Ритуал дележа головы

Ритуал дележа головы
Искусство
admin
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
26 475
0
У кабардинцев голова барана - престижнейшая часть, которую необходимо подать в конце пиршества и разделить между участниками застолья. Но подают даже не целую голову, а лишь ее треть, поэтому прежде всего нужно сказать о том, как готовится данное блюдо. Сначала от головы отделяют нижние челюсти с языком - пай, предназначающийся женщинам. Оставшуюся верхнюю часть подпаливают со всех сто-! рон на огне, тщательно очищают от гари и аккуратно разрубают топором по вертикали на две симметричные половины. Затем обе половины варят в котле, обмотав нитками, чтобы при варке не выпали мозги. Правую из этих половин и подают старшему за столом в отдельной чаше. Как правило, это старший из гостей. © «Адыги.RU»
Ритуал дележа головыУ кабардинцев голова барана - престижнейшая часть, которую необходимо подать в конце пиршества и разделить между участниками застолья. Но подают даже не целую голову, а лишь ее треть, поэтому прежде всего нужно сказать о том, как готовится данное блюдо.
Сначала от головы отделяют нижние челюсти с языком - пай, предназначающийся женщинам. Оставшуюся верхнюю часть подпаливают со всех сто-! рон на огне, тщательно очищают от гари и аккуратно разрубают топором по вертикали на две симметричные половины. Затем обе половины варят в котле, обмотав нитками, чтобы при варке не выпали мозги. Правую из этих половин и подают старшему за столом в отдельной чаше. Как правило, это старший из гостей.
Ему, как самому почетному члену застолья, предлагают исполнить ритуал дележа головы, то есть выступить в роли своего рода жреца. Однако он отказывается от такой чести и передвигает тарелку старшему из хозяев - тхамаде стола. Тот, в свою очередь, тоже отказывается, доказывая, что барана зарезали в честь гостей и только они вправе распоряжаться головой. Эта церемония, являющаяся демонстрацией традиционной адыгской вежливости и почтительности, так и называется: щхьэ зэхуэгъэк1уатэ - передвижение головы друг для друга.
У кабардинцев говорят, что при живом отце - из уважения к нему - мужчинам не рекомендуется есть и делить голову барана. И это еще одна причина, сославшись на которую гость или хозяин могут отказаться от исполнения ритуала. Однако в конце концов один из них - в Большой Кабарде чаще всего старший из хозяев - уступая просьбам другого, берется делить голову. Он делает это в соответствии с общими правилами, но в каждой местности имеются свои особенности. Приведу пример одного из наиболее полных и сложных вариантов ритуала, зафиксированный мной в 1977 году в Верхнем Куркуржине.
1) Тхамада срезает с головы ухо и протягивает кому-либо из младших, например, кравчему.
2) Затем снимает с головы кожу, разрезает ее на куски и раздает сидящим справа и слева младшим.
3) Далее следует операция разламывания головы. Исполнитель ритуала кладет ее на ладонь своей левой руки мозгами «низ, носом вправо, правой рукой отламывает носовую часть и отдает сидящему справа.
4) От оставшейся передней части головы он отламывает кость с глазницей и передает налево, самому старшему из гостей.
5) Затылок с мозгами «жрец» оставляет себе.
6) Затем старший из гостей произносит речь в честь поданного угощения и хозяев. Это последний тост, подводящий итог застолью, отсюда его название: тост выхода из-за стола - тэдкыжьыбжьэ.
Таков общий порядок ритуала, который могут исполнить и в сокращенном виде - исключив операции с кожей головы. Вообще же полная картина данной традиции складывается из множества деталей и прецедентов. Будучи в гостях, некто Балкаров Тего обратил внимание на то, что ему подана не правая, а левая часть головы. Возмутившись таким нарушением порядка, он сказал: «Я не «левый», я пришел сюда «правым» (то есть почетным гостем), принесите мне правую часть головы барана». Незадачливым хозяевам, израсходовавшим эту часть, пришлось зарезать еще одного барана. К всеобщей радости застолье, подходившее к концу, началось заново, пока уважаемому старшему не принесли положенное блюдо.
Нужно знать также, что носовая часть головы должна быть направлена в сторону гостя, но не прямо, а слегка наискосок. Если же голову поставят носом прямо в грудь старшего гостя, то присутствующие могут сделать замечание: «Поставили так, что обнюхивает нашего старшего». Еще хуже - поставить голову затылком к нему. В этом случае со столь же шутливым укором говорят: «Поставили так, чтобы нашего старшего боднула».
Если у тхамады, приступившего к исполнению ритуала, не оказывалось под рукой ножа, то его предлагал ему кто-либо из младших. В этом случае, отрезав ухо барана, «жрец» насаживал его на кончик ножа и в таком виде отдавал назад его владельцу. Отсюда метафорическое обозначение уха: сапэ пылъ или сэ Iыхьэ - пай ножа.
Согласно общему правилу, принимать ухо следует стоя, протянув ладонь правой руки, поддерживаемую снизу ладонью левой руки. Протянув по ошибке одну руку и, не дай бог, левую, можно получить нарекание: «По-плебейски не протягивай, брат мой». В таком же шутливом тоне делают иногда замечания даже самому исполнителю ритуала разламывания головы. Замечания типа «душишь», «выкалываешь глаза», «отрываешь уши» могут быть сделаны ему, если он грубо и неумело хватает голову, долго и прилагая большие усилия отламывает ту или иную часть. Движения должны быть легкими и артистичными. Поэтому после срезания ушей советуют захватить голову аккуратно не всей ладонью, а лишь двумя пальцами правой руки, чтобы, положив ее таким образом на ладонь левой руки, действовать дальше.
Процедура дележа головы предусматривает речевое сопровождение, позволяющее понять глубокий смысл ритуала. Например, протягивая младшему ухо, старший может сказать ему: «Пусть даст тебе бог дожить до того возраста, когда удостоишься есть голову. А пока слушай старших и развивай свой ум». Парень, в свою очередь, благодарит «жреца»: «Старцем счастливым будь». Отдавая сидящему справа носовую часть, тхамада желает ему хорошего чутья и такта -свойств, необходимых для действенного контроля за поведением младших. Вручая височную кость с глазницей старшему из гостей, он обыгрывает новую тему: «Будь зорким и проницательным, чтобы ничто не ускользнуло от твоего взыскательного внимания и взгляда». В ответ на это следуют новые слова благодарности: «Почтенным старшим ты да будешь, долго возглавлять нас пусть даст тебе бог».
Наконец, оставляя себе затылочную часть с мозгами, старший говорит: «А это я оставляю себе, чтобы думать о настоящем и предвидеть будущее». И опять раздаются возгласы одобрения и благодарности.
Все это совершается не спеша, как священнодействие и постижение тайн успешного, продуктивного восприятия и анализа окружающего мира, благодаря которым сознание выходит за пределы первого слоя реальности. Съедание различных частей головы барана имело магическое значение, укрепляло веру в возможность повышения эффективности всех наиболее важных познавательных процессов: слуха, обоняния, зрения, мышления. Кульминация застолья превращается вследствие этого в символ перехода к новым, более развитым формам осмысления бытия.
Конечно, в истоках своих рассматриваемый обычай связан с распространенным во всем мире представлением о голове как о самом важном органе человека и животных. У адыгов голову козла приносили в жертву богу, установив на вершине креста, на который натягивали также шкуру пожертвованного животного. Практиковалось и коллективное съедание головы барана как форма причащения к божеству - и отсюда перенесение культа головы в праздничное застолье в виде самого почетного блюда. В этом качестве голову барана подают, как мы знаем, на пиршествах монголов, бурят, алтайцев, ногайцев, на празднествах многих кавказских народов и народов Средней Азии. Однако нет сведений, что при этом практикуется описанная выше сложная процедура ее подготовки, раздела, дележа. Нечто подобное наблюдается, как утверждают очевидцы, лишь в Южной Норвегии на острове Остерой у потомков древних викингов. В канун рождества праздничное застолье ознаменовывается у них съеданием головы барана почти в полном соответствии с ритуалом, бытующим у кабардинцев и балкарцев. Даже словесные формулы, произносимые при вручении участникам застолья различных частей головы, повторяют те, что практикуются в Кабарде, с акцентом на активизации, на расширении и углублении процессов познания.
В заключение отметим, что у кабардинцев и по сей день предосудительным, даже греховным считается выбросить голову барана или съесть ее, не исполнив описанный ритуал. Такова традиция, и я вспоминаю в этой связи эпизод из жизни писателя Аскерби Шортанова. Однажды он как тхамада угощал группу писателей, гостивших в республике. Но когда застолье подошло к концу, оказалось, что голову не доставили к месту пиршества. «Я оставил голову барана, там, где мы его зарезали», - сказал виновато призванный к ответу младший. Аскерби, говорят, помрачнел, опустил с досадой плечи и сказал: «Лучше бы ты свою голову там оставил».


© «Адыги.RU»
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)