"ЧЕРКЕШЕНКА"

"ЧЕРКЕШЕНКА"
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
09:49, 10 сентябрь 2018
1 320
0
В восточнои? литературе черкешенка характеризуется словами «драгоценнеи?шая жемчужина», «всемогущая», «незаменимая», «несравненная», «прекрасная», «госпожа века», «роза века». Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешнии? облик предметов, явлении?, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.
"ЧЕРКЕШЕНКА"
В восточнои? литературе черкешенка характеризуется словами «драгоценнеи?шая жемчужина», «всемогущая», «незаменимая», «несравненная», «прекрасная», «госпожа века», «роза века».
Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешнии? облик предметов, явлении?, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.
Адыги вкладывают в понятие красота, красивое единство формы и содержания явлении? и предметов. Однако адыги признают и чисто внешнюю красоту явлении?, предметов, человека. Здесь имеется ввиду не красота без содержания, а красота, имеющая свое содержание, но присущая тем материальным компонентам, из которых складывается внешняя форма явлении? и предметов9, т. е. красота, будучи единством формы и содержания, может быть присуща внешнеи? форме явлении?. Например, правильность, симметрия, гармония, определенные цветовые и светотеневые сочетания, пропорциональность и ритм и т. п., свои?ственные внешнеи? стороне явлении?,, могут делать их внешне красивыми. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки и выражения адыгов: Нурыр къыщхьэщех (Свет от нее исходит),— говорят о внешнеи? красоте женщины; Набдзэ зытелъым я нэхъ дахэ (Самая красивая из тех, кто носит брови — писаная красавица); Зи набдзитIыр мазэм и ныкъуэ (Чьи брови напоминают полумесяц); Уэгум ит мазэр и напэщ (Ее лицо — полная луна на небе); И набдзэхэр пцIащхъуэ дамэщ (Ее брови, что крылья ласточки); И щIыфэр Кърым бжьэхуцщ (Ее тело, что белая вата из Крыма),— так славят красоту невесты «Благопожелания» — Хъуэхъу; И напэм имызакъуэу, Iэпкълъэпкъ зэк1уж дахи и1эт абы (У нее было не только лицо, но и правильное телосложение), т. е. она обладает не только красивым лицом, но и хорошим пропорциональным сложением. Подчеркивая внешнюю красоту девушки, адыги говорят: Нысэ дахэ (Красивая невестка), Пщащэ дахэ (Красивая девушка)

Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материя, чем шов, сделанныи? их рукои?; серебряныи? галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовят, обнаруживается хорошии? вкус и отличное практическое приспособление.
Впервые в мире методы предохранения от оспы были придуманы адыгами (черкесами) (см. Мотрэ, Кук, Гербер и др.), суть которых состояла в том, во-первых, здоровому ребенку делали прививку от больного; во- вторых, клали в постель к больному того, кому нужно привить эту болезнь; в-третьих, больному ребенку привязывали под мышкои? лоскут ткани, в которыи? был завернут кусок свинца. Через 3—4 дня или после выздоровления ребенка «препарат» снимали и привязывали под мышкои? другому ребенку, которому хотели привить оспу. Н. Н. Греи?нс писал, что «...народнои? медицине адыгов было известно оспопрививание задолго до того, как оно стало достоянием научнои? медицины».
Из этого можно заключить, что черкешенки были не только красивы, воспитаны, мастерицы, но и шли ради будущего своего народа на самопожертвования. Что и дало основание сказать К. А. Гельвецию: «Как много мы обязаны черкешенке, которая... первая решилась привить себе оспу! Скольких детеи? оспопрививание вырвало из когтеи? смерти! Может быть, нет ни однои? основательницы монашеского ордена, которая оказала бы миру столь же великое благодеяние и тем самым заслужила бы его благодарность»
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)