Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » На Кавказе были женщины: воительницы, целительницы, наставницы, заступницы

На Кавказе были женщины: воительницы, целительницы, наставницы, заступницы

На Кавказе были женщины: воительницы, целительницы, наставницы, заступницы
История
admin
Фото: Адыги.RU
07:33, 31 январь 2020
1 039
0
Ряд преданий, записанных кубано-шапсугской экспедицией 1949 г., свидетельствуют о наличии "следов" матриархальных отношений в адыгской семье. Эти легенды рисуют нам женщину-воительницу, женщину-целительницу, женщину-наставницу, женщину-заступницу и т...
На Кавказе были женщины: воительницы, целительницы, наставницы, заступницы



Ряд преданий, записанных кубано-шапсугской экспедицией 1949 г., свидетельствуют о наличии "следов" матриархальных отношений в адыгской семье. Эти легенды рисуют нам женщину-воительницу, женщину-целительницу, женщину-наставницу, женщину-заступницу и т.д. Как отмечает С.Х. Хотко, в Черкесии царили рыцарские нравы, и в такой среде было просто невозможно социальное угнетение женщины. Она занимала естественное для нее положение хранительницы очага, воспитательницы детей. Любой всадник, независимо от его общественного положения, уступал дорогу женщине. Встретившегося в поле любого, даже незнакомого, мужчину женщина могла попросить проводить себя, и он не смел отказаться. Девушки были незакрепощены и пользовались до брака значительной свободой.


При ссоре мужчин именно женщина выступала посредником в примирении. В ее присутствии воспрещалось проливать кровь. Женщина могла приостановить любые действия мужчин, стоило ей сказать: "ЩхьэлъащЬм хьэтыр и1экъэна мыгъуэ" — "Платок женский (женщина) уважения не заслуживает разве?" и прикоснуться при этом правой рукой к платку на голове. Этот древний обычай "заступления женщин" подтверждал ту высочайшую степень уважения к женщине, которая существовала у адыгов. Подробно об этом рассказывал очевидец — С. Броневский (1823): "Женщина без покрывала и с распущенными волосами бросается в середину толпы сражающихся, и тотчас останавливает кровопролитие, тем решительнее и скорее, будь она пожилых лет и знатного рода. Довольно и того, ежели преследуемый от неприятеля скроется в женское отделение, или даже коснется рукою до женщины, чтобы остаться невредиму". Одним из самых тяжких оскорблений у адыгов считалось и считается оскорбление матери. В случае жестокого обращения мужа с женой род часто заступался за неё. По данным Карла Коха (1842), "... тот, кто оскорбил пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет за это кару". О высокой степени уважения к женщине, отождествляемой с Матерью-Родиной, можно судить и по адыгской пословице: "Зилъэпкъ зыымыгьаш1о-рэм янэ ыгъэш1ожьырэп" — "Тот, кто не знает свою Родину (народ) — тот не уважает свою мать".








Следует особо подчеркнуть, что в адыгском обществе почитание старой женщины не зависело от ее материального состояния или общественного положения. "Даже к бедной униженной женщине, обычно не знающей доброты и уважения на востоке, черкесы относятся с очень большой внимательностью. Менестрели, подобно древним трубадурам, поют песни в честь ее очарования и добродетелей", — отмечал Э. Спенсер (1830).


Приведенные выше сведения относятся преимущественно к XYIII — концу XIX вв. Нет сомнения в том, что в более ранние времена такие следы "пережитков" матриархата проявлялись у адыгов несравненно сильнее.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)