Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Взаимоотношения Крымского ханства и Черкессии

Взаимоотношения Крымского ханства и Черкессии

Взаимоотношения Крымского ханства и Черкессии
История
admin
Фото: Адыги.RU
08:44, 29 сентябрь 2020
2 133
0
Еще одной причиной ненадежного закрепления подданства черкесских князей в отношении Гиреев служила частая смена ханов. Поскольку подданство было оформлено не в гражданском, а исключительно в вассальном виде, то бесцеремонное смещение ханов осман- ским правительством, их ссылка либо даже казнь, каждый раз сводили связь Черкесии с Крымом к примитивному уровню военного давления. Новому хану присягали не потому, что черкесские князья считали его законным правителем государства, составной частью которого являются их владения, но исключительно из-за угрозы военного нападения. На протяжении жизни и правления одного черкесского князя в Бахчисарае могло смениться до 6-7 ханов.
Взаимоотношения Крымского ханства и Черкессии
Еще одной причиной ненадежного закрепления подданства черкесских князей в отношении Гиреев служила частая смена ханов. Поскольку подданство было оформлено не в гражданском, а исключительно в вассальном виде, то бесцеремонное смещение ханов осман- ским правительством, их ссылка либо даже казнь, каждый раз сводили связь Черкесии с Крымом к примитивному уровню военного давления. Новому хану присягали не потому, что черкесские князья считали его законным правителем государства, составной частью которого являются их владения, но исключительно из-за угрозы военного нападения. На протяжении жизни и правления одного черкесского князя в Бахчисарае могло смениться до 6-7 ханов.
Но стабильность, временами появлявшаяся в Крыму, сразу влекла за собой устойчивую привязанность черкесских подданных. На султанском совете в 1717 г. велись такие рассуждения, которые пересказаны у одного турецкого историка: «С тех пор, как старик Хаджи-Селим-Герай стал в 1082=1671 г. впервые крымским ханом и до сего времени в течение сорока лет ханствовали или он сам, или его братья, или его сыновья. Его родственники теперь ужасно как размножились, и все татары от мала до велика, равно как и черкесский народ, считает их наследственными ханами, а проживающие в Румилии царевичи, точно совсем посторонние, ровно ничего в их глазах не значат».
Подданство черкесских князей никогда почти не было полным и сами ханы признавали это обстоятельство в официальной переписке с Портой. Так, Крым-Гирей в 1763 г. просил османское правительство прислать специалиста для геологической разведки в подвластных ему племенах — Касай, Каспулат, Бесеней и Шегаке73. Получается, что хан признается, что контролирует только Восточное Закубанье, населенное бесленеевцами и ногайскими ордами касаевцев и каспулатовцев. На западе Черкесии ему подвластно только маленькое племя хегайков-шегаков. Вспомним, что именно на правление Крым-Гирея падает пик антикрымских выступлений у «племен» центральной части адыгской страны — бжедугов, хатукаевцев и темиргоевцев.



В заключение своего исследования крымскотатарской истории В. Д. Смирнов уделяет значительное внимание подведению итогов взаимоотношений Крыма и Черкесии: «Еще менее было опоры Крымскому ханству для сохранения своей самостоятельности в черкесах, также считавшихся подвластными крымским ханам. В действительности это подвластие было призрачное. Сколько ханы не предпринимали походов для приведения черкесов в свое подданство, но им все-таки не удалось этого сделать окончательно…
Для черкесов связь с Крымом представляла лишь некоторые интересы временного свойства, каковы, например, торговые сношения. Черкесы, как известно, были поставщиками живого товара на кафском невольничьем рынке. Но когда наступили обстоятельства, стеснявшие деятельность этого рынка, то они порвали и эту нить, связывавшую черкесов с Крымом. С другой стороны, случалось иногда, что некоторые черкесы в трудные для них времена, как, например, при утеснении их калмыками, искали в Крыму себе убежища, переселяясь туда целыми племенами.
Другие же черкесские племена предпочитали полную свободу каким бы то ни было обязательным отношениям к крымским ханам; они-то и были предметом постоянных завоевательных стремлений некоторых ханов. В какой степени черкесы успели по мере сил своих сохранить свою независимость — это явствует из того, что даже в последний момент существования Крымского ханства, они были сами по себе, мало обнаруживая участия к тому, что происходило на Таврическом полуострове. Тщетно поэтому Шагин-Герай мечтал одно время воссоздать с помощью черкесов самостоятельную крымскую монархию».
Наблюдения авторитетного исследователя, тем не менее, не следует воспринимать буквально. К числу его верных тезисов относится замечание о том, что в Черкесии всегда находились значительные группы населения, которое категорически не желало признавать татарское верховенство и, таким образом, Черкесия целиком не подчинялось ханству никогда. Очень ценное замечание относится к заинтересованности черкесов в покровительстве со стороны Крыма в виду калмыцкой опасности. Как видим, В. Д. Смирнов уделяет вопросу о работорговле слишком преувеличенное внимание. К ней он сводит весь торговый интерес самих черкесов в Крыму. При этом, в своей работе исследователь часто ссылается на социально-экономическое описание Крымского ханства и Черкесии, составленное в середине XVIII в. Пейсонелем.
У Пейсонеля же вопрос о рабах не занимает много места. Экспортная торговля черкесов имела совершенно иную структуру: зерновые культуры, продукты животноводства, изделия ремесленного производства, включая весьма качественные ткани, оружие, предметы экипировки воина-всадника, продукты пчеловодства, строевой лес и многое другое. Важную статью доходов у черкесов составляло коневодство. Рынок Крыма в этом отношении был для них наилучшим, поскольку татары всегда нуждались в хороших лошадях, и, особенно в лошадях из Черкесии. Более того, здесь — в Крыму — черкесы, как и ногайцы, и калмыки, имели возможность налаживать регулярные поставки для гвардии хана, других регулярных частей крымской армии. Василий Тяпкин и Никита Зотов в 1681 г. сообщают из Крыма: «В Крыму калмыков и черкес многое число было с продажными табуны конскими».
В отношениях черкесских вассалов с их крымским сюзереном содержалось коренное противоречие двух социальных систем, основы которых принципиально не соответствовали друг другу. Крымский хан являлся главой унитарного образования, в рамках которого каждый подданный рассматривался как напрямую зависимый от него человек. Шариатское право смягчало деспотизм ханской власти, но суть оставалась неизменной: хан являлся единственным собственником средств управления.
Черкесские князья жили в обстановке классического европейского феодального общества. Получалось так, что лицо, стоящее во главе вассальной пирамиды Черкесии, должно было рабски подчиняться «сюзерену». Такой стиль общения подразумевал некую ментальную раздвоенность: со своими подданными князю надлежало общаться в нормах вассалитета, т. е. исключительно деликатно и мягко, и не отдавать распоряжений вассалам своего же вассала, а в это же время раб-ски пресмыкаться перед ханским чиновником либо самой особой татарского владыки. Подобная схема отношений не могла устраивать адыгских князей уже по психологическим причинам.
Территория Крыма уступала территории Черкесии. Мы вправе предположить, что и численно черкесы превосходили крымских татар. Тем не менее, унитарная социальная организация ханства позволяла собирать гораздо более крупные армии, чем это мог позволить себе даже самый авторитетный черкесский князь. Многочисленное и воинственное население горной части Западной Черкесии, не признававшее власть равнинных князей, являлось гарантией независимости всей страны черкесов от Темрюка до Сунжи.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)