КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
08:52, 05 июнь 2020
8 566
0
После распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.), развившейся в Загросе и Иранском плато, в южные районы Малой Азии (Турции) и Северную Палестину мигрировали носители западно-ностратического диалекта, связаннные с дольменной культурой. Они послужили основой пракартвельского этноса (относившегося, как и все древние ностраты к мезодолихокефальному расовому типу). По мнению учёных Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют «сходство вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур…». Работа лингвиста Палтимайтиса (1984) «Пять важных картвело-балтийских и картвело-семитских схождений» позволяет уточнить уровень сходства, как древне-европейского с общекартвельским, так и общекартвельского с древнесемитским.
КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВПосле распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.), развившейся в Загросе и Иранском плато, в южные районы Малой Азии (Турции) и Северную Палестину мигрировали носители западно-ностратического диалекта, связаннные с дольменной культурой. Они послужили основой пракартвельского этноса (относившегося, как и все древние ностраты к мезодолихокефальному расовому типу). По мнению учёных Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют «сходство вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур…». Работа лингвиста Палтимайтиса (1984) «Пять важных картвело-балтийских и картвело-семитских схождений» позволяет уточнить уровень сходства, как древне-европейского с общекартвельским, так и общекартвельского с древнесемитским.
Нижеуказанная теория развития картвелов построена на теории Джавахишвили и Джанашия, основанной на работах Иосифа Флавия, данных антропологии, некоторых археологических свидетельствах и лингвистических данных.

В V тыс. до н.э. началось проникновение в Палестину сев-.зап. семитских племён (об этом подробно -- в статье про Афразийскую семью). Пракартвелы были вынуждены отступить на север – в южные районы Малой Азии, которые в Библии называются Фувал (эта область была известна своими кузнецами, а первым кузнецом в Библии считался Каин, имевший прозвище Фувал). В IV тыс. до н.э. жители Фувала (смешавшиеся с хаттами и приобретшие переднеазиатские черты) переселились на север Малой Азии, где были зафиксированы древними источниками под именем «тибарены» (некоторые ученые относят эти племена к лувийским, но анатолийские племена появились в этом регионе позже). В III тыс. до н.э. тибарены наряду с хуррито-урартскими племенами составляли основу т.н. кура-аракской и хирбет-керакской культуры.
До I тыс. до н.э. картвельская ономастика и топонимика практически не представлены в Закавказье, это может означать то, что картвелы представляли собой маленький этнос, зажатый между хаттами и хурритами, с трудом сохраняя самобытность. Касситы, появившиеся во 2 тыс. до н.э. на Иранском плато, теоретически были картвелами.
Падение хаттской и урартской держав привело к развитию картвел, которые начали осваивать предгорья Северного Кавказа и Колхидскую низменность. Примерно в 20-19 вв. до н.э. произошло разделение картвельского праязыка на сванский и единый грузино-мегрел-чанский (ученые объединяют мегрельский и чанский язык под одним названием занский язык, опираясь на то, что в сванском языке «мызан» означает «мегрел»).
Сванский язык сохранил в большей мере облик архаичного пракартвельского языка. "Тибарены" (пракартвелы), точнее, их сванская часть, вторглись в болотистую Колхидскую низменность. Вскоре они были вытеснены новой волной картвельских переселенцев (грузино-занов) в горы, где произошло их расовое смешение с местным нахско-дагестанским населением, в результате которого, будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа с переднеазиатскими элементами (южный кластер кавкасионского типа).
В 8 в. до н.э. произошла дивергенция единого грузино-занского языка на, собственно, грузинский (включая диалекты) и занский (мегрел-чанский). К этому же периоду относится начало греческой колонизации Черноморского побережья Кавказа.
Тогда же в Западной Грузии образовался мегрел-чанский племенной союз кулха, который основал в 6 в. до н.э. государство Колхида (Колхети).
Потомки тибаренцев, также частью смешавшихся с нахско-дагестанскими племенами, в Восточной Грузии на реке Кура (Мтквари), образовали союз иверов, и создали в 4 в. до н.э. государство Картлия (Иберия, Иверия). Этническим субстратом для западных грузин были ашуйские народы, а для восточных и горных – нахско-дагестанские (для кахетинцев – кахи, для мохевцев – цанары и т.д.). По сообщениям древнегреческих историков, до н.э. на территории современной Грузии (вкл. Абхазию и Южную Осетию) насчитывалось 513 племён.
В I в. н.э. Картлия (Иверия) и Колхида попали под власть Рима. В 3 в. они получили независимость, но уже в других границах и под другими названиями: южная часть Колхиды (терр. совр. Аджарии и с.в. Малой Азии) фигурировала как Тао-Кларджетия и Лазика (Лазети). Стоит заметить, что этноним «лаз» имеет греческое происхождение и появился в европейских языках в Средние века. Этим словом в Византии называли картвельский этнос чанов.
Северная Колхида, вкл. Мегрелию и Абхазию вошли в состав Абхазского царства (см. Северо-Кавказская семья).
Восточно-грузинское государство Иберия распалось на Картлию, Кахетию, Месхетию (Мцхета, Самцхе) и Джавахетию.
В 4 в. на востоке утвердилось христианство.
В то же время Лазика попала под власть Византии, а Картлия и Кахетия вошли в состав Сасанидского Ирана.
В конце 8 в. н.э. под натиском арабских завоевателей, восточно-грузинские племена были вынуждены отступить к побережью, где “вбили клин” между мегрел-чанами, положив начало самостоятельному развитию лазов и мегрелов. В результате смешения восточно-грузинских племён с мегрел-чанами и абхазами возникли народы западной равнинной подгруппы (имеретинцы, аджарцы, гурийцы и др.). Термин «имери» (тот народ) первоначально относился ко всему населению Западной Грузии, он противопоставлялся «амери» (этот народ) – населению Восточной Грузии. По другой версии, термин Имеретия происходит от «имер» (запад). В районе Колхидской низменности появился т.н. смешанный (переднеазиатско-понтийский) колхидский антропотип, переходный к юго-западному кластеру понтийского. Основная масса грузин (Центральная, Южная и Восточная Грузия) и часть лазов сохраняли черты переднеазиатского типа, однако, среди картлийцев и кахетинцев часто встречается смешанный кавкасионско-переднеазиатский, т.н. иберо-кавказский антропотип. К настоящему времени переднеазиатские черты преобладают лишь у джавахов и месхов.

В 6 в. н.э. Византия захватила часть Картлии и Месхетию. В 9 в. н.э. в Западной Грузии Лазика получила независимость в виде Царства Тао-Кларджетия, столицей был город Артануджи. В 12 в. Тао-Кларджетия объединилась с Абхазией в союз, который просуществовал до 1466 года. В 1064 г. н.э. турки-сельджуки захватили Картлию и Кахетию, которые восстановили независимость в 1122 г. при Давиде IV Строителе. При нём в состав Грузии были включены Алания и Армения. При Тамаре (1184-1213 гг.) Грузия приросла Ширваном и Трапезундом. Царица Русудан (1222-1245) захватила Дагестан и часть Сельджукского государства.
В 15 в. Великая Грузия распалась: Армения, Аджария и Лазика были захвачены турками-османами. Образовались независимые княжества: Карталино-Кахетинское, Абхазия, Имеретия, Гурия, Мегрелия, Сванетия.
В 19 в. эти государства стали частью Российской Империи под именем Царство Грузия. Народы грузинской группы картвельской семьи получили совр. название – «грузины», которое быстро вытеснило бывший в ходу в то время термин «иберийцы».

Версия:
• Этноним «ибер» (ивер, иберийцы) происходит от «Фувал» (Тубал): фонетические искажения “фувал–тубал–табар–табер–тибар–тибер–тибарен-ибер”.

• Название испанских иберов (hibern) имеет другое происхождение и восходит к греческому названию ливийско-берберских народов северной Африки – berberos, т.е. “бородатые”. Этим же термином греки именовали германские племена, от чего произошёл термин «варвары».

• Термин "Грузия, Georgia, Горгика" происходит, по наиболее распространённым версиям: (а) от греческого «георгос» – «земледельцы» или (б) от названия ордена Святого Георгия ; (в) по другой версии, это слово появилось в Средние века, и происходит от арабского «гурдж» или от персидского «горг» – “волк”, в соответствии с арабо-ирано-тюркским названием "Гюрджистан" – "Страна волков". Персы, неоднократно осуществлявшие набеги в эти края, называли "Страной волков" всю ту территорию, которая находилась выше их северной границы и прилегающих к ней стран, как с востока, так и с запада от Каспийского моря. Термин "гурзане", "гурджи" (“кюрджи”) изначально был отнесен, как ко всем народам Закавказья, так и к народам, обитающим севернее Кавказского хребта. Также есть версия (г) по которой европейские названия Грузии (Georgia) связаны с грузинским культом Луны-Гиорги.

Самоназвание крупного этноса картлийцев – «картвели» – стало обозначать языковую общность только в 20 веке. Местное название Республики Грузия – Сакартвело Сабчота.


Диалектная структура грузинского языка и информация о грузинских этногруппах.
• Горская подгруппа диалектов:

- пховские диалекты распространены на северо-востоке Грузии, частью – в Чечне и Дагестане. Имеют точки соприкосновения с нахско-дагестанскими языками, т.к. по происхождению являются картвелизированными цанарами, одним из нахских (дзурдзукских - в грузинской истории) племен южной части Кавказского хребта. Цанары играли значительную роль в Картлийском царстве.

Выделяют тушинский диалект, распространенный в горном Ахметском районе, именуемом Горная Тушетия – три села с незначительным населением. Остальные жители переселились в Нижнюю Кахетию. Тушинцы делятся на 4 родственных субэтноса, использующих в быту два тушинских говора и два бацбийских. Чагма и гомецари говорят на тушинском диалекте грузинского языка, пирикита и цова используют бацбийский язык нахской подгруппы.

Носители мохевского диалекта жили в пограничных юго- и северо-осетинских селах, в верховьях Терека, в Грузии а районе города Казбеги (область Хеви – «долина»). Сейчас рассеяны по всей Грузии (беженцы в результате российско-грузинского конфликта в Южной Осетии).

Хевсуры, жители районов пограничных с Чечней и Игнушетией постепенно мигрируют из Хевсуретии («равнинная земля») в Кахетию. По легендам и псевдонаучным изысканиям считаются потомками крестоносцев.


- арагвские диалекты распространены в течении реки Арагви.
Носители пшавского диалекта живут в верхем течении Иори и Арагви – т.н. область Пшавели.
Мтиулы (mta – гора) и гудамакарцы – две родственные этногруппы живут на реке Арагви в районе города Душети.



• Равнинная подгруппа диалектов:

- восточная общность состоит из очень близких диалектов – картлийского, джавахского, месхского и кахетинского.

Картлийцы живут в исторической области Картли, на реке Кура, в самом сердце Грузии. Картлийский диалект имеет несколько говоров: (а) нижне-арагвский, возникший в результате смешения с арагвскими диалектами; (б) боржомский, испытавший в 19 веке имеретинское влияние (населенные пункты Боржоми, Хашури); (в) киврули – говор грузинских евреев с большим количеством заимствований из иврита, число носителей – 20 тысяч в Грузии и 50 тысяч в Израиле.
В Северной Осетии и Дагестане встречаются люди говорящие на (г) кизляр-моздокском говоре картлийского диалекта (литературного грузинского) языка.

Кахетинцы живут в области Кахетия на востоке Грузии. Особо выделяется говор области Тианети на реке Иори, возникший в результате смешения с горскими диалектами.

К кахетинскому близок имерхевский диалект («imer-hevi» – “западная долина”) в Турции, в районе городов Артвин и Мейданчик, на реке Берта, но в современном виде имерхевский диалект следует относить к южной общности. Имерхевцы считают себя историческими кахетинцами, переселившимися в этот район.

Носители месхского (месхетинского) диалекта базируются вокруг города Ахалцихе в исторической области Самцхе (Месхетия). Часть месхов – мусульмане.

Джавахи живут в области Джавахети вокруг города Ахалкалаки.

- западная общность диалектов имеет более сложную структуру.

Имеретинский диалект распространен в Западной Грузии и, частично, в Турции. В нем выделяют два обособленных говора – вехнеимеретинский, переходный к картлийскому диалекту и близкий боржомскому говору последнего, и нижнеимеретинский, испытавший влияние мегрельского языка – на реке Риони.

Носители очень близких рачинского и лечхумского диалектов (рачинско-лечхумская зона) отличаются антропологически и, в некоторой степени, культурно. Рачинцы живут в исторической области Рача, у них выделяется обособленный верхнерачинский говор. Лечхумцы живут в области Лечхуми на реке Риони. Гурийско-аджарская диалектная зона распространена на крайнем юго-западе Грузии и в Турции. Гурийский диалект (мегр. «гури» – «сердце» или «отдых») распространен в бассейне реки Супса и на Черноморском побережье.

Аджарцы (ачарули) – основное население Аджарии и с.в. побережья Турции.


- южная общность диалектов (до 90 тыс. носителей), распространенная на с.в. Турции не являются генетически родственной и близкой, и объединяется по географическому признаку. Взаимопонимание между диалектами отсутствует. Исторически происходит от западно-грузинской общности, от которой откололась в середине 1 тыс. н.э.
Носители кларджетского (нижне-чорохского, борчкалинского) диалекта живут к северу от города Артвин на реке Чорох и в долине Мургул-Гёкташ. Диалект пархали распространен в трех деревнях на одноименной реке к западу от Артвина.

Имеется вымерший вариант речи – диалект области Тао (Олту) к с.в. от Эрзрума, исчез в 18 веке.


Макахельский диалект распространен в Турции на границе с Аджарией в 5 селах. Он является переходным между западно-грузинскими и другими южно-грузинскими.


- к периферийным диалектам относятся ингилойский и производный от него ферейданский. Генетически они близки восточной подгруппе.

Ингилойцы (этноним происходит либо от араб. «хенгилоус» – «обращенный», либо от азерб. «еги-йол» – «новый путь») проживают по большей части в Алазанской долине Азербайджана (Саингило/Эретия). Являются потомками кахетинцев, перешедших в ислам в 17 в. Различают два варианта ингилойской речи: алиабадский говор мусульман-суннитов в районе Мосула и Алиабада, и кахский говор православных христиан в районе Кахи. Фонетика близка дагестанской, морфология – азербайджанской.

Ферейданцы – потомки переселенцев 17 века из Саингило-Эретии и Кахетии в Западный Иран. В настоящее время встречаются в 14 древнях провинций Фарс, Гилян и Мазандеран. Язык сохранил средневековый облик со значительным персидским вляинием.



Сванский язык.
Наиболее древний из всех картвельских, это связано с высокогорной изоляцией его носителей. Помимо очень древних картвельских форм, в сванском встречаются заимствования из адыго-абхазских, нахских и неидентифицированные элементы (вероятно, какие-то другие северо-кавказские или малоазиатские корни). От других картвельских отличается развитой системой гласных звуков.
Делится на два сильноразличающихся диалектные группы, которые можно считать самостоятельными языками.
• Бальские (верхнесванские) диалекты распространены в верхнем течении реки Ингури, в районе селения Местиа, часть носителей этих диалектов живет в Абхазии на реке Кодори.
- Верхнебальский (мужало-мулахский, бальсземоури) диалект подразделяется на говоры: латали, местиа-ленджери, мулахи (на реке Ненскра), ипари, кала (на долине Накра), ушгули, лензер. Ареал наибольшего распространения находится к востоку от Местиа.
- Нихнебальский диалект (таврарский, бальсквемоури) делится на говоры: эцери, чубекхеви, лакхамула, пари (в долине Накра), цхумари, бечо (в долине Дольри). Ареал распространения -- к западу от Местиа, на реках Ингури и Кодори.
• Нижнесванские диалекты распространены на реке Цхенисцкали и в районе города Лентехи.
- Лентехский диалект состоит из лентехского говора, говора долины Копури, говора бавари-хачеши (долина Хеледула). Его носители живут к западу от Лентехи. К лентехскому иногда причисляют чолурский диалект.
- Лашхский (лашхетский) диалект включает в себя говор келеди на реке Келедула, говор рцхмелури, верхний лашский говор (в истоках Цхенисцкали). Носители живут к югу и в. от Лентехи.
- Чолурский диалект – в районе города Лентехи. Говоры: текаль, панаги, сакдари-чвелиери (в деревне Скадари, считается смешанным лентехско-чопурским).

Мегрельский язык.
Второй по численности в Грузии. Распространен в Восточной Абхазии и Западной Грузии. Делится на диалекты, между которыми наблюдаются лексические различия.
• Сенакский диалект распространен в Западной Грузии к северу от реки Риони, в районе города Цхакая. Выделяют мартвильский говор города Гегечкори.
• Самурзакано-зугдидский диалект имеет больше вариантов. Носители самурзаканского говора живут в Гальскоми районе Абхазии, постепенно мигрируют в Грузию. Зугдидский говор распространен в бассейне реки Ингури. Джварский говор характерен для села Джвари на Ингури.

Лазский язык.
Распространен за пределами Грузии и в одном грузинском селении Сарпи. Четкой классификации многочисленных говоров не имеется. Говоры взаимопониманиемы и группируются внутри нескольких диалектов.
От других картвельских отличается наличием дополнительных фонем – /f/ и разновидности /h/, окончанием всех частей речи на гласный, расширенным составом префиксов, турецко-греческим влиянием.
• Атинский (пазарский) диалект распространен в Турции к с.в. от селений Ризе и Мердивенли. Имеются булепско-арташенский говор (селение Ардешен) и атинский (район Пазара).
• Вице-архавский диалект распространен в районе селений Финдикли (Вице) и Архава. Имеет несколько говоров.
• Хопский диалект занимает промежуточное положение внутри занской группы, однако в нем больше лазских черт. Он распространен в районе Сарпи и Хопа.
• Чхальский диалект иногда считется отдельным языком занской группы наряду с мегрельским и лазским. Распространен в ущелье р. Чхали.



Численность народов:



Грузины – 3,8 млн. чел.

• имеретинцы (800 тыс. чел.)

• гурийцы (143 тыс. чел.)

• кахетинцы (400 тыс. чел.)

• аджарцы (325 тыс. чел.)

• тао-кларджеты (40 тыс. чел.)

• ингилойцы (14 тыс. чел.)

• ферейданцы (10 тыч. чел.)

Мегрелы – 400 тыс. чел. в провинции “Самергело – Земо Сванети” и абхазской провинции “Самурзакано”.

Лазы – 150 тыс. чел. в причерноморской полосе Сев. Вост. Турции (Турецкий Лазистан) до границы с Грузией и часть села Сарпи в Грузии. Небольшие группы рассеяны по глубинным районам Турции, а также по ряду населённых пунктов черноморского побережья в Аджарии и Абхазии (в прошлом – и в Крыму).

Сваны – 80 тыс. чел. в Местийском и Лентехском р-нах Грузии (провинции “Самергело – Земо Сванети”, “Рача-Лечхуми – Квемо Сванети”) и в Абхазии (провинция “Самурзакано”).





Религия:

Основная масса грузин – православные христиане Грузинской Автокефальной Церкви.

Аджарцы (15 %), лазы, месхи (10 %), имерхевцы и ингилойцы – приверженцы суннитской ветви ислама.

«Ингилойцы» – частью ингилойцев православные, частью сунниты.

Ферейданцы – шииты.

Характеристика языка:

В грузинском языке 5 гласных и 28 согласных звуков. Распространены сочетания согласных вида «переднеязычный» + «заднеязычный» типа [тк], [дг], [чх], [цх] – т.н. гармонические пары. Теоретически возможны последовательности до 9 согласных подряд . В картвельских языках очень слабо выражено ударение (фиксация – в зависимости от диалекта, но в основном – на нечётные слога, начиная с первого), смыслоразличительной функции не имеет. На слух ударение часто определяется на предпоследнем слоге.

Порядок слов в предложении относительно свободный. Характерна агглютинация.

Морфология глагола очень сложна, включает множество типов спряжения, различия между которыми не всегда мотивированы семантически или формально; широко распространен супплетивизм, т.е. употребление разных корней для выражения грамматических значений одной и той же лексемы, например:

"в-жреби" – «делаю», "в-изам" – «сделаю», "в-кени" – «(я) сделал», "в-амбоб" – «говорю», "в-ткви" – «(я) сказал», "в-ткьви" – «скажу», "в-эубнеби" – «говорю ему», "в-учари" – «(я) сказал ему» и т.д.

В глаголе выражаются словоизменительные категории времени, вида, наклонения, лица, числа и словообразовательные категории залога, версии (отношения действия к лицу, заинтересованному в его результате), каузатива (понудительности), направительности и результатива. Глагол одновременно согласуется с подлежащим и дополнением по лицу и числу.

Наиболее важным для грамматики грузинского языка является разграничение четырех основных классов глаголов, каждый из которых характеризуется особой семантикой, типом оформления подлежащего и дополнений и способом выражения словоизменительных категорий: переходные, непереходные глаголы активного действия, непереходные глаголы состояния или процесса и инверсивные глаголы (в основном со значением эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности или обладания).

Первоначально в основу литературного языка лёг ханметный (использование твёрдого “х”, передаваемого буквой «хан») вариант – кахетинский диалекта. Это был период древнегрузинского языка (5-11 вв.). с 12 по 18 в ходу был среднегрузинский язык. В 18 в. н.э. на смену пришёл хаэметный вариант (мягкое “х”, передаваемое буквой «хаэ») – картлийский диалект нового грузинского языка.

Картвельские языки, кроме лазского, являются, по типологии, номинативно-профлективными и сближаются по этому критерию с семито-хамитскими. Лазский язык является прономинативно-профлективным (к этой группе относятся всего два языка – лазский и языки бурушаски ).



Этапы развития письменности:

Письменность создана в 4 в. до н.э. на основе восточно-арамейского алфавита (по другой версии, на основе древнегреческого). Буквы имеют также числовое значение.
Названия букв, передающих гласные звуки, образованы по схеме Гн, полугласные – Се, долгие гласные – хГ, согласные – Гае, СГр, СГн, где С – согл., Г – гл.

IV-IX вв. н.э. – «асомтаврули» (“заглавное”) или «мргловани» – церковный алфавит, легший в основу современного

IX-XI вв. н.э. – «нусха-хуцури» (“строчное”) или «нусхури» – скорописный вариант церковного

С XI в. н.э. – «саэро» (“светское”) или «мхедрули» – гражданский алфавит, сильноотличающийся от светского
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)