Цей Ибрагим Салехович

Цей Ибрагим Салехович
История в лицах
admin
Фото: Адыги.RU
10:54, 13 декабрь 2018
12 205
0
Цей Ибрагим Салехович (11.24.01.1890, аул Шенд-жий — 7.09.1936) — писатель, фольклорист, общест­венный и гос. деятель. Один из зачинателей адыгейс­кой литературы, основоположник адыгейского сцени­ческого искусства, организатор и первый директор об­ластного театрального техникума в Краснодаре (1933). Получил образование в Кубанском Александ­ровском реальном училище, владел в совершенстве русским и украинским языками, прекрасно знал рус­скую и восточную литературы. Печататься начал в 1912. Публицистические статьи, очерки — «Ржавчи­на», «Обездоленные», «В сумерках» (газ. «Майкопс­кое эхо», 1916), рассказы «Горе-интеллигент» (Му­сульманская газета. 1913), «Автомобиль» (Мусульман­ская газета. 1914) и многие другие — пронизаны острой критической мыслью. В рассказах «Мусса» (1913), «Зараза» (1913), «Инженер Хагупов» (1916), в повести
Цей Ибрагим СалеховичЦей Ибрагим Салехович (11.24.01.1890, аул Шенд-жий — 7.09.1936) — писатель, фольклорист, общест­венный и гос. деятель. Один из зачинателей адыгейс­кой литературы, основоположник адыгейского сцени­ческого искусства, организатор и первый директор об­ластного театрального техникума в Краснодаре (1933).

Получил образование в Кубанском Александ­ровском реальном училище, владел в совершенстве русским и украинским языками, прекрасно знал рус­скую и восточную литературы. Печататься начал в 1912. Публицистические статьи, очерки — «Ржавчи­на», «Обездоленные», «В сумерках» (газ. «Майкопс­кое эхо», 1916), рассказы «Горе-интеллигент» (Му­сульманская газета. 1913), «Автомобиль» (Мусульман­ская газета. 1914) и многие другие — пронизаны острой критической мыслью. В рассказах «Мусса» (1913), «Зараза» (1913), «Инженер Хагупов» (1916), в повести «Юсуф» (1915) отражена предреволюцион­ная жизнь адыгов, осуждаются интеллигенты-горцы, «спящие позорным тупо-самодовольным сном». В 20 — 30-х гг. общественную и государственную ра­боту Цей сочетал с литературной деятельностью. Он писал о прошлом адыгов: драма «Кочас» (1925), ро­ман «Хацук-Хаджи» (1935), повесть «Одинокий» (1928), о революции и Гражданской войне: драмы «Хищники» (1924), «Узышхо» (1925), о современной действительности: рассказы «По заветам старины» (1926), «Мулла Ибрагим» (1925), «Фатимино счастье», «Недоразуменье» (1934) и др. Поэма «За­ячья тризна» (1935), переводы произведений для де­тей К. И. Чуковского и С. Я. Маршака положили на­чало адыгейской детской литературе. Перевел на адыг. яз. произведения И. В. Гоголя, И. А. Крылова, Д. Бедного, А. Безымянского и др. Уделял большое внимание устному народному творчеству. Знаток фольклора, в своих творческих исканиях широко опи­рался на богатейшие художественные традиции наци­онального устного поэтического творчества. Система­тически собирал фольклорные и этнографические материалы, сделал немало по их изданию. Его сочи­нения: «Fables de Tsey Ibrahim» (Paris, 1938), «Ыт-хыгъэмэ ащыщхэр» (Мыекъуапэ, 1965), «Фатмэм игуш1уагъу. Поэзиер, прозэр, драматургиер» (Мы­екъуапэ, 1990), «Избранные произведения» (вступ. статья А. Схаляхо) (Майкоп, 2000).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)