Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Музыка и танцы кабардинцев в XVll- первой половине XlX вв.

Музыка и танцы кабардинцев в XVll- первой половине XlX вв.

Музыка и танцы кабардинцев в XVll- первой половине XlX вв.
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
15:00, 06 март 2022
17 336
0
Одарённость кабардинского народа сказалась и в других видах народного творчества, в первую очередь в музыке и хореографии, теснейшим образом связанных между собой, а также с устным народным творчеством. Музыкальное творчество кабардинцев имеет глубокие традиции. Музыка сопровождала важнейшие моменты жизни кабардинца. Музыкой и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, приём гостей. Народные певцы и музыканты со своими инструментами сопровождали войска, вдохновляя их перед боем, оплакивая погибших и воспевая героев. В дни печали слагались изумительные по своей выразительности скорбные песни- гибзы. До распространения ислама музыкой и плясками сопровождались и религиозные обряды.
Музыка и танцы кабардинцев в XVll- первой половине XlX вв.Одарённость кабардинского народа сказалась и в других видах народного творчества, в первую очередь в музыке и хореографии, теснейшим образом связанных между собой, а также с устным народным творчеством.
Музыкальное творчество кабардинцев имеет глубокие традиции. Музыка сопровождала важнейшие моменты жизни кабардинца. Музыкой и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, приём гостей.
Народные певцы и музыканты со своими инструментами сопровождали войска, вдохновляя их перед боем, оплакивая погибших и воспевая героев. В дни печали слагались изумительные по своей выразительности скорбные песни- гибзы. До распространения ислама музыкой и плясками сопровождались и религиозные обряды.
Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Играли на ней, ставя её на колено. Скрипка и бжьами были главным образом сольными инструментами, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Старики рассказывают о существовании в прошлом инструмента, напоминавшего маленькую 12-струнную арфу. Упоминается этот инструмент и в фольклоре. Арфы такого типа лет 50 тому назад сохранялись у осетин и абхазцев; до сих пор имеются у сванов. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Во время танцев иногда отбивали ритм палочками по доске.
В каждом селении имелись народные певцы и музыканты. Лучшие из них были известны по всей Кабарде и даже у соседних народов. Учитывая любовь к ним народа, их огромный авторитет, кабардинские князья старались привлечь их к себе, чтобы укрепить своё влияние в народе при помощи песен, прославляющих могущество и доблесть пши-уорков. Однако большая и лучшая часть певцов и музыкантов в своём творчестве выражала мысли и чаяния простого народа; именно такие произведения были наиболее музыкальны и эмоциональны.
Вокальные произведения кабардинцев весьма разнообразны: это нартские сказания и исторические песни, песни-сказы и песни-плачи. Большой любовью пользовались различные бытовые, трудовые и шуточные песни. Некоторые песни имели обрядовое значение. Для старинных кабардинских песен особенно характерно сольное исполнение песни под аккомпанемент ежьу- басовых нот хора на одну гласную, прерываемых возгласами припева.
Музыкальное искусство, как и вся культура кабардинского народа, не развивалось изолированно и, несомненно, носит на себе следы влияния соседних народов. В быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и, главное, гармоника. Зурна и бубен заимствованы, видимо, из Грузии и имели очень ограниченное распространение. С гармоникой кабардинцы познакомились через русских в первой половине ХlХ в., и она самым прочным образом вошла в состав народных музыкальных инструментов. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом. С её появлением в музыкальном творчестве женщины стали играть большую роль не только как исполнительницы, но и как творцы народных мелодий. Игра на гармонике сопровождала танцы, но гармоника употреблялась и как сольный инструмент.
Кабардинские танцы имели три основных варианта и исполнялись в сопровождении ударных инструментов, хлопанья в ладоши и, позднее, под гармонику. Торжественный фигурный танец удж, лирическая парная кафа, живой и стремительный исламей (лезгинка)- каждый этот танец имеет своеобразную эмоциональную окраску и ритмическую выразительность.
В танцах кабардинцев проявляются те же черты национального характера, которые выразились в стиле орнаментики: сдержанность, лаконизм, отсутствие внешней аффектации и украшательства. Вместе с тем в мужском танце- исламее подчёркиваются мужество, ловкость, быстрота движений, веками вырабатывавшиеся в обстановке постоянной опасности военных столкновений. Кабардинские танцы, особенно тот же исламей, очень сильно повлияли на хореографическое искусство соседей- терских казаков.
Труднее говорить об истоках кабардинского театра. По существу до Великой Октябрьской социалистической революции кабардинцы не имели драматического искусства. Не было ни профессиональных, ни народных форм театра в его развитой форме. Слабыми зачатками тетрального искусства можно считать лишь игры ажыгъафэ- шутов-затейников на празднике возвращения пахарей. В этих играх имели место и элементы сатиры. Ажыгъафэ выступали в войлочных масках, вооружённые деревянным оружием и войлочной нагайкой. Их шутки и пантомимы всегда находили отклик среди участников празднества. Ажыгъафэ не были профессионалами. Каждый весёлый, ловкий и остроумный человек мог выступить в роли затейника-импровизатора.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)