Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Кем был человек, сохранивший древние писания, народов Кавказа?

Кем был человек, сохранивший древние писания, народов Кавказа?

Кем был человек, сохранивший древние писания, народов Кавказа?
История в лицах / Фото
admin
Фото: Адыги.RU
09:11, 22 август 2018
3 350
0
Окончив ШКМ, Аскер Магамудович в 1938 г. поступает в Адыгейское педучилище, и здесь он имеет возможность проявить свои творческие дарования в литературном кружке. В этом кружке прошли свое становление Хусен Андрухаев, Киримизе Жанэ, а после войны Исхак Машбаш и другие. Кружковцы выпускали рукописный журнал «Апэрэ лъэбэкъу» («Первые шаги»), выступали с чтением своих стихотворений на вечерах, проводимых в училище. Некоторые, в том числе и Аскер Гадагатль, уже имели публикации в газете «Социалистическэ Адыгей». Активного юношу заметили, избрали старостой учебной группы, затем комсоргом.
Кем был человек, сохранивший древние писания, народов Кавказа?
Окончив ШКМ, Аскер Магамудович в 1938 г. поступает в Адыгейское педучилище, и здесь он имеет возможность проявить свои творческие дарования в литературном кружке. В этом кружке прошли свое становление Хусен Андрухаев, Киримизе Жанэ, а после войны Исхак Машбаш и другие. Кружковцы выпускали рукописный журнал «Апэрэ лъэбэкъу» («Первые шаги»), выступали с чтением своих стихотворений на вечерах, проводимых в училище. Некоторые, в том числе и Аскер Гадагатль, уже имели публикации в газете «Социалистическэ Адыгей». Активного юношу заметили, избрали старостой учебной группы, затем комсоргом.

Как один из способных студентов, третьекурсник Аскер Гадагатль после экзаменов зачисляется на первый курс филологического факультета, открытого в Майкопе на базе Адыгейского педучилища учительского института (1940 г.).

После окончания учительского института находился в рядах Вооруженных сил СССР с 1942 по 1946 год. Участник Великой Отечественной войны. Службу начал в Московском военном округе курсантом снайперской школы, здесь же стал командиром снайперского взвода, заместителем командира роты по строевой части, начальником учебной части снайперского батальона. Службу закончил в должности начальника 4-й части райвоенкомата в г.Ярцево Смоленского военного округа лейтенантом. Награжден медалью «За победу над Германией».

Вернувшись в январе 1946 г. в родную Адыгею, он начал свою деятельность в Адыгейском научно-исследовательском институте и до конца жизни проработал там. По совету директоров института Х.А. Пчентлешева, а затем известного языковеда Х.Д.Водождокова он приступил к систематизации большого фольклорного наследия — героического нартского эпоса, собранного предшественниками, в первую очередь Ш.Кубовым, Т.Керашевым, Ю.Тлюстеном, И.Цеем, М.Парануком, М.Хуажевым, Д.Костановым и другими в 30-е годы. С привлечением студентов учительского института под его руководством организуются этнографические экспедиции по сбору адыгских песен, пщынатлей и легенд, пословиц и поговорок о нартских богатырях. Он побывал во всех регионах Адыгеи, Кабарды и Черкесии, аулах Краснодарского края, за рубежом.

Для адыгской диаспоры имя Аскера Гадагатля стало в конце 60-х своего рода визитной карточкой. С 1957 по 1973 год он возглавлял в институте сектор литературы и фольклора.

В 1960 г. в Москве был издан русско-адыгейский словарь под редакцией Х.Д.Водождокова, включавший около 33 тыс. слов, объемом 1100 страниц. Этот словарь давно стал библиографической редкостью. Аскер Гадагатль являлся одним из 7 составителей этого словаря и членом редколлегии издания. Ему принадлежит перевод слов, которые в общем объеме словаря составляют более 25%. И это вполне понятно. В знании родного языка, его нюансов Аскер не уступал ведущим языковедам.

Научный подвиг

Когда Аскер пришел в АНИИ и занялся изучением фольклорного наследия адыгов, в научном мире уже господствовало мнение о скифо-аланском (осетинском) происхождении нартского эпоса, активным проводником которого являлся В.И.Абаев, утверждавший, что нартский эпос образовался на Кавказе на основе цикла «скифо-аланского, принесенного предками осетин», к которому коренные кавказские народы добавили свое мифолого-эпическое творение, свой цикл. Чтобы доказать обратное, следовало провести глубокий и всесторонний анализ произведений нартского эпоса на основе систематизации имевшегося материала, который впоследствии вошел в известный 7-томник (1968—1971 гг.). Аскер Магамудович был настолько настойчив в достижении поставленных целей, что директор института М.Г.Аутлев вынужден был как-то признать, что Аскер Гадагатль нартским эпосом заразил его настолько, что он стал нартоведом. Материалы кандидатской диссертации Аскера Магамудовича, успешно защищенной в Грузии в 1965 г., стали основой монографии «Героический эпос «Нарты» и его генезис» (1968 г.). Его диссертация и монография имели большой резонанс в научном мире, получили высокую оценку.

«Издание в семи томах образцов адыгского нартского эпоса — настоящий подвиг… Вы и ваш институт внесли неоценимый вклад в науку», — писал профессор М.Чиковани.

«Теории мало что значат рядом с коллекцией документов, и с этой точки зрения вы делаете чрезвычайно ценную услугу, которой все мы признательны», — писал французский профессор Жорж Дюмезиль из Парижа.

«Гадагатль сделал бессмертным духовное и культурное наследие адыгов… Семитомник «Нартхэр» больше поможет сохранению адыгской нации, чем деньги и оружие», — отметил профессор Джон Коларуссо из Канады.

И таких восторженных отзывов о титанической работе, проделанной Аскером Гадагатлем, были десятки.

Сам Аскер Гадагатль оценивал «Нарты» как «величайшее народное творение, выдающийся памятник древней культуры и искусства, как самое ценное и гениальное из всего, что создано и сохранено народным искусством адыгов за их многовековую жизнь».

Суть научного подвига, совершенного Аскером Магамудовичем, состоит в том, что он сохранил от забвения нартский эпос и неопровержимо доказал, что героический народный эпос «Нарты» по своему происхождению — кавказский, его ядро — адыгское.

Еще в бытность моей работы ученым секретарем АНИИ в середине 80-х гг. Аскер Гадагатль очень аргументированно ставил перед руководством института вопрос о создании сектора нартоведения. Об отделе и речи не могло быть, т.к. там всего тогда работало 16 научных сотрудников. После реорганизации АНИИ в АРИГИ такая возможность наконец-то была реализована, и в 2001 г. был создан единственный в своем роде отдел нартоведения, который возглавил Аскер Гадагатль. Отдел должен был стать центром, своего рода институтом, объединяющим ученых Кабарды, Карачаево-Черкесии, Абхазии, других научных центров, чтобы их совместными усилиями нартский эпос получил новое звучание, свою законченную форму. Такую, например, какую имеет «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло, башкирский эпос «Урал-батыр», карело-финский эпос «Калевала» и другие.

Многократно беседовал с нашим выдающимся мастером поэтического слова Нальбием Куеком, чтобы он взял на себя такой труд и лучшие танцы «Нальмэса», воплощающие целые пласты нартского эпоса, сопроводил текстом, звучащим за сценой во время исполнения. Широкие возможности для воображения представляет в этом отношении народный парный танец «Исламей». Нальбий соглашался со мной, обещал подумать, но увы… Слишком неожиданно он ушел из жизни.

Такая работа, о которой говорилось выше, еще ждет своих исследователей. Это будет лучшим памятником Аскеру Гадагатлю.

К сожалению, постоянные реструктуризации, которые преследуют научные учреждения в стране, привели к тому, что с уходом из жизни Аскера Магамудовича был закрыт и отдел нартоведения.

Знаменитая фраза

А теперь хочу вернуться к названию своей статьи. Эта знаменитая фраза «Дайте «Нартам» зеленую улицу» принадлежит первому секретарю Адыгейского обкома КПСС Н.А.Берзегову, который более двух десятилетий был руководителем области и много сделал для социально-экономического развития автономной области. Когда Н.А.Берзегов из личной беседы с Аскером Гадагатлем узнал, что рукопись семитомника находится в типографии, но пока без движения, он тут же снял трубку и позвонил директору типографии и сказал эту знаменитую теперь фразу. Кстати, сам Н.А.Берзегов, говоря о героическом эпосе «Нарты», отмечал, что «его значение мы еще глубоко не осознали, должным образом не оценили». Весь семитомник, а это 705 оригинальных текстов со вступительной статьей, комментариями и другим богатым научно-справочным и вспомогательным материалом общим объемом 2424 стр., тиражом 1500 экз., был издан в течение 1968—1971 гг. По совету Н.А. Берзегова Аскер Гадагатль вместе с директором АНИИ М.Г.Аутлевым поехали в Москву в Институт мировой литературы АН СССР и доложили о результатах проведенной работы. После доклада, который произвел неизгладимое впечатление на участников ученого совета, было рекомендовано выпустить в издательстве «Наука» однотомник «Нарты». И такое издание было осуществлено в 1974 г. (составители А.Гадагатль и З.Кардангушев).

Аскер очень любил педучилище, ныне педколледж, который носит сегодня имя его друга Хусена Андрухаева. На одной из встреч со студентами Аскер Магамудович говорил: «Когда мне трудно, я всегда мысленно советуюсь с Хусеном и задаю себе вопрос: а как бы поступил Хусен на моем месте?»

Все свои юбилеи, начиная с 50-летия, он широко отмечал в стенах этого учебного заведения. Свою альма-матер он называл не только кузницей кадров, а настоящей академией, очень много сделавшей для сохранения и развития языка и культуры адыгов. Заметим, что эти традиции — давать глубокие и прочные знания — коллектив преподавателей педколледжа продолжает с честью. Как бывший студент педучилища Аскер был первым принят в число почетных студентов учебного заведения. И молодежь отвечала ему взаимностью. На юбилейных вечерах и других встречах с ним студенты читали его стихотворения, задавали вопросы. И он всегда молодел лицом, уходил от студентов не только с букетами цветов, но и с зарядом новой творческой энергии.

Признание заслуг

Авторитет и признание заслуг Аскера Гадагатля были столь высоки, что международное сообщество кавказологов провело в Майкопе в июне 1992 г. свой очередной коллоквиум, посвященный нартскому эпосу, материалы которого опубликованы в 1994 г.

В 1997 г. Аскеру Магамудовичу была присуждена Государственная премия РА. Он был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1982 г.), «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея» и многих других почетных званий и наград. Признанием его научных заслуг стало и то, что он стал почетным гражданином Красногвардейского района Адыгеи и Лазаревского района г.Сочи, аулов Нешукай и Шенджий.

Это был очень мужественный ученый. Все невзгоды он переносил спокойно, как нам казалось. Я присутствовал на защите его докторской диссертации в Тбилиси в 1988 г. Защита проходила очень трудно. Шла борьба научных концепций. Ряд членов диссертационного совета не соглашались с выводами А.Гадагатля, поскольку находились в тисках абаевской нартовской концепции. В конечном счете, диссертацию «прокатили». Аскер не смирился с поражением. Он устраняет замечания и, не меняя самой концепции исследования, в 1991 г. успешно защищается в том же диссертационном совете в Тбилиси. Можно представить ликование «оппонентов», если бы Аскер защитился в другом диссертационном совете. Но он не мог поступить иначе. Таким настырным, если хотите, был наш выдающийся ученый.

Семитомник «Нарты», выпущенный почти полвека назад, давно стал библиографической редкостью. И в канун 95-й годовщины со дня рождения Аскера Гадагатля это бесценное богатство народа было переиздано в полном объеме.

Всю свою жизнь Аскер Гадагатль настойчиво продвигал свою главную мысль, идею: «Нарты» — величайший народный памятник адыгов». И те, кто стоял на его пути, противники этой главной концепции были, по моему глубокому убеждению, просто недоброжелателями. Они не хотели признать той очевидной истины, что многообразие культур народов украшает и возвышает нашу многонациональную Родину, имя которой — Россия.













































































Казбек Ачмиз, доктор исторических наук.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)