Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » Чиркасы-христиане поставляли рабов в Каир.

Чиркасы-христиане поставляли рабов в Каир.

Чиркасы-христиане поставляли рабов в Каир.
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
14:34, 05 февраль 2020
1 140
0
Краткая легенда о черкесах, помещенная им к востоку от «Меотского болота», по всей видимости, восходит к Интериано: «Ханская область, населенная чиркасами-христианами, которые в другое время поставляли рабов в Каир, к великому султану» («Напе regionim habitat Circassi Christiani qui alias venales Cayrum ad magnum Soldanum portabantur»). Вот две цитаты из Интериано на тему связи Черкесии с мамлюкским Египтом: «Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров ит. п.». «Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей [отличающихся] величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство
Чиркасы-христиане поставляли рабов в Каир.
Краткая легенда о черкесах, помещенная им к востоку от «Меотского болота», по всей видимости, восходит к Интериано: «Ханская область, населенная чиркасами-христианами, которые в другое время поставляли рабов в Каир, к великому султану» («Напе regionim habitat Circassi Christiani qui alias venales Cayrum ad magnum Soldanum portabantur»).

Вот две цитаты из Интериано на тему связи Черкесии с мамлюкским Египтом: «Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров ит. п.». «Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей [отличающихся] величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени».

Отличие от Интериано состоит в констатации зависимости черкесов от крымского хана. Дмитрий Герасимов, как дипломат, имел возможность опираться на посольские источники. В 1515 г. в Москве узнали о походе сыновей хана Менгли-Гирея против черкесов. В 1518 г. сын хана Мухаммад -Гирея Бахадур-Гирей писал в Москву о том, что война с черкесами носит ежегодный характер. В январе 1519 г. в Москву доставили грамоту от хана Мухаммад-Гирея, в которой сообщалось о крайне неутешительных результатах большого похода калги Баха-дур-Гирея в Черкесию. Тем не менее, несмотря на разгром крымского отряда, нашлась какая-то группа лиц, которая поспешила присягнуть Мухаммад-Ги-рею. В марте 1519 г. в грамоте великому князю хан сообщает: «из Черкас к нам послы приходили, да нам били челом, чтобы мы к ним послали, а они нам хотят дати подать; также где и недруг мой будет, и они на нашей службе со всею ратью хотят быти готовы. И яз к ним посла посылаю» [5]. Отметим, что хан направляет к черкесам не наместника, а посла. Как видим, речь не шла о прямом административном подчинении, но, скорее всего, о признании верховного сюзеренитета хана.

Таким образом, выражение «ханская область» на карте Джовио — Герасимова скорее всего, восходит к той посольской информации, которой располагал Герасимов.

Карта Джовио — Герасимова оказала длительное влияние на представления итальянских картографов о России и Кавказе. Генуэзец Баттиста Аньезе (ок. 1500 — 1564), трудившийся в Венеции, в 1553 г. составил рукописный атлас, включивший морскую карту с прямой ссылкой на Дмитрия: «Карта Московии, составленная по рассказу посла Димитрия» (Moscoviae tabula relatione Dimetrij legati descripta). На этой карте ближе к устью Дона отмечена CIRCASSIA, а на Западном Кавказе — MENGRELIA.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)