Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Интервью «СА» с победителем республиканского конкурса «Учитель года-2019»

Интервью «СА» с победителем республиканского конкурса «Учитель года-2019»

Интервью «СА» с победителем республиканского конкурса «Учитель года-2019»
Интервью
zafe
Фото: Адыги.RU
11:37, 22 июнь 2019
667
0
Конец учебного года ознаменовался подведением итогов республиканского конкурса «Учитель года — 2019». Победителем и обладателем символа учительства «Хрустальный пеликан» стала учитель истории и обществознания гимназии №22 Майкопа Алла Березина. О цифровизации учебного процесса, загруженности детей и роли учителя в жизни школьника наша беседа.
Интервью «СА» с победителем республиканского конкурса «Учитель года-2019»
Конец учебного года ознаменовался подведением итогов республиканского конкурса «Учитель года — 2019». Победителем и обладателем символа учительства «Хрустальный пеликан» стала учитель истории и обществознания гимназии №22 Майкопа Алла Березина. О цифровизации учебного процесса, загруженности детей и роли учителя в жизни школьника наша беседа.

— Алла Викторовна, поздравляем вас с победой в республиканском конкурсе «Учитель года»! Расскажите, что было самым сложным для вас?
— Все прошло замечательно. Скажу откровенно, что республиканский этап дался мне немного легче, чем муниципальный. Потому что этапы конкурса повторялись, и я их проходила второй раз. На республиканском уровне я корректировала свои выступления в соответствии с замечаниями, которые услышала от членов жюри городского конкурса. А в плане конкурсных этапов мне всегда сложнее дается методическая часть. Провести живой урок с детьми намного проще, чем работать с бумажками. Как мне сказали на конкурсе, я учитель для детей, а не для учителей.
— Эту проблему как раз озвучивают многие учителя — «бумажная» нагрузка. Как вы с ней справляетесь?
— К сожалению, бумажный поток только увеличивается. И хотя мы переходим на цифровые дневник и журнал, бумажной волокиты меньше не становится, приходится лавировать между ней и работой с детьми. Делать это становится все сложнее.
— Если говорить о цифровизации, то какие плюсы и минусы вы в ней видите для учебного процесса?
— Для учебного процесса, в принципе, вижу плюсы. Главное — правильно пользоваться цифровыми технологиями. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от нас привлечения этих технологий, да и роль учителя меняется. Мы не даем информацию, а создаем условия для ее получения. В гимназии мы не запрещаем детям использовать телефон для поиска информации, нужной для урока. Почему бы и нет? Я как учитель использую на уроке презентации, фрагменты фильмов. Понимаю, что у детей сейчас клиповое мышление, им нужны яркие демонстрации. Если раньше мы говорили о том, что у детей разное восприятие информации — визуальное, аудиальное, кинестетическое, то сейчас большинству нужны яркие картинки, чтобы они лучше запоминались. Главное — мне как учителю правильно подобрать визуальный ряд. Очень люблю использовать фрагменты старых советских фильмов — о декабристах, Великой Отечественной войне и др. Дома дети их не смотрят.

К оценкам я отношусь немного скептически. Это всего лишь цифра. Ребенок может не уметь выступать устно, но хорошо делает письменные задания. Все очень субъективно

— Недавно читала на образовательном портале, что сегодняшним школьникам тяжело воспринимать ту же экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» Сергея Бондарчука…
— Я стараюсь комментировать то, что показываю. Например, недавно мы с семиклассниками смотрели новый фильм о Великой Отечественной войне. Снято очень современно технически, но скажу вам, что дети скептически отнеслись к ленте, сказали, что актеры — герои Рублевки, они слишком современны — по виду, по речи. Дети пытаются анализировать то кино, которое смотрят. Вот вам и критическое мышление.
— А не получится ли так, что цифровые технологии в какой-то момент «задвинут» учителя на второй план? Уже сегодня звучат предложения слушать некоторые лекции в онлайн-режиме.
— Я считаю, что учитель останется в любом случае. Учитель — это друг, учитель — это эмоции, учитель — это поддержка, учитель — это советчик. Иногда дети рассказывают мне то, чем не всегда готовы поделиться с родителями. Я могу, не раскрывая сути и не обманывая доверия ученика, помочь родителям лучше понять своего ребенка. Я стараюсь быть искренней с детьми. Веду себя так же, как в обычной жизни. Конечно, некая грань между учеником и учителем должна оставаться, потому что, когда ты очень хороший, они начинают воспринимать это как слабость. Если я ругаю ребенка, то делаю это тоже искренне. Для меня все дети равны.
Иногда бывает, что ребенок не в настроении. Я не знаю, что у него на душе, что происходит в семье. Тогда я не буду спрашивать его на уроке. Не надо идти на конфликт, лезть на рожон. Дети разные, воспитание разное, родители тоже. Если ребенку плохо, он не в настроении, может, у него несчастная любовь, а тут я буду ругать за невыученный урок и ставить двойку. Зачем? Спрошу его в другой раз.
— Вы ведете историю и обществознание — предметы, безусловно, сложные. Но обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ, а история — наименее. Не отражается ли это на изучении предметов?
— Наверное, как и у любого учителя, преподающего две-три дисциплины (у меня еще «право»), есть более любимый и менее любимый предметы. Признаюсь, мне самой ближе обществознание. История более точна, сложна для усвоения. Обществознание ближе ребятам, потому что это наша обыденная жизнь. Когда мы разбираем разделы предмета — экономику, социальную жизнь, политику, я всегда привожу ребятам примеры из жизни. Это то, что им понятно. А история — это конкретные вещи: даты, правители, причинно-следственные связи. Она сложна для восприятия детьми, привыкшими к клиповому мышлению.
В этом году моя ученица стала призером всероссийской олимпиады по обществознанию. Насколько я знаю, впервые от Адыгеи девятиклассник стал призером всероссийского этапа. Даже я, преподаватель этого предмета, была шокирована уровнем сложности заданий. Это сложный предмет, однако он ближе к жизни и тем интереснее детям.

— Сегодня идет дискуссия по поводу включения истории в обязательный перечень предметов для сдачи на государственной итоговой аттестации. Школьники и родители уже возмущаются: когда все успеть с такой чрезмерной нагрузкой в 11-м классе?
— Я считаю, что в формат ОГЭ или ЕГЭ вводить историю не надо. Объясню. Я работаю в гуманитарных и математических классах. Мышление детей совершенно разное. Раз уж мы говорим о профильности образования, то ребенок, который сознательно идет в математический класс, ориентирован на физику, математику, информатику. А мы заставим его сдавать историю, на которую у него просто не будет оставаться времени. Если все-таки историю сделают обязательным предметом для ЕГЭ, то, на мой взгляд, ее должны сдавать по принципу математики — на базовом уровне или на профильном. Конечно, ребенок должен знать историю, особенно сегодня с переходом на линейную систему, когда по ФГОС изучение истории России в 9 классе у нас заканчивается XIX веком. В 10-м классе изучается XX век, а в 11-м — общее повторение, Россия в мире. Получается, что для ученика, который вышел из школы после девятого класса, XX век полностью выпадает. Да, нам говорят, согласно ФГОС он будет изучаться в учреждениях среднего профессионального образования. А если ученик не поступил в колледж, а, скажем, пошел работать? Получается, история XX века, базовые знания о событиях, которые в мире сегодня по-разному трактуются и интерпретируются, у ребенка не зафиксируются. У нас была прекрасная концентрическая система обучения, когда до 9 класса изучали всю историю — от древних славян до XX века включительно плюс начало XXI века, а в 10-м классе все повторяли, и это было полезно для ребят.
Что касается перегруженности детей… Я считаю, что в девятом классе ребенок получает базовое образование, а в 10–11-е классы идет за профильным образованием — он уже планирует поступление в гуманитарный или технический вуз. На мой взгляд, нагрузка должна быть меньше. Да, безусловно, должны быть и русский язык, и математика, но остальных предметов, кроме выбранных учеником по дальнейшему профилю, должно быть меньше. Я же вижу, как перегружены одиннадцатиклассники: нужно работать на аттестат, готовиться к вузу. Все это очень тяжело.

Иногда дети рассказывают мне то, чем не всегда готовы поделиться с родителями. Я могу, не раскрывая сути и не обманывая доверия ученика, помочь родителям лучше понять своего ребенка

Сложно ребятам и психологически, особенно тем, кто привык ответственно ко всему относиться. Здесь очень важную роль играют родители, то, как они настраивают детей. Часто мы сталкиваемся с тем, что мамы и папы реализуют в детях свои мечты. Это очень страшно, когда от ребенка требуют того, что у него не получается. Это неправильно. Дети разные, по-разному могут отреагировать на такой родительский запрос. Ну не сдал ребенок ЕГЭ так, как хотел. Ничего страшного. Есть другие пути. Главное — ребенка в этот момент поддержать и, может быть, направить. Пусть немного не в то русло, которое планировалось. Жизнь все расставит по своим местам. К оценкам я тоже отношусь немного скептически. Это всего лишь цифра. Ребенок может не уметь выступать устно, но хорошо делает письменные задания. Все очень субъективно.
— Вы еще и возглавляете школьный музей, занимаетесь патриотическим воспитанием детей…
— Одно из моих направлений — учить детей исследовательской работе. А музей — хорошая база для этого, имеющая исторический материал. Часть экспонатов начал собирать еще первый директор гимназии Иван Васильевич Шибинский. Здесь много вещей, принесенных нам участниками Великой Отечественной войны. Это живая история, к которой могут прикоснуться дети, начать собственное исследование, например, родословной своей семьи или подвига деда.
Безусловно, школа воспитывает в детях патриотизм, а он начинается с малого — твой класс, твоя школа, твои друзья. Учитель, конечно, формирует мировоззрение, но через знания. Патриот, на мой взгляд, это человек, знающий историю. Моя задача как учителя — не навязывать мнение, а предоставлять исторические факты. И такие у меня предметы — обществознание, история, которые позволяют информировать ребенка об исторических событиях. Но важен и тандем с семьей. Если в семье нет этого воспитания, то, как бы учитель ни старался, как бы ни рассказывал про подвиги героев Великой Отечественной войны, ничего не получится.
— Каким должен быть современный учитель, чтобы его уважал и воспринимал ученик?
— Учитель должен сочетать в себе умение давать знания и при этом совершенствоваться самому, быть строгим и в то же время справедливым, быть коммуникабельным, понимающим и одновременно держать дистанцию. Главный мой девиз — учить и учиться. Профессиональные и человеческие качества должны быть в тандеме. Чтобы ученик видел и твою грамотность, и твою человечность. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)