Духовные блага возвышают свободных и делают рабов еще ничтожнее
Культура
Эфкарт говорит: «Во всем мире есть только один народ, готовый мстить за каждое нечестие, причиняемое ему царями московитов, это— черкесы». Это горькие, но правдивые слова сведущего англичанина. Я не собираюсь говорить о тех несправедливостях, которые пришлось перенести нашим немецким собратьям на русско-польской границе, не говорю и о том, как сильно возмущены мы, немецкие люди, помнящие силу нашего общего отечества (разрядка моя - М. Д.), гордые своей военной славой! Я молчу: не хватало еще полдивать масла в огонь всеобщего возмущения. Я молчу, но уже и сам Альбион, лучше устроенный и по своим положеньям, и по конструкции, познал русские бесчинства. Когда будут даны ответы на вопросы, связанные с судьбой Европы? Отпадут ли друг от друга большие территории земли, населенные враждебными племенами народов, скованных друг с другом
Эфкарт говорит: «Во всем мире есть только один народ, готовый мстить за каждое нечестие, причиняемое ему царями московитов, это— черкесы».
Это горькие, но правдивые слова сведущего англичанина. Я не собираюсь говорить о тех несправедливостях, которые пришлось перенести нашим немецким собратьям на русско-польской границе, не говорю и о том, как сильно возмущены мы, немецкие люди, помнящие силу нашего общего отечества (разрядка моя - М. Д.), гордые своей военной славой! Я молчу: не хватало еще полдивать масла в огонь всеобщего возмущения.
Я молчу, но уже и сам Альбион, лучше устроенный и по своим положеньям, и по конструкции, познал русские бесчинства. Когда будут даны ответы на вопросы, связанные с судьбой Европы? Отпадут ли друг от друга большие территории земли, населенные враждебными племенами народов, скованных друг с другом тайной хитростью, изменой и неверностью? Это невозможно. Только если последующие русские цари будут равны нынешнему силой воли и действия, удержат они противонаправленное и употребят его для общего удара против Запада, жаждущего свободы, любящего и искусство, и науку. Тогда наступит утро битвы, назначенной решить: бич или дух будут править Европой? А если победит бич? Победа отомстит победителям. Побеждающие народы, которые находятся на низшей ступени образования, вбирают в себя культуру поверженных, но при переходе эта культура обращается в яд, отравляющий и тех, и других.
Духовные блага возвышают свободных и делают рабов еще ничтожнее. Поэтому давайте бодрствовать, чтобы враг не усилился вдвойне от своей собственной мощи и нашей сонливости. Поэтому, если уж необходимо сражаться, то надо разойтись, как можно раньше.
Между прочим, в связи с этими рассуждениями, племена кавказских народностей дают нам возвышающий пример. Пусть даже иные обычаи этого народа противны нашим обычаям и нравственным воззрениям, неподдельные добродетели детей природы уравновешивает то, что оскорбляет наше чувство, и пламенное стремление к свободе и отваге, презирающих смерть, делают честь этому народу.
Предлагаемые стихотворения имеет целью только познакомить читателя с духом, мироощущением (...) и отдельными обычаями этого народа, и дать общий образ, а не отдельный рисунок. Кто хочет быть больше осведомленным, найдет какие-то подробности в разговорниках, а еще более обстоятельнее - в трудах Ноймана («Россия и Черкесы»). Многими сообщениями мы, обязаны «Всеобщей Адибургской газете», журналу «Зарубежной литературы» и др. Известия о населении Кавказа, состоящем из нескольких сот народов и народностей, находятся в таком положении, что для нас еще многое там покрыто мраком.
Эти народы отчасти еще свободны, часто же более или менее, как кажется, покорились русским. В борьбе с захватчиками особенно отличаются черкесы, или, как они себя называют сами -«адыги» и чеченцы.
Первые живут на Черном море и на Севере Кубани и отделены от русских поселений, вторые живут на каспийских склонах Кавказа, к Северу, достигая берегов Северного Терека.
Карл ГАЙЛАРД г. Лейпциг, 1845 год.
Это горькие, но правдивые слова сведущего англичанина. Я не собираюсь говорить о тех несправедливостях, которые пришлось перенести нашим немецким собратьям на русско-польской границе, не говорю и о том, как сильно возмущены мы, немецкие люди, помнящие силу нашего общего отечества (разрядка моя - М. Д.), гордые своей военной славой! Я молчу: не хватало еще полдивать масла в огонь всеобщего возмущения.
Я молчу, но уже и сам Альбион, лучше устроенный и по своим положеньям, и по конструкции, познал русские бесчинства. Когда будут даны ответы на вопросы, связанные с судьбой Европы? Отпадут ли друг от друга большие территории земли, населенные враждебными племенами народов, скованных друг с другом тайной хитростью, изменой и неверностью? Это невозможно. Только если последующие русские цари будут равны нынешнему силой воли и действия, удержат они противонаправленное и употребят его для общего удара против Запада, жаждущего свободы, любящего и искусство, и науку. Тогда наступит утро битвы, назначенной решить: бич или дух будут править Европой? А если победит бич? Победа отомстит победителям. Побеждающие народы, которые находятся на низшей ступени образования, вбирают в себя культуру поверженных, но при переходе эта культура обращается в яд, отравляющий и тех, и других.
Духовные блага возвышают свободных и делают рабов еще ничтожнее. Поэтому давайте бодрствовать, чтобы враг не усилился вдвойне от своей собственной мощи и нашей сонливости. Поэтому, если уж необходимо сражаться, то надо разойтись, как можно раньше.
Между прочим, в связи с этими рассуждениями, племена кавказских народностей дают нам возвышающий пример. Пусть даже иные обычаи этого народа противны нашим обычаям и нравственным воззрениям, неподдельные добродетели детей природы уравновешивает то, что оскорбляет наше чувство, и пламенное стремление к свободе и отваге, презирающих смерть, делают честь этому народу.
Предлагаемые стихотворения имеет целью только познакомить читателя с духом, мироощущением (...) и отдельными обычаями этого народа, и дать общий образ, а не отдельный рисунок. Кто хочет быть больше осведомленным, найдет какие-то подробности в разговорниках, а еще более обстоятельнее - в трудах Ноймана («Россия и Черкесы»). Многими сообщениями мы, обязаны «Всеобщей Адибургской газете», журналу «Зарубежной литературы» и др. Известия о населении Кавказа, состоящем из нескольких сот народов и народностей, находятся в таком положении, что для нас еще многое там покрыто мраком.
Эти народы отчасти еще свободны, часто же более или менее, как кажется, покорились русским. В борьбе с захватчиками особенно отличаются черкесы, или, как они себя называют сами -«адыги» и чеченцы.
Первые живут на Черном море и на Севере Кубани и отделены от русских поселений, вторые живут на каспийских склонах Кавказа, к Северу, достигая берегов Северного Терека.
Карл ГАЙЛАРД г. Лейпциг, 1845 год.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?