О ауле Панехес

О ауле Панехес
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
08:53, 06 февраль 2020
1 344
0
В декабре 1923 - январе 1924 гг. начинающий тогда, а позже видный советский этнограф Опанас Семёнович Бежкович (происходивший из кубанских казаков) в рамках своей этнографической экспедиции посетил ряд казачьих станиц, хуторов и адыгских аулов Закубанья и Адыгейской автономной области. Из адыгских аулов им были посещены аулы Панахес и Псейтук. В них он старался записать всё о жизни и быте адыгов в переломный момент 1920-х гг. после Гражданской войны и в период так называемой «новой экономической политики» советской власти. В сети нету его дневников, отсканировал ряд самых интересных отрывков о жизни и культуре адыгов указанных аулов в этот период времени.
В декабре 1923 - январе 1924 гг. начинающий тогда, а позже видный советский этнограф Опанас Семёнович Бежкович (происходивший из кубанских казаков) в рамках своей этнографической экспедиции посетил ряд казачьих станиц, хуторов и адыгских аулов Закубанья и Адыгейской автономной области. Из адыгских аулов им были посещены аулы Панахес и Псейтук. В них он старался записать всё о жизни и быте адыгов в переломный момент 1920-х гг. после Гражданской войны и в период так называемой «новой экономической политики» советской власти. В сети нету его дневников, отсканировал ряд самых интересных отрывков о жизни и культуре адыгов указанных аулов в этот период времени.

«В комнатах черкесов, по крайней мере, в тех, где я бывал, чище, чем в соседних хуторах, там неизбежные помои, а тут их нет. Мне говорят, что они грязны, я этого не наблюдаю. Или потому, что бываю в тех комнатах, где живут только мужчины - в кунацких. Те же, кто говорит, что черкесы грязны, а потому вонючи, впадают в ошибку, принимая слабый запах черкесов, свойственный каждой народности, за вонючий».

«Черкешенка держит в порядке саклю: она готовит пищу, доит коров, кормит птицу, шьет одежду себе, детям и мужу. Шьет чувяки, вяжет чулки для семьи и, если может, то прядет шерсть для сукна. Черкес делает остальное по хозяйству, ухаживает за лошадьми».

«Особенности черкесских песенников: все они, когда поют, закрывают глаза и поют протяжно, заунывно, чувствуется тоска и скорбь. Вся прошлая жизнь черкесов - это военные эпизоды и все они хранятся в памяти народа в песнях. Большинство этих песен военные, в которых перечитывают герои подвиги и то, как совершен и где этот подвиг. Когда поют, то один перечитывает подвиг, а остальные поют припевы».

«О черкесских детях.
По словам учительницы аула Панахес, ей черкесские дети нравятся до безумия своими способностями. Хорошо успевают дети в арифметике и даже русском языке. У нее учится 46 мальчиков и 2 девочки.
Раньше, до покорения Кавказа, у черкесов было до 7 жен, а теперь это редкое явление, только у двух человек есть по две жены, а больше ни у одного. Почитание старших раньше лучше соблюдалось, чем теперь. Раньше женщина на свадьбе не была, а лет 20-30 тому назад начала появляться».

«20 января 24 года, аул Панахес.
Сегодня был такой случай: у черкеса, женатого на русской, не магометанке, умер ребенок, и эфенди отказался хоронить его по магометанскому обряду, мотивируя это тем, что черкес живет с русской. В общем, это мера воздействия на черкесов, чтобы они не женились на русских. А в последнее время эти случаи все более и более учащаются. По этому поводу председатель поехал с двумя стариками к исполкому, чтобы тот воздействовал на эфенди. Я уехал, не дождавшись решения этого вопроса.
О другом случае влияния эфенди на жизнь черкесов мне рассказала русская учительница. Как-то она учила с учениками песню «Смело, товарищи, в ногу...» Дети учили довольно успешно. Но наутро пришли и на ее глазах бросили списанную песню в печку. И заявили, что эфенди сказал, мол, если дети будут эту песню учить, то пойдет такой сильный град с неба и большой, как человеческая голова, и побьет вас, детей. Эти слова сразу подействовали на детей, которым верят и сами старики. В общем, черкесское магометанство смелее выступает против коммунизма, чем русское христианство. Комсомольцам он также грозит тем, что не будет их отпевать и допускать к религиозным обрядам».

«Был случай, что один старик черкес увидел, что у другого черкеса нет рубашки, отдал ему свою. Эти поступки среди черкесов нередки».

«Живут черкесы большими семьями: два, три, пять братьев в одном дворе, нередко все старики с семьями, в среде которых есть взрослые и женатые сыновья. Имущество у них не разделено: все вместе. Жены и дети живут в одной комнате и не ссорятся. Сами братья имеют свои отдельные кунацкие, где они живут, едят, проводят время и принимают гостей. В женскую половину мужчины не заходят. Женщины делают чувяки, мужские и женские, туфли, ботинки и вяжут чулки, платки, кошелки, чеканки и корзинки плетут. Они же и портные.
Из мужчин можно встретить только кузнецов. Все же остальные ремесла не развиваются. Мужчина только хлебороб и скотовод. Мужчина обвиняет женщин-черкешенок в лени, но посторонний понаблюдает и скорее обвинит в этом мужчину. Но в степь женщина не едет».
«По быту, а, следовательно, и характеру, они народ военный, и с них были бы хорошие офицеры и солдаты. Военная жизнь как бы импонирует их народной психологии».

«О черкесском воспитании
Черкесы учили своих мальчиков стрельбе и верховой езде, а затем и землю пахать. Жизнь предъявляла три основных требования к черкесу, пускающемуся в жизнь: езда на лошади, умение воевать (стрелять) и кормиться (пахать и сеять хлеб). Стрелять учили так: делали из бузины подобие ствола, насыпали ту да порох и поджигали. Если после взрыва мальчик вздрагивал, то отец брал его за нос и за уши и проучивал. Черкесы говорят: «У нас первое дело - выучить сына ездить верхом стрелять и пахать, чтобы он мог кормиться». Девочек мужчины не учат».
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)