Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесские государственные деятели в Иордании

Черкесские государственные деятели в Иордании

Черкесские государственные деятели в Иордании
История
admin
Фото: Адыги.RU
13:30, 05 октябрь 2021
7 891
0
Три крупных черкесских семьи изначально стали политически наиболее активными в Иордании. Первой была кабардинская семья Хикматов, представленная Омаром Хикматом, который стал первым черкесом, вошедшим в ранний Совет Министров в качестве министра юстиции. Семья Хикматов впоследствии была одной из самых активных в правительстве, но члены ее чаще занимали должности по назначению, а не выборные. Три сына Омара Хикмата впоследствии занимали различные посты.
Черкесские государственные деятели в Иордании

Три крупных черкесских семьи изначально стали политически наиболее активными в Иордании. Первой была кабардинская семья Хикматов, представленная Омаром Хикматом, который стал первым черкесом, вошедшим в ранний Совет Министров в качестве министра юстиции. Семья Хикматов впоследствии была одной из самых активных в правительстве, но члены ее чаще занимали должности по назначению, а не выборные. Три сына Омара Хикмата впоследствии занимали различные посты.
Также и семейство Мирз остается по сей день активным в политике, сохранив преемственность через Уасфи Паши – сына Мирзы Паши. Семья Мирз всегда верно поддерживала амира Абдуллу, хотя сам Мирза Паша никогда лично не принимал участия в политике из-за своей оппозиции к англичанам.
Самым известным черкесским лидером был Саид Муфти, ставший к 1928 году наиболее влиятельным иордано-черкесским политиком. Его влияние, тем не менее, часто оспаривалось одним из семейств Мирз – не семьей вышеупомянутого Мирзы Паши, а семьей Аббаса Мирзы, который работал в нескольких правительствах, меняясь должностями с Саидом Муфти.
Политическую позицию Саида Муфти можно охарактеризовать как абсолютную лояльность при сохранении независимости. Выступив против администрации в начале 1820-х годов, Саид Муфти продолжил вести себя независимо и в 1830-х годах, поддерживая правительство в большинстве вопросов, но иногда выступая и как лидер оппозиции. Такая компетентная оппозиция позволяла Муфти сохранять высокий статус в политике и одновременно создала ему огромную популярность среди недовольной правительством части транс-иорданского населения. Это стало особенно важно после 1948 года, с вхождением палестинцев в иорданскую политику. Саид Муфти был членом нескольких политических партий и избирался как первый черкесский депутат в первый Законодательный Совет 1929 года. 18 ноября 1931 года назначенный амиром Абдуллой премьер-министр Ибрагим Хашим сформировал Исполнительный Совет из пяти человек, одним из которых стал Саид Муфти.
Таким образом, премьер-министр примирил Совет Министров и Законодательный Совет, и это стало началом непрерывного гармоничного сотрудничества между ними, длившегося вплоть до провозглашения независимости Иордании. Саид Муфти впоследствии избирался в три Законодательных Совета из четырех, существовавших с 1931 по 1947 год.
Перепись 1933 года выявила 5850 черкесов в Трансиордании:
Амман – 1700
Уадисир – 2000
Джераш – 1500
Наур – 500
Суейлих – 150
Все население Трансиордании тогда составляло 300 тысяч человек, и черкесы, таким образом, составляли 2%. Эти цифры приобретают особую значимость в связи с тем, что из 925 чиновников, служивших в трансиорданском правительстве в то время, 68 были черкесами. Следовательно, черкесам, составлявшим 2% всего населения, принадлежало 7% должностей в правительстве, включая одну из пяти в Исполнительном Совете.
Военная карьера также была одной из очень успешных сфер для черкесов. В 1924 году черкесские подразделения (под предводительством капитана Уасфи Мирзы, сына Мирзы Паши) составляли 30% иорданской армии.
В 1927-1947 годах главного успеха черкесы добились в сельском хозяйстве. Быстро развивавшиеся рынки в Палестине стали настоящей экономической находкой для черкесов, и к началу сороковых годов они приобрели репутацию землевладельческого и богатого класса.
Влияние образования израильского государства на черкесов
Аннексия Западного берега Палестины оказала влияние на черкесскую общину в Иордании. Выход палестинских ультранационалистов на провинциальную иорданскую политическую сцену подчеркнул статус черкесов как неарабской группы внутри государства.
Саид Муфти имел хорошую репутацию среди палестинцев. Во-первых, считалось, что, как черкес, он не станет подвергать опасности своих соотечественников только лишь для того, чтобы остаться в политике, что было обычно неприемлемо для палестинцев. Во-вторых, он был замешан в политических событиях против режима в 1930-х годах и поэтому считалось, что он чувствителен к общественному мнению. Для того, чтобы успокоить антианнексионные чувства палестинцев, король Абдулла назначил Муфти первым пост-аннексионным премьер-министром в 1950 году. В этой должности Муфти получил еще более доброе расположение палестинцев, когда твердо отклонил директиву короля Абдуллы выработать условия мира с Израилем.
Саид Муфти был первым черкесом, назначенным на пост премьер-министра.
Образование Израиля и захват западного берега Иордана повлияли на экономическое положение черкесов. Большая часть рынка сельхозкультур была потеряна вследствие войны с Израилем. Однако этот экономический удар был более чем компенсирован резким ростом цены на землю. Большинство некультивируемых земель, которые черкесы получили в Аммане, сильно подорожали. Наплыв палестинских беженцев послужил причиной астрономического скачка цен.
К чести черкесских землевладельцев, не получивших никакой компенсации, на их землях был организован и размещался в течение нескольких лет ряд палаточных городков для беженцев. Но в целом экономический эффект был такой, что он поднял благосостояние черкесов. Это послужило причиной того, что последующие поколения черкесской молодежи более стремились в экономику, нежели в политику.
Впоследствии наметилась тенденция к ассимиляции черкесов с арабами. Это особенно проявилось в языке (до этого черкесы говорили между собой только на родном языке) и в стиле жизни. В то же время ярко выражена и тенденция принятия черкесами европейских традиций. Молодежь, например, меняют черкеску на европейский костюм. В то же время ассимиляция слабо проявляется в браке. Почти все мужчины женятся на черкешенках. Последние же пользуются среди арабов славой красавиц и иногда выходят за них замуж. Но такие межнациональные браки скорее исключение нежели правило и касаются только семей с высоким социальным статусом.
Роль черкесов в сохранении преемственности власти
Убийство короля Абдуллы 20 июля 1951 года повлекло за собой борьбу за престол между сторонниками принца Талала (который в то время проходил в Швейцарии курс лечения в психиатрической клинике) и его брата принца Наифа.
Вице-премьер Саид Муфти, занимавший одновременно должность министра внутренних дел, оказался в центре двух важнейших политических задач. Первая заключалась в быстрой поимке, суде и наказании виновников смерти Абдуллы. Эта задача была решена, на удивление всех, в течение двух месяцев, и это предотвратило превращение смерти короля в главную политическую проблему.
Но более важным было то, что Саид Муфти считался всеми нейтральной политической фигурой, и 7 августа 1951 года полетел в Швейцарию для того, чтобы проведать принца Талала. Вернувшись, он предложил приостановить любое политическое решение до того, как будет вынесено медицинское заключение – сможет ли Талал быть королем. До этого было решено оставить Наифа в качестве регента. Этот компромисс удовлетворил всех
В начале сентября 1951 г. министр здравоохранения Иордании вернулся из Швейцарии и признал принца Талала способным управлять страной. За это время увеличилось и влияние сторонников Талала. 5 сентября, на следующий день после того, как убийцы короля Абдуллы были повешены, Талала провозгласили королем. Чтобы пресечь дальнейшие притязания на престол со стороны Наифа, было также принято решение провозгласить амира Хусейна коронованным принцем.
Борьба между Талалом и Наифом за корону, а вернее, между их сторонниками, окончательно подорвала здоровье нового короля Талала, и он вернулся в швейцарскую клинику. Когда стало ясно, что Талал не в состоянии исполнять свои обязанности в качестве короля, престол был передан Хусейну.
В критический для Хашимитской династии период между убийством Абдуллы 20 июля 1951 года и провозглашением Хусейна королем 2 мая 1952 года Саид Муфти работал одновременно вице-премьером и министром внутренних дел. Считается, что он внес огромный личный вклад в сохранение режима.



© www.forumcaucasus.com
Брюс Дуглас МАККЕЙ
Калифорнийский университет, США
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)