Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » » КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ДЖИНЕ У ШАПСУГОВ

КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ДЖИНЕ У ШАПСУГОВ

КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ДЖИНЕ У ШАПСУГОВ
---
admin
Фото: Адыги.RU
06:34, 09 июнь 2018
993
0
Культ предков у адыгов является частью культа мёртвых. Отголосками последнего были поминки (на 7-й и на 40-й день и наконец, большие – через год), обычай, требовавший от вдовы в течении 40 дней посещать могилу мужа, всевозможные выражения траура. С почитанием предков связаны и моления на святых могилах. На похоронах у адыгов принято накрывать три стола с яствами для умерших предков, причём один стол должны накрывать родственники со стороны тёщи (свекрови). Считается, что ночью умершие явятся за угощением. Интересные и не отмеченные ранее этнографами сведения, связанные с культом предков, получены нами в ауле Тхагапш. По сообщению Чачух Тимура Аскеровича, если ночь застала тебя в пути (в лесу), то наиболее безопасным местом для ночлега будет старая могила (курган). По видимому, в данном случае и на умерших распространяется
КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ДЖИНЕ У ШАПСУГОВ
Культ предков у адыгов является частью культа мёртвых. Отголосками последнего были поминки (на 7-й и на 40-й день и наконец, большие – через год), обычай, требовавший от вдовы в течении 40 дней посещать могилу мужа, всевозможные выражения траура. С почитанием предков связаны и моления на святых могилах.
На похоронах у адыгов принято накрывать три стола с яствами для умерших предков, причём один стол должны накрывать родственники со стороны тёщи (свекрови). Считается, что ночью умершие явятся за угощением.

Интересные и не отмеченные ранее этнографами сведения, связанные с культом предков, получены нами в ауле Тхагапш. По сообщению Чачух Тимура Аскеровича, если ночь застала тебя в пути (в лесу), то наиболее безопасным местом для ночлега будет старая могила (курган). По видимому, в данном случае и на умерших распространяется хорошо известный обычай гостеприимства. И остановившись на ночлег на кургане путешественник оказывается под надёжной защитой «хозяина» — мертвеца. Таким образом ему не грозят ни злые ночные духи, ни дикие звери.

В ауле Тхагапш рассказывают такую историю связанную с этими воззрениями: Один человек, которого ночь застала в пути вынужден был заночевать на могиле в лесу. Ночью его разбудил «хозяин». – «Вставай, пойдём со мной». Поднявшись путешественник увидел, что и из других курганов выходят люди и идут по дороге вниз. Спустившись в аул все зашли в один дом и приступили к трапезе. Понимая, что ему потом никто не поверит, путник спрятал свой нож в амбаре рядом с домом. Утром проснувшись, он спустился в аул и с удивлением узнал дом в котором пировал ночью. Оказалось, что накануне умер хозяин дома. Рассказав свою историю путник в подтверждение своих слов, указал всем, где в амбаре лежит его нож.
Сверхъестественные духи у адыгов носят общее название джине. При этом добрых, помогающих человеку называют «белые джине», а злых «чёрные». Неподалеку от аула Калеж есть пещера «Джинеун» (русское название «Пещера ведьм»). По преданию днём джине обычно прячутся в расщелинах скал и пещерах, а ночью выходят и творят свои дела. По внешнему виду они ни чем не отличаются от людей, узнать их можно, только по вывернутым назад коленям. Мужчинам джине являются в виде женщин, а женщинам наоборот в виде мужчин. По свидетельствам информаторов, такие встречи иногда происходят и сейчас. Так один мужчина гнал скот из аула Лыготх в аул Тхагапш сидя на лошади. Внезапно из леса вышла и пошла рядом с ним молодая женщина. Он обращался к ней с вопросами, но она ничего не отвечала, а в районе Тигровой пещеры внезапно исчезла. В том же районе группа девочек видела мужчину, который внезапно спрыгнул прямо перед ними на дорогу с дерева. Молча постояв немного, мужчина прыгнул вниз по склону в густые колючки и исчез. Следует отметить, что оба случая произошли в районе Тигровой пещеры, которая видимо раньше, также считалась жилищем джине.

В долине реки Бекишей есть урочище «Джине джегу» — игрище джине. По сообщениям охотников из аулов Калеж и Хаджико, одинокие охотники часто сталкиваются там со свадебной процессией джине.

Джине могут даже завести семью и жить среди простых людей. Отличить такое семейство можно по тому, что в хозяйстве семьи, даже если хозяин лентяй и ничего не делает, всегда полный порядок. Ещё одной отличительной чертой джине–женщин являются светлые волосы и голубые глаза.

Ещё одну историю связанную с джине, проживающим среди людей, рассказывают в ауле Тхагапш. Однажды там стали происходить ночные нападения на коз, прямо в хлеву. Один хозяин решил выследить виновника. Ночью он увидел, что в хлев забрался мужчина, переодетый в женское платье. Схватив козу, он стал пить из её шеи кровь. Затем ушёл. Хозяин проследил его путь до самого дома, где мужчина переоделся в нормальную одежду. На момент сообщения «джине-вампира» уже не было в живых, но информатор не захотел выдавать его имени. Как видим и в данном случае есть противопоставление мужского и женского – переодевание вампира в женскую одежду.

Джине по представлению адыгов обучают знахарей их мастерству. У наиболее известных из знахарей есть даже особая книга «Джинэф тхылъ» — книга белых джинов3 .

В Ауле Тхагапш знаменитой знахаркой и провидицей была Чачух Гучехан, часто разговаривающая с джине. Именно она раньше проводила молебны около «мыжьакъэ» (каменная плита) – священная могила убитого молнией мальчика-подростка. Эта могила до сих пор является действующим святилищем аула Тхагапш.

Нагучица — адыгская Баба-Яга
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)