Причины переселения черкесов

Причины переселения черкесов
История
admin
Фото: Адыги.RU
11:59, 16 октябрь 2021
8 449
0
Черкесы, поставленные перед выбором поселения на Кубанской низменности или переселения в Османскую империю, решились на переселение и выбор другого гражданства. Достаточным ответом на вопрос, что побудило их к этому, многие авторы считают ссылку на совпадение религии черкесов и турок. Среди самих черкесов, однако, имеются довольно различные представления о причинах переселения. Впрочем, черкесы были, как уже сказано (по Вагнеру, 1850, с.43 – еще в 1840 году; по Лапинскому, в 60-х годах XIX века), частично практикующими христианами, что значительно ослабляет аргумент совпадения религии черкесов и турок как причины переселения. Фактически же, неизбежное и значительное ограничение культурной и личной свободы, будучи под русским контролем, по меньшей мере для черкесской верхушки должно было иметь намного большее значение при
Причины переселения черкесов

Черкесы, поставленные перед выбором поселения на Кубанской низменности или переселения в Османскую империю, решились на переселение и выбор другого гражданства. Достаточным ответом на вопрос, что побудило их к этому, многие авторы считают ссылку на совпадение религии черкесов и турок.
Среди самих черкесов, однако, имеются довольно различные представления о причинах переселения. Впрочем, черкесы были, как уже сказано (по Вагнеру, 1850, с.43 – еще в 1840 году; по Лапинскому, в 60-х годах XIX века), частично практикующими христианами, что значительно ослабляет аргумент совпадения религии черкесов и турок как причины переселения. Фактически же, неизбежное и значительное ограничение культурной и личной свободы, будучи под русским контролем, по меньшей мере для черкесской верхушки должно было иметь намного большее значение при принятии решения о переселении, чем религиозные основания.
Черкесы Сирии (Дамаск,1974) на первый план ставили причины религиозные, но наряду с этим подчеркивалось и то, что существовала опасность потери традиционного общественного строя (и вместе с этим - важной части этнической идентичности – Б.Ö.), оставаясь под русским господством. В действительности, в пылу цивилизационной миссии одной из целей русских было превращение "диких черкесов" в культурных людей.
Как нам известно, они вскоре открыли школы для тех немногих, которые решились остаться под русским господством. В сообщении одного из моих информантов – Ката Мухамеда из Иордании звучит это следующим образом: "Генерал Засс, русский генерал немецкого происхождения, по-черкесски генерал "шъхьагу гъуан" (имеющий дырку в голове), созвал всех бжедугов и попытался разъяснить им свои планы обучения. В новых школах все дети должны были учиться вместе читать и писать. Тут поднялся один пши (князь) и сказал, что эти планы ему понравились, но ему непонятно, должны ли все дети ходить вместе и сидеть рядом друг с другом. Генерал ответил на это утвердительно и добавил, что сын раба, если он будет прилежнее сына князя, будет однажды приказывать сыну князя. Снова поднялся этот же пши и сказал: "Не нужны нам ни эта школа, ни эта власть. Давайте переселимся в Османскую империю и будем жить под властью султана!".
Предки моего информанта переселились, очевидно, только после 1864 года.
Традиционный общественный строй черкесов, оставшихся на Кавказе, все же относительно быстро уподобился либеральным порядкам в России после 1861 г. Так, например, уже в 1866 году законом была запрещена черкесскому дворянству торговля рабами – 21000 крепостных крестьян получили свободу. В связи с этим часть кабардинских князей переселилась в Турцию, так как отмена крепостного права угрожала не только их экономическому существованию, но и их статусу. Они не знали других занятий, кроме ведения войн, разведения лошадей и охоты. Из-за обычаев и происхождения все другие профессии были им недоступны (Саркисянц,1961, с.113).
Живущие в Турции черкесы высказывают часто мнение, что убеждение в невозможности когда-либо помириться с русскими сыграло не последнюю роль в принятии решения о переселении.
Согласно Каницу (1875, т.I, с.302), князья западных черкесов настаивали на эмиграции, "так как они рассчитывали на сохранение своей прежней власти, будучи в стране халифов". Принятие решения об эмиграции ускорила, должно быть, надежда получить возможность когда-нибудь вернуться на родину. Традиции в Иелеме и других анатолийских черкесских деревнях указывают на это.
Недавно исламизированная, фанатичная мусульманская часть черкесов возлагала, без сомнения, надежды на страну халифов. Турецкая сторона проявляла оживленный интерес. Турецкая армия могла надеяться на пополнение своих рядов воинственными черкесами.
Впрочем, переселение осуждалось еще самими переселенцами двояко. Неизвестный черкесский поэт воспевает время переселения так: "Русские цари воевали за Кавказ и против нас, время переселения было ужасно. Оно терзает еще наши души. Русских было более ста миллионов, нас была одна горсть, и среди нас – предатели; из-за жадности к золоту продавали они нас врагу. Необученные муллы вели себя при этом как кроткие мусульмане. Они изображали из себя пророков, но проповедовали ложь. Советуя переселиться, они способствовали злу. Советуя переселиться, они говорили: "Если придут русские вы сами будете нести свои гробы". Так муллы пугали нас. Волны Черного моря поглотили наш корабль, рыбы кружились вокруг наших покойников. Русское оружие угрожало нам, исламские страны приняли нас" (по С.Е.Берзегу, 1968, с.27).




© Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)