Статьи / Литература / 22 август 2018

Роль афористических жанров фольклора в воспитании детей и подростков

Роль афористических жанров фольклора в воспитании детей и подростков
Фольклор, как известно, это единство языка и мышления, обобщенный трудовой и жизненный опыт народа, и, как таковой имеет непреходящее историко-познавательное и идейно-воспитательное значение. Каждый народ хотел увидеть подрастающее поколение просвещенным. Адыги, например, активно призывали получить образование: « Ш1эныгъэр тыдэ щы1эми лъык1у» (Иди за знанием, где бы оно не находилось). Считали, что «Мыш1эныгъэр гугъушху» (Непросвещенность, необразованность – великое горе). Грузинская народная пословица гласит: «Знание дороже денег, острее сабли, сильнее пушки», гагаузская пословица – «Кто грамотен, у того четыре глаза», арабская пословица: «Учение в детстве подобно гравировке на камне».
Адыгейская мудрость считает, что необразованный человек блуждает в потемках. Не менее важное, если не более важное, значение придают адыги воспитанию: «Улъфэн зыпш1агъэк1э къэплъфыгъэр п1ужьынэу зэгъаш1э». – (Сумел родить, сумеит и воспитать». Вместе с тем понимают, что воспитание детей и подростков дело не одного дня: «Акъылым уасэ фэш1ыгъуай, п1уныгъэм гъунэ и1эп» (Ум не имеет цены, воспитание предела»). Народ давно понял, что воспитание и образование даются нелегко. Пословица предупреждает о том, «Ш1эныгъэм иегъэжьэн зэзым фэдэу дыджы, ик1эух шъоум фэдэу 1эш1у» (Начало учения горькое как желчь, его конец сладкий как мед).
Адыги выступают в роли умелого педагога в деле воспитания подрастающего поколения, адвоката детей и сурового судьи в отношении тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей: «Олъфэк1э пк1э и1эп, умып1ужьыщтмэ» (Толку нет рожать, если не воспитывать).[1, с. 24]
Через афористическое творчество адыги прививали лучшие чувства детям и подросткам: доброта, уважение к старшим, любовь к родителям, друзьям, близким, радушный прием гостей, взаимопомощь, правдивость и т. д. Через афористическое творчество дети и подростки вбирали в себя жизненный, трудовой опыт многих поколений. Через него народ прививал молодому поколению эстетической вкус, вырабатывал нравственный идеал. Уместно вспомнить высокую оценку грузинского писателя Ильи Чавчавадзе, который писал: «Где ты, сложивший эту мудрую пословицу? Я знаю, где ты: ты невидимый пребываешь в народе, ты принадлежишь народу. Я знаю и имя твоё: звать тебя гением народа. Знаю и качества твои: ты неизменно прав и непогрешим» [2, с. 259].
Пословицы и поговорки имеют непреходящее историко-познавательное и идейно-воспитательное значение. «… из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота и уродство предрасудков» [3, с. 413].
Пословицы и поговорки – мощное средство народной педагогики. Они оказывали неоценимую помощь родителям в деле воспитания детей и подростков. На них воспитывались целые поколения. И сегодня оказывают школьным учителям большую помощь в воспитании подрастающего поколения, привитии учащимся этических, эстетических, нравственных, трудовых и иных навыков «В них нашли отражение хозяйственная жизнь, культура мировоззрение адыгского крестьянства прошлых эпох. Поэтому они могут быть историко-культурными документами и средствами познания окружающего мира» [4, с. 413].
Адыгам были присущи высокая нравственность, физическая и духовная красота, богатство обычаев и традиций, храбрость, мужество, умение трудиться. И они старались передать все это на личном примере, через язык фольклора в виду отсутствия письменности. Например малые жанры фольклора пословицы и поговорки (их называют и философскими) настоятельно рекомендовали молодежи уважать старших, любить родителей, в мирное время честно трудиться, во время войны быть стойким, смелым, храбрым. Учили также патриотизму, ответственности.
С самого детства приучали детей и подростков к труду. Пословицы призывали не бояться работы, честно трудиться, восхваляли труд и трудолюбивых. Одни словом – призывали к активному труду: «Лажьэрэр 1ахьынчъэ хъурэп» (Кто любит трудиться, то не бывает обездоленным». «Лажьэу шхэжьырэм инасып» (Счаслив тот, кто ест заработанное самим) «Улажьэмэ лыжъ пшхын, умылажьэмэ, лажьэ плъэгъун» (Будешь трудиться, будешь есть вяленое мясо, не будешь трудиться – увидишь горе». Народ сделал такие глубокие выводы опираясь на свой многовекой трудовой опыт.
Пословицы и поговорки активно включаются в общественную и личную жизнь человека и учат лучшим человеческим качествам. Добру, например: «Ш1у ш1и псым хадз» (Сделай добро и брось в воду), «Ш1у зыш1эрэм ш1у фыщылъ» (Сделавшего добро – ожидает добро) и т. д.
Большое значение придают адыги дружбе. Настоятельно советуют дорожить дружбой, осторожно выбирать друзей, не доверять врагу: «Блэгъэжъ пыижъ хъужьырэп, пыижъ блэгъэжъ хъужьырэп, пыижъ блэгъэжъ хъужьырэп» (Старый друг не становится старым врагом, страй враг – старым другом). Остерегают от плохих друзей, утверждают, что о тебе судят по твоему другу: «Узигъусэм ышъок1э къыоплъых» (О тебе судят по тому, с кем ты дружишь). Подобные пословицы есть и у других народов, например у русского: «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты такой».
Пословица в большинстве своем советует, назидает, требует, но иногда бывает насмешлива, иронична. Это в том случае, когда осуждает те или иные отрицательные человеческие качества. Так, например, пословица «Зиунэ имыхьэрэм ихьэ егъэхьакъу» (Заставляет лаять собаку хозяина, в чей дом не вхож» осуждает человека конкретно ничем не занимающегося. Другая пословица «Ихьэ баджэ къыубытыгъа?» (Его собака лису поймала?) иронизирует над человеком, смеющимся без причины.
Известно, что воспитанием детей и подростков у адыгов занималась не только семья, но и друзья, родственники, соседи, общественность. Если подросток нарушал правила поведения, адыгэ хабзэ*, то ему мог сделать замечание любой человек и даже наказать. Получив замечание старшего, нарушитель должен был прекратить действия или разговоры, вызвавшие нарекания у старшего. Общество не позволяло толковать произвольно нравственные нормы и народные обычаи, равно как и не позволял их нарушать ни с чьей стороны. Каждый подросток знал, что нормы поведения, установленные для всех, носят обязательный и всеобщий характер, и, что он не имеет право их нарушать. Когда его недостойное поведение обсуждалось в семье и старшими членами общества, он понимал, что живет в обществе и должен соответствовать нормам поведения в данном обществе. То, что вседозволенности не было места в обществе, формировало у детей и подростков чувство ответственности за свои поступки. Пресечение недозволенных поступков приучало, ребенка к самовоспитанию. Тем самым старшие словом и делом учили подрастающее поколение жить в обществе нормально, уважая обычаи и традиции народа.
Если пословицы и поговорки имеют воздействие на сознание ребенка и способствуют формированию его мировоззрения, то загадки формируют его образное мышление. Народная загадка, как один из древнейших жанров фольклора охватывают весь окружающий мир человека. Она заставляет думать, размышлять сопоставлять разные предметы, явления живой природы, события, происходящие вокруг. Совершенно справедливо суждение В.П. Аникина о том, что «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно, как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» [5, с. 10].
Во время загадывания и отгадывания загадок взрослые передавали детям свои наблюдения над различными явлениями природы, трудовым процессом, поведением, поведением диких и домашних животных и т. д. Загадки знакомили детей и подростков с предметами домашней утвари, средствами передвижения, орудиями труда, а также знакомили с социально-экономическими условиями жизни народа. Сегодня, они раскрывают ныне живущим культуру, быт, историческое прошлое народа и тем самым имеют идейно-воспитательное значение. Играют большую роль в овладении секретами родного языка. «Очень ценны в изучении детьми родного языка загадки. Они полезны для умственного упражнения детей…» [6, с. 43 - 44] – совершенно справедливо считает И. Шоров.
Сегодня загадки используются как в устной, так и в письменной речи учащихся, т. е. учителя родного языка и литературы как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий используют загадки. Занятия проходят в игровой форме.
Популярный среди детей жанр – скороговорки тоже является эффективным средством народной и школьной педагогики. Прежде всего она развивает в детях и подростках сметливость, наблюдательность, аккуратность. Кроме того – навыки правильного, выразительного произношения слов и выражений, что способствует выработке у учащихся культуры речи, ораторского мастерства. Общеизвестно, что образность речи и красочность языка – путь к правильному восприятию слушателем речи говорящего.
Несомненно, что героический эпос «Нартхэр» («Нарты») играет непоследнюю роль в воспитательно-образовательном процессе «Адыгейский народный эпос «Нарты» представляет собой непреходящую духовную ценность, как источник воспитания, как своеобразный кодекс чести, доблести и геройства. Через посредство народных песен, пшинатлей, легенд, а также пословиц и поговорок о нартских богатырях, старшее поколение адыгов передавало младшему поколению многовековой опыт жизни, борьбы и труда» [7, с. 84].
Блапожелания тоже, как продукт многовекового опыта народа имеют воспитательное значение. Они имеют свои специфические особенности в отличие от других афористических жанров. Если пословицы советуют поучают. загадки загадывают и требуют отгадки, то благопожелания желают человеку добро, не требуя ничего взамен. Они – свидетельства высокой морали народа, выработанной на протяжении его многовековой истории. В благопожеланиях зримо присутствуют традиционные нормы поведения.
Благопожелания облачены в такую художественную форму, которая позволяет им быть в употреблении по отношению к человеку любого возраста по любому поводу. Они не требуют определенного места и времени. Главный герой этих афоризмов – сам благопожелатель, который сеет добро, пробуждает лучшие человеческие чувства и качества. Тем самым выполняет важную миссию.
Не менее важное воспитательное значение имел и песенный фольклор. В народных песнях адыги воспевали трудолюбие, героизм, свободолюбие. В песню вкладывали свою душу, думы, чаяния, а самое главное – веру в светлое завтра. В силу всего этого ребенок запоминал надолго героев этих песен. Герои исторических, историко-героических песен для него становились идеалом, примером для подражания.
Адыгский просветитель Адиль-Гирей Кешев дал высокую оценку адыгским народным песням: «… Рисуя заманчивыми красками подвиги славных мужей старины, песня служила для черкесской молодежи школой воспитания. Она разжигала восприимчивые умы, воспламеняла воображение пылких юношей и освежительно действовала на угасающие силы старика»
[8, с. 88].
Адыги воспитывали в ребенке чувство гордости за свою Родину, призывали его к храбрости, героизму с колыбели. Любая мать хотела видеть своего сына настоящим человеком, храбрым воином, героем. В так называемых тлибеоредах (песнях многих мужей) народ воздавал должные почести реальным героям. Наряду с этим предавал анафеме имена трусов и изменников. Сарказм негодования народа в их адрес был впечатляющим.
Афористическое творчество является хранилищем исторического, социального, трудового опыта народа. Основным источником для него является быт, нравы, обычаи, традиции, жизнь народа со всеми его радостями и горестями. Афоризмы подводят итог каждому значительному событию в жизни этноса, выявляют самое характерное для той или иной общественно-политической и экономической формации.
Таким образом, афористическое творчество играет большую роль в воспитательно-образовательном процессе детей и подростков.

Чуякова Н.М.
Мхце Б.З.


Литература
1. Чуякова Н.М. Эстетическая функция фольклора адыгов в воспитании детей и подростков / Образ ребенка и мир детства в литературе народов Северного Кавказа. Ученое пособие. Часть I. – Ставрополь, 2013.
2. Чавчавадзе И. Избранные. Перевод с грузинского. – Тбилиси, 1952.
3. Шолохов М.А. Сокровища народной мудрости. В кн.: Даль В. Пословицы русского народа. – М., Художественная литература, 1964.
4. Хут Ш.Х. Адыгское народное искусство слова. – Майкоп, Адыгейское Республиканское книжное издательство, 2003.
5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., Учпедгиз, 1957.
6. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. – Ростов-на-Дону, 1987.
7. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов // Адыгский фольклор. Книга I. – Майкоп, 1980.
8. Кешев А.Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. – Нальчик, 1980.
Загрузка...
Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930