Статьи / История / 03 июнь 2019

Канал Волго-Дон: "черкесский проект" | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Канал Волго-Дон: "черкесский проект" | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен



В средневековых письменных источниках сохранились любопытные факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой теме. При турецком султане Селиме II (1566-1574 гг.) служил начальником финансовой службы знатный черкес по имени Касым. Он представил на рассмотрение султана грандиозный проект соединения каналом Дона и Волги. В случае осуществления этого проекта турецкие суда должны были получить беспрепятственный доступ из Черного в Каспийское море для последующих военных операций против Персии. Предложение Касым-паши грозило доставить крупные неприятности не столько Персии, сколько России, незадолго перед тем овладевшей Казанью и Астраханью.




Турецкое правительство, — писал П.П. Короленко, — отправило в Крым эскадру с турками и, учитывая огромный объем земляных работ, предписало крымскому хану присоединить со своей стороны еще часть войск для выполнения предприятия по проекту Касым-паши. Повинуясь повелению султана, хан отправил вместе с турками часть татар и захваченных в Кавказских горах тысяч около трех черкесов из племени боздуков (бжедугов). Предприятие это, ввиду оказавшегося недостатка продовольствия и приближения к Астрахани русского отряда, не удалось, турки и татары разбежались, а черкесы, воспользовавшись смятением в войсках, подстерегали своих недругов в засадах, били их и брали в плен.




У Ш. Ногмова этот же малоизвестный исторический факт представлен несколько иначе: "Селим II хотел восстановить царство мусульманское на берегах Ахтубы и с этой целью весной 1569 г. приказал Касиму, паше Кафы, идти к Переволоке, соединить Дон с Волгою, море Каспийское с Азовским и взять Астрахань или, по крайней мере, основать там крепость в ознаменование султанской державы. Поход этот, однако же, был неудачен. Касим-паша достиг Астрахани и стал ниже ее, на Городище; но узнав о движении против него князя Петра Серебряного, бежал, причем войско его сильно пострадало, отчасти потому, что Девлет-Гирей вел турок местами безводными, голодною пустыней, где кони и люди умирали от изнурения; отчасти же от черкес, которые их стерегли в засадах и множество забирали в плен".













Эта история получила продолжение спустя почти столетие. После изгнания турок из Азова, в 1696 г., в надежде на развитие черноморской торговли, русскими было начато сооружение путей сообщения между Волгой и Доном. При этом следует учитывать, что на Карловицком конгрессе 1698 г. и в дальнейшем Россия несколько раз ставила вопрос о предоставлении русским торговым судам права свободного плавания через Черное море. Но каждый раз Турция заявляла, что Черное море (по Эвлия Челеби, — "Турецкое море") будет свободно для иностранных кораблей лишь тогда, "... когда Турское государство падет и вверх ногами обратится". Поэтому Россия и вынуждена была приступить к строительству канала, который мог бы дать возможность по Дону спускаться сразу в Каспийское море и далее в Персию и другие страны Ближнего Востока.




Известный историк М.С.Боднарский, на основании анализа большого массива архивной информации, сообщает об этой попытке следующее. Петр I решил установить сообщение между Черным и Каспийским морями и дать выход России к открытому морю. Царь решил направить этим путем торговое движение к азовским портам и даже помышлял о черноморском флоте. С этой целью Петр 1 пригласил голландского адмирала Корнелия Крюйса, который произвел топографическую съемку, исследовал характер грунтов и составил проект канала. Проект этот был отправлен царем в Парижскую Академию наук, где он был одобрен.




Под руководством немецкого полковника Бренкеля 15 тыс.рабочих начали рыть канал из притока Волги Камышенки в приток Дона Иловлю, длиной около 100 км. Но астраханский губернатор кн. Голицын был противником этой затеи Петра. Из страха ли перед Голицыным или по неопытности и из-за сложности задуманной постройки (первый же шлюз, построенный Бренкелем, сорвало водой), полковник Бренкель убежал на родину. Тогда Петр 1 пригласил для продолжения строительства английского капитана Джона Перри. Несколько изменив первоначальный проект, Перри возобновил работы, но вскоре убедился, что место канала выбрано неудачно, и предложил Петру I перенести постройку значительно севернее, намериваясь соединить Дон с Окой через оз.Ивановское. Хотя к 1701 г. канал был уже наполовину готов и некоторые шлюзы окончены, Петр I отдает распоряжение прекратить здесь работы и вновь начать стройку по новому проекту Перри.




Семь лет продолжалась эта постройка, и в 1707 г. канал "Волга-Дон" был закончен. Через его 24 шлюза успело пройти 300 судов. Но этим дело и окончилось: Петр I охладел к своему детищу. Азов, стоящий у впадения Дона в Азовское море, был снова взят турками, которые таким образом закрыли свободный выход через Азовское в Черное море; да кроме того, Петр I к тому времени уже получил выход в свободное море через основанный им Санкт-Петербург.




Интересно, что этой "стройке века" всячески препятствовали сами строители. В превосходно изданной старинной книге "Трехсотлетие дома Романовых" по этому поводу говорится следующее: "Даже прорытие канала между Волгой и Доном казалось подданным Петра I делом не богоугодным: "Нельзя, — говорили они, — обращать потоки в одну сторону, когда сам Бог обратил их в другую!" Но в дальнейшем г.Азов был оставлен русскими и работа по сооружению канала была прекращена. "Черкесский проект" канала Волго-Дон, разработанный черкесом Касымом, был реализован лишь в середине текущего столетия, 400 лет спустя.

Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
x