Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » С. Т. АТАЖАХОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ У АДЫГОВ

С. Т. АТАЖАХОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ У АДЫГОВ

С. Т. АТАЖАХОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ У АДЫГОВ
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
15:00, 06 март 2022
2 157
0
Золотошвейное искусство поистине одно из самых изящных ремесел человечества. Благодаря своей красоте и высокому художественному уровню оно на протяжении многих веков занимало значительное место в народном декоративном искусстве адыгов. Сведения о распространении этого вида ремесла мы находим в дневниках и записках русских и зару- бежных ученых и путешественников, посетивших Черкесию в период с X по XIX вв. По свидетельству арабского путешественника Масуди, черкесские женщины «носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом» [1, с. 28–29]. О качестве работы адыгейских мастериц Ф. Торнау писал: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют,
С. Т. АТАЖАХОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ У АДЫГОВ
Золотошвейное искусство поистине одно из самых изящных ремесел человечества. Благодаря своей красоте и высокому художественному уровню оно на протяжении многих веков занимало значительное место в народном декоративном искусстве адыгов. Сведения о распространении этого вида ремесла мы находим в дневниках и записках русских и зару-
бежных ученых и путешественников, посетивших Черкесию в период с X по XIX вв.
По свидетельству арабского путешественника Масуди, черкесские женщины «носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом» [1, с. 28–29].
О качестве работы адыгейских мастериц Ф. Торнау писал: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление» [2, с. 22].
Золотому шитью как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов посвящены отдельные монографии, написаны диссертации по искусству золотого шитья и орнамента, а также целый ряд научных изданий. Давно стали классическими труды
этнографов-адыговедов М. К. Азаматовой, Е. М. Шиллинга, Б. Х. Мальбахова, Л. И. Лаврова, А. С. Кишева, Т. Д. Равдоникас, Е. Н. Студенецкой, М. М. Иваноковой, Н. К. Теучежа,
М. Г. Куека и др.
Золотошвейный комплекс адыгов, включающий четыре вида техники, является одним из древних видов художественного и прикладного искусства. Технические приемы, использовавшиеся в старинной адыгской вышивке золотом, следующие: шитье «дышъэидагъ» (в прикреп), «шъыхьаридагъ» (шитье по настилу, которое в этнографической литературе называют гладью), шитье по веревочкам, вышивка канителью, вышивка изготовленным вручную шнуром (или плетение на пальцах тесьмой), ткачество на дощечках, плетение басонных изделий.
О том, что вышивка золотом и серебром является одним из древних видов художественного и прикладного искусства, говорят археологические памятники скифского периода. Так, в нартском эпосе прослеживается мастерство красавицы Сэтэнай в золотошвейном искусстве. «Поспорила она однажды с нартом – шорных дел мастером: «Кто из них за день изготовит изделие краше?». Сэтэнай сказала, что изготовит за день «сай», а юноша – седло. Целый день работа в руках мастеров спорилась. Солнце клонилось к закату, когда искусный шорник, закончив свою работу первым, сел в ожидании конца состязания. А Сэтэнай все еще вышивала. Отчаявшись, что до заката солнца не успеет завершить свою работу, она с мольбой обратилась к нему: «О солнце, остановилось бы ты на одно мгновение!». В те времена исполнялись все желания нартов, и поэтому, услышав просьбу Сэтэнай, солнце на миг остановилось. И это позволило Сэтэнай закончить свою работу. Увидев, как Сэтэнай встала и надела удивительный сай – «женское национальное платье адыгов», украшенное золотыми узорами невиданной красоты, солнце зашло. Признав свое поражение, молодой нарт сказал: «Ты достойна той славы, которая ходит о тебе, Сэтэнай! Никто не может сравниться с тобой в искусстве вышивания золотом!» [3, с. 108].
Характерной особенностью золотого шитья является доведенное до совершенства гармоничное сочетание элементов вышивки с басонными изделиями, создававшими неповторимый и изысканный стиль, отличавший адыгское шитье от других золотошвейных комплексов
Кавказа.
Искусству вышивки и плетения из золотых и серебряных нитей адыгские рукодельницы учились с раннего детства в течение многих лет. Мастерство совершенствовалось изо дня в день и достигало того высокого уровня, когда появляется легкость и свобода при создании той или иной вещи. Шитьем золотом и серебром занимались в основном девушки из зажиточных семей, но каждая адыгская рукодельница, вне зависимости от происхождения, создавала своими руками уникальную праздничную одежду для себя и подарки для своих родных и близких.
Элементы орнамента располагаются на большом поле ткани, не занятом другими элементами, что отличает адыгское золотое шитье от техники шитья других народов. Цветовое решение адыгского искусства вышивки восходит к древним временам, к эпохе формирования национального мировоззрения, когда человек поклонялся солнцу как Богу. Золотая и
серебряная нить покрывает темный бархат черного, темно-синего, зеленого, бордового цветов. Праздничный костюм отличался от будничного более светлым тоном и качеством ткани, редкой вышивкой. Так, исследователь Е. Н. Студенецкая отмечает, что темно-красный цвет носили представители только высших слоев общества. При этом женщинам зависимых сословий запрещалось носить платья того цвета, какой был у их княгини [4, с. 217].
Особое место вышивка занимала в украшении традиционной женской одежды. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы кафтанчика, нарукавники, донышко и околыш женской шапочки. При более подробном рассмотрении золотошвейного узора становится очевидным, что крест, ромб круг являются началом всех орнаментальных композиций. У адыгов роговидный завиток, выходящий из треугольника и дополненный растительными мотивами, вышивался на полах девичьего кафтанчика, имел свое логическое значение. Мотив треугольника представлен как женский знак, обозначающий чрево. Следует отметить, что у многих народов, в том числе и у адыгов, существовали единые пространственно-временные мировоззренческие концепции, где «три» – число частей вертикальной структуры космоса, мирового дерева и т.п., а «четыре» – число сторон света.
Мастерицы с большой осторожностью выбирали орнамент, так как в одеждах «золотое шитье» присутствовало не на повседневных вещах, а лишь на праздничных и поэтому требовалась тщательная подборка композиции со строгими, изящными, красивыми линиями.
Особый колорит женской одежде придавало умелое сочетание разнообразных видов техники золотого шитья и басонных изделий. Крупные золотые и серебряные узоры, выполненные в технике «дышъэидагъ» (в прикреп), создают богатую фактурную поверхность и
воспринимаются объемно. Адыгские золотошвеи владели всеми этими техниками вышивки и ткачества в совершенстве и успешно применяли их в своих вышитых работах. Одежда, вышитая золотым шитьем, была очень дорогой, и на изготовление ее затрачивались месяцы,
а то и годы кропотливого труда, поэтому носить ее могли только состоятельные женщины.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)