Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI вв

Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI вв

Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI вв
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
13:50, 12 май 2022
16 171
0
К XIV в. внешнеполитическая обстановка на Северном Кавказе претерпела изменения. Во время татаро-монгольского нашествия половцы и аланы были разгромлены и часть половцев укрылась в горах, куда были оттеснены и аланы. Плоскостная Алания потеряла большую часть своего населения и оказалась в руках Золотой Орды. Последняя в XIV в. уже несколько ослабела. Это создало благоприятные условия для продвижения адыгов на восток, что было вызвано необходимостью расширения пахотных земель и пастбищ в период складывания феодальных отношений. К этому времени относится переселение кабардинцев, которые первоначально жили в низовьях Кубани, на ее левобережье.
Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI ввК XIV в. внешнеполитическая обстановка на Северном Кавказе претерпела изменения. Во время татаро-монгольского нашествия половцы и аланы были разгромлены и часть половцев укрылась в горах, куда были оттеснены и аланы. Плоскостная Алания потеряла большую часть своего населения и оказалась в руках Золотой Орды. Последняя в XIV в. уже несколько ослабела. Это создало благоприятные условия для продвижения адыгов на восток, что было вызвано необходимостью расширения пахотных земель и пастбищ в период складывания феодальных отношений. К этому времени относится переселение кабардинцев, которые первоначально жили в низовьях Кубани, на ее левобережье. Вопрос о времени и о причинах переселения кабардинцев на современную территорию до конца не решен. В исторической литературе существует несколько точек зрения. Многие исследователи (Л. И. Лавров, Е. П. Алексеева и др.) считают, что кабардинцы переселились на восток во второй половине XIII в. Л. И. Лавров считал, что продвигаясь на восток, кабардинцы во второй половине XIII в. окончательно обосновались в степях нынешней Кабардинской АССР. Другие исследователи (А. X. Нагоев, Э. В. Ртвеладзе) считают, что проникновение отдельных групп (родов) адыгов в центральные районы Северного Кавказа могло иметь место на протяжении всего XIV в., особенно в пору феодальных смут в Золотой Орде, но массовое переселение кабардинцев началось в конце XIV в. после значительного ослабления Золотой Орды в результате поражений, нанесенных Московским княжеством и Тимуром, который разбил Тахтамыша.

На территории нынешней Карачаево-Черкесии адыги (черкесы) в числе других племен, как считает Е. П. Алексеева, жили с древнейших времен. Однако массовое заселение адыгами этой территории произошло лишь после монгольского нашествия, с рубежа XIII-XIV вв. В конце XIV-XV вв. адыги (черкесы) (в том числе и кабардинцы) занимали наибольшую территорию. Вспомним, что адыги (черкесы), по сообщению Интериано, в XV в. жили по восточному побережью Азовского моря вплоть до Таны, о чем говорилось выше.

Адыги делились на целый ряд племен, местожительство которых в течение веков неоднократно менялось. Кроме адыгов на Северном Кавказе известны абазины, близкие по языку адыгам, которые переселились в XIV-XV вв. на северный склон Кавказа (с Черноморского побережья). Абазины известны также и на восточно-черноморском побережье к северо-востоку от Абхазии, примерно до Туапсе. Они расселились к северо-западу от Туапсе и жили здесь среди адыгов. В период Золотой Орды в равнинную часть Закубанья проникли татары (ногайцы). Часть из них перешла к оседлости, поселившись среди адыгов, и впоследствии была ими ассимилирована. Таким образом, в состав населения входили абазины, татары и, возможно, кипчаки (половцы).

В XIV-XVI вв. адыгские племена являлись оседлым земледельческим населением. В Закубанье известно большое количество средневековых поселений. На территории современной Адыгейской области можно указать следующие селища: Афинское у юго-восточной окраины аула Афипсип, два селища были в устье р. Убин при впадении в р. Афипс, Тлюстенхабльское (в настоящее время затоплено), Псекупское у впадения р. Псекупе в р. Кубань (старое русло), Ново-Пчасовское на левом берегу р. Новый Пчас, Таухабльское на правой террасе р. Марта (аул Тауйхабль), на левом берегу р. Пчас близ быв. аула Нечерзий и многие другие. Основу хозяйства составляло земледелие и скотоводство. На плоскости земледелие было пашенным, о чем говорят находки железных сошников (Афипское селище). В равнинной части земледелие являлось переложным, а в горной - подсечным. Возделывались пшеница, ячмень и просо, последнее преобладало.

О занятии земледелием сообщают и письменные источники. Венецианец И. Барбаро, посетивший Черкесию в середине XV в. во время своего путешествия в Тану, пишет, что земля округа Кремуха "изобилует хлебом". Арабский автор XIV столетия Эль-Омари отмечал, что в Черкесии было развито хлебопашество и плодоводство. О возделывании адыгами проса сообщают Г. Интериано и доминиканский монах д'Асколи, который в 1624-1634 гг. был префектом доминиканской миссии в Кафе и Татарии (в Крыму) и не раз посещал Черкесию. В своем труде "Описание Черного моря и Татарии" он пишет, что черкесы варили просо в котлах, резали на куски и употребляли вместо хлеба. Адыги производили хлеб не только для собственного потребления, но и на вывоз, что говорит о достаточном изобилии хлеба, позволявшем вывозить излишки. Так, в 1268 г., во время голода в Венеции, туда был доставлен хлеб и из Черкесии. Адыги продавали хлеб генуэзским колониям, через которые он шел в Турцию и в Западную Европу.

Некоторое представление о земледелии дают археологические находки земледельческих орудий в курганах и на поселениях. На Афипском селище и в окрестностях Геленджика были найдены железные лемехи, затем железные мотыги, серпы, последние небольших размеров, слабо изогнуты. На поселениях (Убинских и др.) были найдены ручные круглые жернова (диаметром 40 и 50 см), рабочая поверхность которых покрыта мелкими насечками или радиальными желобками. Найдено также много топоров, которые использовались для вырубки леса и кустарников, при расчистке участков для посева.

Значение земледелия в хозяйстве проявилось и в религии адыгов. Главным божеством у них был Созереш - покровитель земледелия.

Адыги занимались также и огородничеством, культивировали овощи, фасоль, горох. Наравне с земледелием было развито скотоводство и коневодство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Крупный рогатый скот использовался не только для получения молока и мяса, но и в качестве тягловой силы, без которой невозможно было пашенное земледелие. В горных районах, на Черноморском побережье скотоводство носило отгонный характер. Осенью стада спускались на равнины. Содержание скота на подножном корму сочеталось со стойловым содержанием. Сенокошение адыги (черкесы) знали - об этом говорит автор XVII в. Тавернье. О наличии свиней в хозяйстве адыгов сообщает Интериано, который писал, что мальчики знатных адыгов под наблюдением прислужника учатся стрелять из лука по курицам, цыплятам, либо поросятам, принадлежащим подданным его отца. Более поздний турецкий путешественник Эвлия Челеби, который в 1666 г. посетил селение (кабак) Педеси на реке Шебш (правый приток Афипса) в земле Хатукай - черкесов, писал, что они также произносят: "Нет божества, кроме Аллаха!" Тем не менее, они съедают жирных свиней до самого хвоста... Тех, кто не держит свиней, они не размещают в поселениях.

Овцы и козы разводились для получения шерсти, а также и мяса. В женских средневековых погребениях обычными являются находки железных ножниц для стрижки овец, что подтверждает развитие овцеводства.

Скот и продукты скотоводства (кожи, шерсть) часто предназначались для обмена. По словам Жана де Люка, монаха доминиканского ордена, сменившего в 1634 г. д'Асколи на посту префекта доминиканской миссии в Кафе, черкесы торговали кожами быков. Коневодство в хозяйстве адыгов занимало значительное местол По свидетельству Барбаро ("Путешествие в Тану"), адыги (черкесы), живущие в округе Кремух (поблизости от Таманского полуострова), разводили хороших коней. Кони ценились очень дорого. Жан де Люк писал, что "черкесские лошади ценятся дороже татарских, потому что живее". Д'Асколи отмечал, что кони у них "очень красивы и легки, крупных размеров, но при том стройны". Коней разводила в основном знать. Как пишет Интериано, "они (знатные) не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случается кому-нибудь из последних выкормить жеребенка, его отнимают у него, лишь только он подрастет, а взамен дают ему быков, приговаривая: "Вот что тебе следует, а не лошадь". И далее Интериано отмечает, что "нет у них вещи драгоценней хорошего коня". Большую часть времени знатные проводят верхом на коне.

С древнейших времен у адыгов было развито садоводство. Оно играло большую роль у адыгов Черноморского побережья. Культивировали яблоки, груши, сливы, грецкие орехи и др. Сады хорошо обрабатывались, знали подвой (дичек) культурным сортом.

Пчеловодство в XIV-XVII вв. составляло одну из важных отраслей в хозяйстве адыгов. Позднесредневековые авторы неоднократно упоминают о пчеловодстве и бортничестве у адыгов. Аль-Омари пишет, что у черкесов "много меду белого цвета, приятного на вкус, лишенного остроты". По словам Жана де Люка черкесы торговали "воском, которого много находится в лесах". В округе Кремук, расположенном близ Таманского полуострова, как отмечает Барбаро ("Путешествие в Тану"), было развито пчеловодство. В эпоху позднего средневековья, а вполне возможно, что и раньше, адыги (черкесы) перешли от бортнического пчеловодства к существующему и поныне. Пчел разводили местных, длиннохоботных, так называемых кавказских. Мед и воск являлся важной статьей экспорта.

Рыболовством, как промыслом, занимались те адыги (черкесы), которые жили по восточному побережью Азовского моря, в низовьях Кубани и по Черноморскому побережью. Интериано сообщает, что в Зихии "водится рыба, род осетров больших и малых, очень вкусная и удобоваримая для желудка". Население Копы (в том числе и адыги (черкесы)) занимались ловлей и "пластованием" (солением) рыбы и приготовлением икры, которая шла на экспорт, о чем выше говорилось.

Охота имела подсобное значение. Охотились на оленей, кабанов и на пушного зверя. Д'Асколи отмечает, что в Черкесии много прекрасных мехов. Как сообщает Жан де Люк, черкесы торговали кожами оленей. В. погребениях этого времени встречаются кабаньи клыки, служившие для разглаживания швов, и поделки из рогов оленя (рукоятки ножей, пенал для игл и др.) Довольно часто в мужских погребениях встречаются железные наконечники стрел в виде ласточкина хвоста (раздвоенные), которые считаются специально охотничьими, и охотничьи ножи. Охота широко была распространена среди знати.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)