Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов

Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов

Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
10:09, 05 март 2020
1 975
0
Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов, которая считается в настоящее время принципиально доказанной, сложилась, по всей вероятности, еще до последнего глобального потепления и таяния ледников, то есть около 8-10 тысяч лет назад. Размеры Черного моря были тогда меньше нынешних, и потому общение родственных племен Малой Азии и Кавказа было более доступным и свободным. Но в конечном итоге горные цепи и водный барьер, сложные процессы этнического развития, изменения этнодемографической и политической ситуации в регионе разделили протоабхазоадыгский, или хаттский этнический массив. Сформировалось - предположительно в III тыс. до н.э. - три субкультуры: хаттско-анатолийская (протохеттская) - в Малой Азии, хаттско-протоабхазская - на юго-восточном побережье Черного моря, хаттско-проточеркесская - на Западном и Северном
Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов
Культурно-языковая общность абхазо-адыгов и хаттов, которая считается в настоящее время принципиально доказанной, сложилась, по всей вероятности, еще до последнего глобального потепления и таяния ледников, то есть около 8-10 тысяч лет назад. Размеры Черного моря были тогда меньше нынешних, и потому общение родственных племен Малой Азии и Кавказа было более доступным и свободным. Но в конечном итоге горные цепи и водный барьер, сложные процессы этнического развития, изменения этнодемографической и политической ситуации в регионе разделили протоабхазоадыгский, или хаттский этнический массив. Сформировалось - предположительно в III тыс. до н.э. - три субкультуры: хаттско-анатолийская (протохеттская) - в Малой Азии, хаттско-протоабхазская - на юго-восточном побережье Черного моря, хаттско-проточеркесская - на Западном и Северном Кавказе.

Естественные преграды и удаленность друг от друга не могли уничтожить следы былой общности и память о принципиальном единстве этих групп. Отсюда сохранявшаяся на протяжении многих веков близость многих черт материальной и духовной культуры. Вспомним библейские сказания о Гомере (сыне Яфета), соединившем в одно целое народы Малой Азии и Кавказа. Они являются отражением общности или близости языков и культур в этом пространстве, включая сюда язык и культуру киммерийцев. На рубеже II—I тыс. до н.э. киммерийцы стали связующим звеном между населением Кавказа и Юго-Восточной Европы. Фактически это протомеотские племена, образовавшиеся в результате смешения с местным населением переселившихся на Северный Кавказ скотоводов и земледельцев Северного Причерноморья. По всем данным, причиной этого переселения явилось увеличение засушливости и уменьшение продуктивности южнорусских степей1.

Эвристическая значимость такой постановки вопроса как исходной очевидна. Во-первых, она согласуется с положениями антропологов о формировании понтийского типа на Западном и Центральном Кавказе во взаимодействии с индоевропейцами и группами племен Малой и Передней Азии. Во-вторых, становятся более понятными и очевидными главные причины и условия формирования сходных черт в языке, в материальной и духовной культуре жителей Передней Азии, Северного Кавказа и ЮгоВосточной Европы.

Сравнительный материал археологических культур свидетельствует о том, что преемственность этнического развития адыгов на Северном Кавказе сохранялась в течение последних 5-6 тыс. лет. В эпоху раннего бронзового века материальной базой объединительных процессов стали две культуры - майкопская и дольменная, а также занимающая промежуточное положение между ними новосвободненская, или майкопско-новосвободненская культура. В начале железного века на первый план выдвигаются традиции протомеотской и каменномостско-березовской (западно-кобанской) культур. В целом это последовательно и закономерно сменяющие и взаимно дополняющие друг друга процессы. Связанные причудливым образом не только временем, но и пространством, они позволяют представить, каким образом, когда и в каких районах Кавказа формировалась общность протоабхазо-адыгских и черкесских племен, специфическое содержание их взаимодействия с другими народами.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)