Как аланы воевали с монголами

Как аланы воевали с монголами
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:08, 27 январь 2020
2 782
0
Персидский историк Рашид ад-Дин сообщает следующее: «Когда они [монголы] пришли в область алан, а жители тамошние были многочисленны, то они [аланы] сообща с кипчаками сразились с войском монголов; никто из них не остался победителем» [СМИЗО, 1941, с. 32, 33; Рашид ад-Дин, 1952, с. 229; СМИЗО, 1884, с. 25]. После этого столкновения положение завоевателей было удручающим. Они были скованы силами союзников, которые в любой момент могли получить подкрепление. Монголам же неоткуда было ждать помощи [ИСО..., 1987, с. 124]. Тогда монголы дали знать кипчакам: «Мы и вы — один народ из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, [только] предоставьте их [алан] нам». Они прислали много добра кипчакам и ушли обратно, и
Как аланы воевали с монголами
Персидский историк Рашид ад-Дин сообщает следующее: «Когда они [монголы] пришли в область алан, а жители тамошние были многочисленны, то они [аланы] сообща с кипчаками сразились с войском монголов; никто из них не остался победителем» [СМИЗО, 1941, с. 32, 33; Рашид ад-Дин, 1952, с. 229; СМИЗО, 1884, с. 25].

После этого столкновения положение завоевателей было удручающим. Они были скованы силами союзников, которые в любой момент могли получить подкрепление. Монголам же неоткуда было ждать помощи [ИСО..., 1987, с. 124]. Тогда монголы дали знать кипчакам: «Мы и вы — один народ из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, [только] предоставьте их [алан] нам». Они прислали много добра кипчакам и ушли обратно, и монголы одержали победу над аланами, совершив все, что было в их силах по части убийства и грабежа...» [сМиЗО, 1884, с. 25; СМИЗО, 1941, с. 32, 33]. В.А. Кузнецов отмечает: «Подкуп кипчаков, игра монголов на чувстве этнического родства («мы и вы одного рода», где подчеркивается языковая близость монголов и тюрок) и на религиозных чувствах («Вера ваша не похожа на их веру») [СМИЗО, 1884, с. 25] сделали свое дело: кипчаки вероломно оставили своих союзников одних [Кузнецов В.А., 1992, с. 331]. По мнению Г.А. Федорова-Давыдова, монголы при разрушении алано-кипчакского союза использовали «...близость интересов в хозяйственной деятельности...» [Федоров-Давыдов Г.А., 1966, с. 228]. Мы же в этом известии видим, что в походе монгольское войско состояло из значительного числа представителей ранее покоренных тюркоязычных племен. Так, по сообщению современника событий Джузджани, войско Туши (Джучи) и Чагатая во время взятия Хорезма состояло из «тюрков-монголов», что, конечно, не было не замечено половцами во время битвы. В Лаврентьевской летописи, посвященной событиям 1223 г., отмечено: «...Зовут их татары, а иные глаголют таумены, а другие печенези» [ПСРЛ, 1927, с. 445, 446]. Наверняка именно тюркоязычные воины монгольского войска сыграли главную роль в подкупе половцев.

Разбив алан, монголы внезапно напали на половцев. Рашид ад-Дин, продолжая рассказ об этих событиях, пишет: «Кипчаки полагались на мирный договор, спокойно разошлись по своим областям. Монголы внезапно нагрянули на них, убивая всякого, кого находили, и отобрали вдвое больше того, что перед тем дали. Некоторые из кипчаков, оставшихся в живых, убежали в сторону русских, а монголы зазимовали в этой области, сплошь покрытой лугами»
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)