и простирали свою политическую власть до самых устьев Терека.

Черкесы называют себя адиге. В русских летописях они упоминаются под именем касогов. Это название, по всей видимости, заимствовано у осетин, которые называли кабардинцев кастами, а кабардинскую плоскость касажским полем.

Для объяснения общепринятого названия "черкес" было сделано множество попыток, но ни одна из них не может быть признана удовлетворительной. Вероятнее всего, что это слово имеете связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, обосновавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет из итальянской формы circassi, откуда и возникло турецкое "черкес", распространившееся по всей Европе и Малой Азии.
Со времен Страбона, за жителями восточного побережья Черного моря утвердилось еще одно название - зихи, имеющее множество вариантов и заимствованное, вероятно, у абхазцев. Оно встречается у итальянских писателей до 16 столетия в форме zychi.

Черкесы разделяются на несколько племенных групп. Но лишь немногие из них (кабардинцы, бесленеевцы, абадзехи) служат представителями отдельных наречий и говоров адыгского языка.

Многочисленные черкесские племена всегда отличались воинственностью и склонностью к хищническим набегам. Эти черты их характера проявлялись у них издревле. Путешественники разных времен сравнивали черкесов со спартанцами, писатели романтического периода изображали их странствующими рыцарями.
Известно, что под влиянием Византии черкесы приняли христианство. Позже они отказались от него во имя ислама. Это произошло в конце XVII столетия, когда турки из политических соображений начали усиленно проповедовать учение Магомета среди горцев Западного Кавказа.

Немыми свидетелями христианства в Черкессии служат руины храмов на территории Закубанскаго края. Некоторые племена сохранили воспоминания об учении Христа до последнего дня своего пребывания на Кавказе.

Прибрежные черкесы, менее других подвергшиеся турецкому влиянию, поклонялись крестам, воздвигнутым среди священных рощ, и совершали перед ними жертвоприношения в честь языческих божеств (2).


Война черкесов против России никогда не имела в их глазах того религиозного характера, который был придан ей горцами Чечни и Дагестана под влиянием мюридизма. (Прим. Религиозно-политическое учение, проповедниками которого в Дагестане явились Кази-Мулла, Гамзад-бек и Шамиль, известное под названием "мюридизм". По-арабски "мюрид" означает ищущий, желающий (истины). Этим именем еще в самом начале появления ислама назывались ученики тех мусульманских мистиков, имамов или муршидов (духовных наставников), которые учили тарикату, пути к познанию истинного Бога. Познание истины (марифат) дается не сразу. Ищущий ее должен пройти несколько степеней по пути к откровению.

Ступивший на этот путь руководствуется стремлением (ирадет), развивающимся в нем через духовное воспитание (иршад). По учению, право духовного воспитания передается по наследству. Переходит непосредственно от учителя-наставника (муршида) к его духовному воспитаннику (мюриду). Без разрешения или благословения, полученного от совершенного шейха, никто не может сам сделаться шейхом или муршидом.) Шамиль несколько раз посылал своих наибов для распространения мюридизма на Западном Кавказе, но проповедь равенства всех мусульман и беспрекословность подчинения воле имама и его наибам не могла иметь прочного успеха среди черкесских племен, так как требовала коренного изменения их социального строя и порядка ведения и решения общественных дел.

Из черкесских племен, игравших более или менее выдающуюся роль в истории Кавказской войны, заслуживают внимания кабардинцы (кабертай) обитавшие в Большой и Малой Кабарде.

Свою политическую власть они распространили до устьев Терека и стали первыми из племен, с которыми столкнулась Россия в своей войне на Кавказе.

В те времена кабардинцы исповедовали христианство и искали покровительства московских царей в борьбе с турками и крымскими ханами. Иван Васильевич Грозный, приняв в подданство кабардинцев, делал все для сближения с этим воинственным племенем. Строил для них церкви и даже взял в жены черкесскую княжну Марию Темрюковну. Но и крымские ханы прилагали все усилия для привлечения на свою сторону новых московских подданных, обращая их в мусульманство.

Занимая земли по реке Терек, и распространяя свою власть на соседние горские племена ингушей, осетин, абазинцев и горских татар по верховьям Чегема, Баксана и Кубани, кабардинцы владели всеми дорогами, ведущими с плоскогорья к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. Это давало огромный стимул в стремлениях России сохранять к ней дружественные отношения со стороны черкесских племен. В знак своего особого расположения к кабардинскому народу, императрица Екатерина Великая неоднократно жаловала ему "Высочайшая грамоты". Такой чести не было удостоено ни одно из горских племен Кавказа. (Фото N 434)

Общественный строй кабардинцев основывался на аристократическом принципе. Большая Кабарда принадлежала четырем княжеским фамилиям: Кайтукина, Бек-Мурзина, Мисостова и Атажукина. Малой Кабардой владели фамилии Мударова и Таусултанова. Все сословия, как благородные (ворк), так и более низкого происхождения (пшитль), беспрекословно подчинялись своему князю или предводителю (тши).

Этот племенной союз был для горцев школой хорошего тона и манер. В прошлом, когда существовал обычай аталычества, т. е. передачи детей на воспитание в чужие семейства, черкесы и абхазцы охотно отправляли своих сыновей кабардинцам (3)

Bce горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки заимствовали у кабардинцев форму одежды, вооружение, и т. д. и внимательно следили за всеми изменениями капризной кабардинской моды".

Подобное противоречие при исследовании и изучении исторических дисциплин встречается не редко. Вышесказанное лишь небольшой пример. Истории известно множество более глобальных и спорных вопросов, по которым нет однозначно звучащих документов. Более того, на основании каждого из них можно придти к полярным заключениям. Это не вызывает удивления или недоумения, наоборот это побуждает продолжать поиски, находить другие источники, другие документы, которые в своей совокупности позволяют объективно, всесторонне подойти к изучению различных вопросов истории.

Вот впечатления автора книги "Очерки Чурук-су и Батума" по поводу черкесских поселений увиденных им в г. Батуми в 1878 г., в первые дни после присоединения региона к Российской Империи.

"Говоря о бедственном положении абхазцев, возбуждающих в себе действительное сожаление, я не могу не сказать несколько слов о черкесах, которые напротив того возбуждают в себе не любовь, а ненависть со стороны туземцев. С течением времени в батумской области появилось множество черкесов, эмигрировавших с Кавказа. Турки охотно принимали их к себе, с целью иметь под руками надежный контингент людей, которые могли бы, в случае войны, учинить нам всякую пакость. Само собой разумеется, что черкесы принесли с собою все свои ужасные инстинкты:

разбойничество, наклонности к грабежу, насилию и воровству.

При всей дикости кобулетцев и аджарцев, соседство таких господ показалось им не совсем приятным, тем более что черкесы не преминули вскоре же пустить в ход свои милые привычки. К великому огорчению жителей Чурук-су и Батума, черкесы были поселены возле этих городов. И вот пошли беспрерывные кражи, насилия, грабежи.

Поэтому еще до войны местное население стало обвинять черкесов в описанных преступлениях, настоятельно требуя, по уверению г. Джиудичи, удаления их из края, угрожая в противном случае жестоко расправиться с черкесами.

Не смотря на то, что жалобы жителей были весьма основательны, турецкое правительство выслало только несколько главных разбойников, бесчинства которых были вполне доказаны. Понятно, что турецкое правительство не решалось расстаться с столь драгоценными для него черкесами...

Мне хотелось обозреть местность, где поселены эти черкесы близ Батума. Я поехал с проводниками в горы, по направлению к деревне Самеба. Не доезжая этого поселения, я осмотрел развалины старинной церкви во имя св. Троицы. Эта церковь славилась прежде своей красотой и даже теперь видны ее остатки, подробно описанные г. Бакрадзе в "Археологическом исследовании" (4).

Горы, которые тянутся от самого Батума, весьма характерны. Эти горы составляют продолжение лазистанских возвышенностей. Здесь живут черкесы, убыхи и пшавы, переселившиеся из Адлера.

Черкесы обитают большею частью в следующих поселениях...

В деревнях Самеба, Эрге. (Фото N 436 - 438) По нашим изысканиям - 70 домов и 213 жителей. По турецкому календарю - домов 50, жителей 83. Они платили казне: податей 631 куруша, с урожая 2028 курушей, с баранов 85 куруша. Имеют козлов 25, быков 6.

В деревне Хелвачаури числится: по счету русских 35 домов и 151 жителя. По счету турецкому - дворов 25, жителей 56, у которых 9 быков и много мелкого скота - 410 козла и 4418 барана. Жители уплачивали: пошлин с баранов 9544 курушей, с урожая 5351 куруша и податей 951 куруша.

1. Е. Вейденбаум. Путеводитель по Кавказу. Тифлис. 1888 г.
2. Прим. З. Маргиева. Язычество было широко распространено на Кавказе. Здесь оно получило свои самобытные черты. У многих племен оно исповедовалось наряду с христианством. Причем оба религиозных направления вполне мирно уживались друг с другом. Наиболее ярко это отражено в религии осетин. Св. Георгий и Уастырджи - это две стороны одной медали. У осетин, Уастырджи (бог путника), (фото N 428) почитаем, наравне с христианским св. Георгием. И хотя сами осетины являются народом, исповедующим христианство, (за небольшим исключением) в их повседневной жизни древние отголоски язычества занимают не последнее место.

3. Этот обычай существовал у многих народов мира в разные исторические эпохи.

4. Прим. З. Маргиева. Имеется в виду книга действительного статского советника Императорской Академии наук Дмитрия Бакрадзе "Археологическое путешествие по Гурии и Аджаре", которую он написал, побывав в Аджарии в 1873 году по заданию Академии наук.

Маргиев Заур Георгиевич
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)