Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Лидер ашрафитской партии черкес Каитбай правил в Каире

Лидер ашрафитской партии черкес Каитбай правил в Каире

Лидер ашрафитской партии черкес Каитбай правил в Каире
История в лицах
admin
Фото: Адыги.RU
13:00, 26 июнь 2018
996
0
Аль-Ашраф Сайф-Ад-Дин Каит-Бай Кайтуко. В январе 1468 г. к власти в Каире приходит лидер ашрафитской партии черкес Каитбай, жестокий и дальновидный султан, правление которого сравнивают с правлением знаменитого Байбарса I. Пьетро Казола (1427 - 1507), католический каноник и знатный миланец, в 1494 г. совершил паломничество в Иерусалим. В своих воспоминаниях он оставил интересное сообщение о правителях Египта: «Настоящий султан (Каитбай) был захвачен на поле [битвы] вместе с Азбеком, которому он пожаловал наместничество Иерусалима. Они - черкесы, происходящие из страны рядом с владениями султана. Они оба оставили христианскую веру и были несколько раз проданы в своей юности. Когда они выросли, то стали кровными братьями и настолько искусными во владении оружием, что последний султан поставил их над всей своей армией. Когда он
Лидер ашрафитской партии черкес Каитбай правил в Каире
Аль-Ашраф Сайф-Ад-Дин Каит-Бай Кайтуко. В январе 1468 г. к власти в Каире приходит лидер ашрафитской партии черкес Каитбай, жестокий и дальновидный султан, правление которого сравнивают с правлением знаменитого Байбарса I.
Пьетро Казола (1427 - 1507), католический каноник и знатный миланец, в 1494 г. совершил паломничество в Иерусалим. В своих воспоминаниях он оставил интересное сообщение о правителях Египта:
«Настоящий султан (Каитбай) был захвачен на поле [битвы] вместе с Азбеком, которому он пожаловал наместничество Иерусалима. Они - черкесы, происходящие из страны рядом с владениями султана. Они оба оставили христианскую веру и были несколько раз проданы в своей юности. Когда они выросли, то стали кровными братьями и настолько искусными во владении оружием, что последний султан поставил их над всей своей армией. Когда он умер, эти двое кровных братьев стали хозяевами положения, потому что они поставили под своей контроль армию. И, когда они обсудили вместе - султан и Азбек - свое правление, султан сказал, что если Азбек поможет ему занять трон, то он будет наделен такой же властью, как и он сам. Эти слова еще не были договорены, как Азбек пошел и заставил всех мамлюков провозгласить друга султаном, а сам оставался командующим армией и получил наместничество Иерусалима. С течением времени Азбек продал этот пост другому за множество дукатов, но он все еще наместник (видимо, Египта, поскольку существовал пост наиб ас-салтана или вице-султана Египта. - Прим. С. Х.). Азбек очень дружил с братьями-миноритами и давал им большие милостыни. Когда бы они не направлялись в Каир и всякий раз, когда они приходили к нему с жалобами на притеснения со стороны муров (мавров, арабов. - Прим. С. Х.), он накладывал тяжелые наказания на муров и полностью обдирал тех злодеев.
Каитбай был доставлен в Египет в 1435 г. и куплен султаном Барсбаем. При султане Чакмаке он завершил свое обучение и получил освобождение. При султане Инале Кармоко он сначала получил звание эмира десяти, и затем дослужился до эмира сорока. При Хушкадаме он был произведен в эмиры сотни. При коротком правлении своего сослуживца Тимурбуги (5 декабря 1467 - 31 января 1468) Каитбай становится атабеком (главнокомандующим). 31 января 1468 г. он занимает трон и управляет Египтом и Сирией до своей смерти 8 августа 1496 г. На момент смерти ему было, по меньшей мере, 80 лет. Соответственно, Каитбай родился не позднее 1416 г. и на тот момент, когда он оказался в Египте, ему было 19 лет. Поэтому, слова Казола о захвате в поле или на поле могут быть понимаемы как захват во время сражения.
Когда Казола пишет о карьере Каитбая и его брата Азбека, то, очевидно, он имеет в виду период правления султана Хушкадама (1461 - 1467). Мы знаем, что Хушкадам был по происхождению румиец, что может говорить, как о его анатолийско-греческом, так и анатолийско-туркменском происхождении. Обстоятельства его восхождения на трон весьма показательны в плане иллюстрации уверенности черкесских эмиров, что трон обязательно должен занимать представитель их народа. Он был провозглашен как компромиссный кандидат по настоянию черкесского эмира ал-Муаййад Ахмада, уверенного в том, что, поскольку Хушкадам не черкес, то его можно будет, при удобном случае, легко сместить с трона.
Согласно У. Мьюру, обстоятельства прихода к власти Хушкадама таковы. 30-летний сын Инала Ахмад правил не более полугода. Сразу по вступлении на трон он категорично отверг притязания мамлюков своего отца, которые требовали увеличения и без того немалого жалованья. В результате партия ашрафитов, бывших мамлюков Барсбая, в которую входили и мамлюки Иналийя, объединилась с противной партией захиритов, бывших мамлюков Чакмака, с целью свержения Ахмада. Ашрафитов возглавил черкес Джаним - наместник Дамаска; захиритов - грек Хушкадам, который был управляющим султанским доменом. Ахмад, покинутый всеми, отказался от трона и был отправлен в Александрию, где некоторое время содержался под стражей, но затем был освобожден и прожил в этом городе долгую жизнь всеми уважаемого человека.
По договоренности между двумя эмирами на трон должен был взойти Джаним, но еще во время осады цитадели захиритский эмир Джанибек убедил ашрафитов, что в интересах дела необходимо быстрее провозгласить нового султана. А так как Джаним находился все еще в Дамаске, то султаном объявили Хушкадама, который обещал немедленно освободить трон по прибытии Джанима. Но Хушкадам, естественно, не выполнил своих обещаний, а, напротив, предпринял все возможное, чтобы удержать власть в своих руках. Джаним умер в изгнании в 1463г. Вскоре мамлюки Хушкадама убили Джанибека, которому он был обязан своим возвышением.
После этого ему уже некого было опасаться, но мнительный султан обрушил на страну целую волну убийств, пыток и публичных экзекуций. До последнего дня жизни он преследовал ашрафитских мамлюков, которые так ждали его смерти, что за день до нее с ликованием разносили «печальную» весть по всему Каиру.
Как пишет П. Хольт, на ассамблее магнатов уже до его кончины был избран преемник, атабек Йалбай, происходивший из дома ал-Муаййад Шайха. Вполне вероятно, что, как и основатель могущественного мамлюкского дома султан ал-Муаййад Шайх, Йалбай мог быть уроженцем Кремуха (Темиргой), знаменитого срединного княжества Черкесии. Он, тем не менее, не справился с мамлюкской междоусобицей и через два месяца уступил трон албанцу Тимурбуге, бывшему мамлюку султана Чакмака. Последний также через два месяца уступил место своему хушдашу черкесу Каитбаю, воцарившемуся на 28 лет. Эти два правления мамлюков нечеркесского происхождения - Хушкадама и Тимурбуги - свидетельствуют о том, что в состав мамлюкского войска входило большое число греков и албанцев.
Вероятно, каналы поставок рабов из Черноморья после захвата османами Константинополя (1453) и Каффы (1475) в значительной степени сузились. Мамлюкское правительство было вынуждено обратить внимание на рабов европейского происхождения. Так, Арнольд фон Харфф перечисляет в составе мамлюкского войска греков, албанцев, венгров и итальянцев, а из восточных рабов - только самих черкесов.
Доминиканский монах Феликс Фабри (Шмидт) наблюдал в Палестине в составе экспедиционного корпуса мамлюков, направленного из Каира в Анатолию для войны с туркменами, венгров, сицилийцев и каталонцев. Венгерские мамлюки пришли в лагерь паломников и интересовались, есть ли среди них венгры. Затем они даже выпили вина с паломниками. Эти дружественные контакты европейских пилигримов с мамлюками вызвали зримое неудовольствие их сарацинских (арабских) проводников. Последние даже заметили Фабри, что как порядочные христиане они не должны общаться с ренегатами, отказавшимися от своей прежней веры.
Как видим, представители европейских народов составляли внушительную часть мамлюкской армии. Можно предполагать, что это обстоятельство создавало дополнительное напряжение внутри правящего мамлюкского класса. Черкесские мамлюки сохраняли свое привилегированное положение, но доминировать над разношерстной массой мамлюкского воинства было очень непросто.
Арнольд фон Харфф отмечает черкесское (Schyrkassen) происхождение Каитбая, который фигурирует у него как Катуби (при разнящихся написаниях Cathubie и Katubee). Упоминается влиятельный эмир Кансав Хамсмийа в виде Kamsauwe Hasmansmea, в написании имени которого Харфф точно отобразил черкесское произношение имени Кансав (Кансау, Къаншъау). Имя Каитбай у Фабри передано также как у Харффа: Catube.
Упомянутый Пьетро Казола соратник Каитбая эмир Азбек, действительно, был наиболее влиятельным после султана сановником. Его не следует путать с другим влиятельным черкесским эмиром правления Каитбая - Йашбеком ал-Давадаром.
Последний был мамлюком Чакмака и также был хушдашем (товарищем по периоду обучения в военной школе) Каитбая. Он занимал пост давадара в начале его правления. Одним из важных направлений его деятельности был Верхний Египет, где периодически случались мятежи бедуинов. В августе 1469 г. Йашбек во главе отряда выступил в Верхний Египет. В марте 1470 г. он возвратился с добычей - золотом, конями, рабами, пшеницей и медом. Его возвращению сопутствовали рассказы, переданные Ибн Ийасом, о тех жестокостях, которые он учинил при подавлении мятежа: часть арабов была посажена на кол, с других содрали кожу, а иных закопали заживо. Тем не менее, восстания продолжались и в последующие годы. В 1481 г. султанский родственник Акбирди, занимавший пост давадара, был вынужден восстанавливать мамлюкскую власть в Верхнем Египте. В 1487 г. было разгромлено племя Ахамда: плененных женщин и детей отправили в Каир, где, в противность шариату, их распродали как черных рабов.
Если на южном направлении мамлюкам досаждали бедуины, то на северной границе перед ними существовал гораздо более опасный туркменский вызов.
При султане Хушкадаме, в 1465 г., мамлюки убили эмира Малика Арслан-бея ибн Сулеймана (1454 - 1465), правителя области Альбистан (Дулкадир), а на трон княжества усадили его брата Шах-Будага (1465 - 1467; 1472 - 1480). Контроль над Альбистаном был необходим Каиру для сдерживания экспансии османов в юго-восточной Анатолии. В 1467 г. братья Шах-Будага Шах-Сувар и Ала ад-Даула Бозкурт при поддержке османского султана Мехмеда II разбили Шах-Будага, который был вынужден бежать в Каир. Правителем всех земель династии Дулкадиров стал Шах-Сувар (1467 - 1472). Он за несколько лет разбил несколько армий мамлюков и захватил крепости Айас и Сис, c 1375 г. принадлежавшие мамлюкам. Отчасти, успехи Шах-Сувара были обеспечены неурядицами вокруг мамлюкского трона.
Вступивший на трон Каитбай оперативно снарядил значительный экспедиционный корпус, командование которым он поручил атабеку (баш ал-аскар, главнокомандующему) Йашбеку ал-Давадару. Выступление мамлюкской армии на север было продиктовано дополнительной серьезной угрозой со стороны правителя Ак-Койунлу Узун-Хасана (1453 - 1478). Последний в октябре 1470 г. приступил к подготовке вторжения в мамлюкскую Сирию с целью захвата Халеба и прилегающих к нему областей.
В конце июня 1471 г. Йашбек осадил Айнтаб и подверг его обстрелу из пяти орудий. После обрушения стен защитники капитулировали. Шах-Сувар вступил в переговоры, но отказался сдать крепости Даранду и Сис, после чего война продолжилась.
В сентябре один из военачальников Шах-Сувара перешел на сторону мамлюков и сдал им крепости Альбистан и Мараш. В октябре сдались три брата Шах-Сувара. В начале ноября мамлюки штурмом взяли Адану, а Сис был сдан его наибом без боя.
15 мая 1472 г. мамлюки захватили крепость Хырман, а вместе с ней имущество и казну Шах-Сувара. Затем, Йашбек осадил последний оплот противника - крепость Заманту. У Шах-Сувара почти не осталось войск и средств к продолжению борьбы.
Надо заметить, что османский султан Мехмед II не стал помогать Шах-Сувару и занял выжидательную позицию. После начала осады Заманту он открыто поддержал мамлюков и предложил Йашбеку зерно и продовольствие для его армии.
У династии Дулкаридов в XV в. были прочные связи с домом Османов. Так, принцесса из Дулкадира была матерью султана Мурада II (1421 - 1444). Дочь Сулейман-бея (1442 - 1454) стала третьей женой османского султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя. Поэтому, Шах-сувар, будучи шурином Мехмеда II, вполне мог надеяться на его поддержку. Айше-хатун, дочь долго правившего Ала ад-Даулы Бозкурта (1480 - 1515), стала женой Байазеда II и мачехой
Селима I.
1 июня 1472 г. Шах-Сувар обратился к Йашбеку с просьбой о пощаде (аман). Однако мамлюкский генерал не принял тех условий, на которых хотел обеспечить себе сдачу его противник. Штурм продолжился. 9 июня Шах-Сувар вышел из крепости и сдался. По приказу присутствовавшего при осаде султанского наместника в Сирии эмира Баркука его заковали в цепи.
З. М. Буниятов отмечает, что после пленения Шах-Сувара, все владения Дулкадаров были тут же переданы Шах-Будагу, принесшему присягу верности мамлюкскому султану. Присягу по шариату принял войсковой кадий Мухаммад ибн Махмуд ал-Халаби, автор обстоятельной истории этой войны.
24 августа 1472 г. Йашбек с триумфом возвратился в Каир.
Шах-Сувара и его трех братьев, по повелению Каитбая, насадили на крючья на воротах аз-Зувайла. Еще один брат Шах-Сувара, а также два близких родственника (племянники или двоюродные братья) должны были быть казнены на воротах ан-Наср, но за них заступились и они остались в живых.
Надо отметить, что мятежный Шах-Сувар пользовался поддержкой много более могущественного Узун-Хасана, туркменского завоевателя Ирана, Азербайджана, Ирака и Восточной Анатолии. Направляя действия своего союзника Шах-Сувара, Узун-Хасан пробовал на прочность державу мамлюков. Открытое выступление против мамлюков могло обернуться для Узун-Хасана значительными проблемами: например, в союз с мамлюками могли войти его главные враги - османские турки, а войну на два фронта, да еще против самых сильных мусульманских империй, скороспелая держава Узун-Хасана могла не выдержать.
Йашбек ал-Давадар пользовался репутацией благородного и щедрого рыцаря. Однажды, проезжая мимо старика, несшего на продажу корзину яиц, он купил у него 20 яиц по динару за штуку, что обеспечило достаток крестьянской семье на много месяцев. Этот эпизод потом получил широкое хождение в народе и в литературе, как образец мамлюкской аристократичности.
В 1474 г. Каитбай предпринял поездку в Сирию. «Она была совершена неожиданно, - пишет Ю. Крачковский, - и цели ее хранились в тайне даже от непосредственных участников. По-видимому, она ставила задачей инспекторский осмотр пограничных укреплений на случай продвижения турок из Малой Азии в Сирию».
В октябре 1477 г. Каитбай еще раз во главе 40 мамлюков и некоторого числа эмиров и сановников отправился в Сирию с инспекцией. Это обстоятельство, само по себе, являлось свидетельством стабильности, как его правления, так и ситуации в его обширных владениях. Во время его отсутствия в Каире наместником (вице-султаном) остался эмир Азбек Тутух. В 1479 г. Каитбай совершил паломничество в Мекку. В Каире его замещали два великих эмира его правления - Йашбек ал-Давадар и Азбек Тутух.
В декабре 1480 г. Йашбек во главе 500 султанских мамлюков отправился подавлять вассальных туркмен Дулкадира, но подвергся неожиданному нападению со стороны выступившего против него гарнизона Рухи (Эдессы), которая была во власти Якуба, сына умершего в 1478 г. правителя Ак-Койунлу Узун-Хасана. Мамлюки были разбиты, а их командир попал в плен и был обезглавлен.
В марте из Каира выступила большая армия во главе с Азбеком Тутухом. По мере ее приближения к Алеппо, боевой дух Якуба таял. Он поспешил принести свои извинения и возвратил пленников.
Первой войне мамлюков и османов предшествовала острая дипломатическая борьба, спровоцированная бегством Джема Султана, сына Мехмеда Фатиха, в Каир. Этот раунд внешнеполитической борьбы двух сильнейших мусульманских держав подробно изложен в книге Кэролайн Финкель «Мечта Османа. История Османской империи. 1300 - 1923». В нашем распоряжении, как оригинальное английское издание, так и русское издание 2010, к сожалению, содержащее достаточно существенные погрешности перевода. Так, в частности, по всему тексту вместо имени Каитбай (Qa'it Bay) проставлено Вахид-бей.
Отношения османов и мамлюков осложнились с самого начала правления султана Байазеда II (1481 - 1512), который наследовал своему отцу великому султану Мехмеду Фатиху - завоевателю Константинополя. Если Фатих был почти исключительно увлечен политикой и войной на Балканах, население которых увеличило военный потенциал молодой империи, то Байазед был вынужден втянуться в противостояние с мамлюками и туркменами в Анатолии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)