Статьи / Литература / 23 август 2018

Описательная характеристика Сэтэнай-гуаще в нартском эпосе адыгов.

Описательная характеристика  Сэтэнай-гуаще в нартском эпосе адыгов.
В сознании многих народов веками закреплялось представление о красоте черкесских женщин. Причем, ценилась не только физическая красота, но и ее ум, доброта, трудолюбие. Сказители утверждали мысль о том, что благополучие и везение мужа во многом зависят от жены. Для мужа жена – это «человек, с которым можно разделить радость и горе, которому можно всегда довериться и всегда можно встретить сочувствие и получить добрый совет». Особое место в нартских сказаниях стал образ всемогущей матери нартов Сэтэнай-гуащэ, воплотивший черты идеальной женщины. Ее основные черты – находчивость, сообразительность и проницательность. Нарты пользуются ее мудрыми советами: «Ее совет равен силе всепобеждающего меча. Она дает совет нарту, словно вручает ему»1. В повседневной жизни она выступает в роли матери – хранительницы домашнего очага и хозяйки не только в узком кругу семьи, но для всего племени. Когда нартов постигает голод, Сэтэнай открывает гостеприимные двери и из сделанных ею запасов угощает народ, от мала до велика. Именно женщина в нартском эпосе распределяет все припасы добытые мужчинами, готовит еду для домочадцев, для гостей. Все подвиги совершаемые нартами связаны с образом женщины – Сэтэнай-гуащэ. Благодаря ей Нартам удается вернуть похищенные у них семена проса. Она видит все благодаря чудесному (небесному зеркалу), что происходит вокруг, чародейка и мудрая прорицательница, предсказывает будущее (предвидела гибель Саусрыко), хитростью побеждает врагов, может изменять погоду. Описывается эпизод, где по ее просьбе останавливается солнце. Это тот момент, когда мастерство красавицы Сэтэнай проявляется в золотошвейном искусстве. Она умеет кроить, шить и за короткий срок одеть сто нартов с головы до ног.
Сэтэнай – это начало человечества, ее мужество, природная нежность и доброта беспредельны. Говоря словами В. И. Абаева, «можно мыслить нартов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Сэтэнай». Несмотря на то, что женщины в нартском эпосе занимают высокое, почитаемое положение, они отстранены от решения вопросов общественной жизни. Более того, появление женщины на Хасе, на пиру считалось недопустимым позором. Даже Сэтэнай, к кому обращаются нарты за помощью, за мудрым советом, не допускается до Хаса. Если она что-то хочет передать или сказать, то это делается через кого-то.
Уважение к женщинам – характерная черта всех нартов и обязательное требование морального кодекса адыгов. Большим уважением и почетом среди нартов пользуется Сэтэнай. Так, например, И.Ф. Бларамберг отмечал, что черкесские женщины «пользуются важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа; мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которое черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам. Если женщина с распущенными волосами без покрывала бросается в гущу сражающихся, кровопролитие прекращается, и тем скорее, если это женщина в возрасте или из известной семьи. Достаточно того, чтобы мужчина, которого преследуют враги, укрылся в помещении женщин, или чтобы он дотронулся до какой-нибудь женщины, как он становится неприкосновенным. Одним словом, никакая кара, никакая месть и тем более убийство не могут быть совершены в присутствии женщин; их откладывают до другого случая»2.
Сэтэнай обладала большим умом и проницательностью. Так, в сказании «Как Тлепш сделал клещи», находим интересный момент, когда Сэтэнай подсказывает кузнецу, как сделать клещи, с помощью которых он мог брать железо из огня: убив на дороге двух змей, она сложила их головы крест-накрест, проткнула гвоздем и затем положила их на порог кузнеца. Тлепш увидев это, догадался сделать похожее по форме приспособление3. Это говорит о том, что Сэтэнай была очень прозорлива, и далеко вглядываясь в жизнь, умело извлекала из наблюдения знания.
Сэтэнай не только в семейной, но и в общественной жизни нартов сыграла важную роль. Она смогла восстать против жестокого обычая древности, где совет нартов – Хасэ выносит смертные приговоры состарившимся старикам. Так, от Сэтэнай берется начало очень развитое у адыгов почитание старших. Молодые стали уважать ум, опыт, знание, слушаться мудрых советов своих отцов и дедов.
Исключительно велика у нартов роль женщины в деле воспитания молодежи. Она заботливая и любящая мать, воспитанница богатырей, готовых на славные подвиги во имя родной земли. В сюжете обычно присутствует благословение, напутствие, моральная поддержка матери, сестры, жены, любимой. Нартские женщины, отправляя своих сыновей в походы, напутствуют их: «Без победы лучше не возвращайтесь». Ярким доказательством сказанному является сказание «Гибель Тотрыща»4.
Когда мать Тотрыща узнала о гибели своего сына, она сказала нартам: «Если сын мой сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне, чтобы оплакала я его, и похороним его на нашем родовом кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на навозную кучу выкиньте его, недостоин он, чтобы с почетом хоронили его на кладбище. Не место там трусу, сраженному во время бегства». В другом сказании «О том, как Саусырыко одержал победу над Тотрыщем» в первой части говорится о том, что Саусырыко без помощи и совета матери – хилый, слабый, смотреть на него жалко со стороны, так как он выглядит как трус, несмотря на то, что он вооружен и одет в самые лучшие доспехи. Во второй части, когда он получил совет от матери и, следуя по ее наставлению, он блестяще сражается с Тотрыщем и побеждает его. На данном примере, мы видим, какой взвешенный, четко продуманный тактический ход она принимает, чтобы обеспечить своему сыну победу.
В рассмотренных примерах, мы увидели положительные стороны описания героя матери нартов, ее социальную значимость.

- Уей, Сэтэней-гуащэ,
Гуащэу щыIэм я лей!
Гуащэм я мыфэгъу,
Дыгъэнэбзийр зи нэгу,
Дышъэр зи куэщI
Тэджым я Мэзытхьэ…5
«Уей, Сэтэней гуаша,
Ты умней и краше всех гуаш…
Твои очи – солнце,
Твой подол – золото,
Ты богиня всего живого…»

Отметим, что для характеристики Сэтэнай-гуащэ в рассматриваемых циклах мы встречаем не только положительную характеристику героини нартского эпоса, но и отрицательные качества ее. Сравним эпитеты в стихах:
О тянэжъэу мэхъэджэжъ6. «О наша старая мать, изверг»; Е-о мыгъуэ ныуэ хьэшхъуашъу7. «О злосчастная мать, бешенная» (там же, с. 128); Тянэу, Сэтэнай-гуащ, зышъуэхэр шъуэтехьэ-текIэу, Нартхэр пцIыкIэ зезыщ8. «Наша мать Сэтэнай-гущэ, чей нрав изменчив, Кто вводит нартов в заблуждение».

Заметим, что в некоторых местах она предстает перед нами как колдунья и обманщица. Сравним: Ей, хьабз уыды джад9. «Эй, колдунья большая». Тянэу уыдышъо шхъуантI10. «Наша мать темная колдунья». Здесь, использованные лексические средства несут уже иную смысловую и функциональную нагрузку, подчеркивая и выделяя отрицательные качества Сэтэнай.
Рассмотренные примеры показали нам, что в народном эпосе адыгов на своих страницах осветил две стороны Сэтэнай-гуащэ – наделенная необыкновенной красотой, хранительницу семейного очага, обладающая неограниченной властью, активную, смелую женщину, уверено и твердо идущую к намеченной цели и вторая – хитрая, коварная, беспощадная ведьма.


Атажахова С.Т.
(г. Майкоп, РА)
Загрузка...
Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930