Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи
История
admin
Фото: Адыги.RU
00:40, 07 февраль 2020
5 409
0
Поговорим об убыхах - наименее известном, исчезнувшем, как народность, этносе черкесов. 1. Местонахождение и общие данные: С этим у убыхов все достаточно просто - на протяжении всей истории, до последних дней Кавказской войны убыхи жили на территории современного Сочинского района Краснодарского края. Примерно ее можно обозначить рекой Шахэ с запада, где убыхи смешивались с родственными им шапсугами, рекой Хоста с востока, где они перемешивались со столь же родствеными абазинскими племенами садзов (джигетов). На севере их ареал ограничивался отрогами Северного Кавказа и верховьями реки Мзымта, где они пересекались с абазинскими племенами аибга, ачипсоу и другими. Время от времени некоторая их часть переходила к абадзехам в верховья рек Белой и Пшиш для выпаса скота и придавала убыхской крови абадзехам. Исторически этот регион
Поговорим об убыхах - наименее известном, исчезнувшем, как народность, этносе черкесов. 1. Местонахождение и общие данные:
С этим у убыхов все достаточно просто - на протяжении всей истории, до последних дней Кавказской войны убыхи жили на территории современного Сочинского района Краснодарского края. Примерно ее можно обозначить рекой Шахэ с запада, где убыхи смешивались с родственными им шапсугами, рекой Хоста с востока, где они перемешивались со столь же родствеными абазинскими племенами садзов (джигетов). На севере их ареал ограничивался отрогами Северного Кавказа и верховьями реки Мзымта, где они пересекались с абазинскими племенами аибга, ачипсоу и другими. Время от времени некоторая их часть переходила к абадзехам в верховья рек Белой и Пшиш для выпаса скота и придавала убыхской крови абадзехам.
Исторически этот регион был крайне изолирован от остального Северного Кавказа по географическим причинам. Сложнопересеченная местность, болотистая и болезненная в устьях рек у моря, достаточно гористая и заросшая густым лесом - она не пропускала через себя мигрантов, за редкими исключениями. Миграции алан в 7-8 веке и татаро-монгольские нашествия 13 века обошли земли убыхов стороной.

По одной теории, лишь однажды, маленькая группа алан, гонимая татарским нашествием с севера, переместилась через горные перевалы на юг, где растворилась среди убыхов, дав имя одному из их племен Алань. Но этой версии еще предстоит быть доказанной, хотя бы генетическими исследованиями.
Все вышеперечисленное привело к консервации данного черкесского субэтноса в своем древнем виде, что дало ему неповторимые отличительные особенности в черкесском мире позднего исторического времени. Язык убыхов отличался от черкесских соседей и выделялся в отдельную ветвь, за ним признавалось свойство чистоты языка. Считалось, что убыхский представляет собой язык черкесов прошлого, что вполне может быть верным, учитывая особенность строения языков народов Кавказа.
Облик черкесов также подтверждался современниками, как отличительный, более европейский. Мужчины носили специальные пояса для поддержания стройной осанки - главного показателя мужской красоты убыхов.

Территориально убыхи делились на два основных вида - приморские и горные. Центральный аул приморских убыхов распологался на землях современного центра Сочи, в районе морского вокзала. Во времена Кавказской войны их главой был князь Аубла Али-Ахмет, он же Облагу.
Горные убыхи управлялись знаменитым родом князей Берзеков, их главой в Кавказскую войну был крайне активный и смелый князь Хаджи Берзек, а центральный аул их располагался севернее современного села Пластунка.

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Князь Хаджи Берзек Керантух (1804-1881 гг.) - последний князь убыхов, предводитель борьбы против России

2. Особенности внутреннего устройства жизни:
Административное устройство убыхов было крайне консервативным, первобытным. Во главе рода стоял князь или род князей, обладавших высшей властью. При этом все общественные вопросы решались на народных собраниях, где вождь участвовал со всеми на равных. В Убыхии эта система была настолько сильна,что народное мнение, на которое мог влиять вождь своим авторитетом,скрепляло обязанностью весь народ, не возникало сопротивления.
Это позволяло разделять убыхские общества по родам административным делением. Каждый род управлялся на своей территории. Племена были очень плотно взаимосвязаны,между ними не было конфликтов.
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Также помогал этому обычай аталычества - передачи на воспитание знатных детей в другое общество и даже другому племени, чтобы скрепить сильнее узы дружбы. Ребенок воспитывался в чужой семье до момента,когда он выучивался владеть оружием, после чего возвращался. Организованность убыхов позволяла делать успешные нападения на соседей, вплоть до набегов на Кубань через отроги Кавказа,через снежные перевалы.
Их армия была очень четко организована, как спецназ. Они делились на группы - снабжения,первого фланга,прикрытия. Это было необычно для соседних черкесов, которые сражались хаотично, массой.
У убыхов было развито пиратство. Они строили крепкие лодки на которых нападали на суда и грабили их. Доходило до того, что русские суда, патрулировавшие побережье возле Сочи, часто оказывались в блокаде и даже крупные суда вынуждены были спасаться бегством. Лодки убыхов были очень маневренные и грамотно производили абордаж.
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Все это привело к тому, что кроме животноводства и садоводства, которое было очень развито в Убыхии, у них больше всех развилась работорговля. Она была поставлена на поток, особенно с приходом Турции. Все рынки были забиты рабами. Население все больше предпочитало это занятие,как самое прибыльное.
Если у соседних черкесов этим занимались в основном аристократы, князья, то у убыхов даже простой люд не брезговал работорговлей.
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Вся территория Большого Сочи, вплоть до верхних горных ущелий была очень сильно разработана пшеничными полями, кукурузой, фруктовыми садами. Было развито виноделие - виноградники обсаживались вокруг деревьев. Сады и аулы располагались большей частью в средней и верхних (горных) частях рек. В прибрежной части они находились возле устьев рек, но не все, так как многие устья представляли собой малярийные и люди там не селились.
Территория Сочи вдоль современного Курортного проспекта составляла сплошной лес из вековых дубов. Этот лес являлся священным - в нем проходили собрания, молились, запрещено было заходить посторонним без разрешения старшин. У убыхов сформировалась интересная смесь из религий. Убыхи были приверженцами языческих верований до последних лет Кавказской войны, когда при мощной пропаганде и от разочарования, связанного с тем, что язычество не спасало от русских войск их землю, они стали переходить на сторону ислама, вырубали рощи и строили в них мечети. Больших масштабов эта деятельность не имела.
Удивляет смесь язычества с христианством, которое также было религией части убыхов до 16 века. Все это вылилось в смешанные обряды, когда в рощах висели железные кресты, как идолы. С приходом мусульманства муллы стали проводить встречи с верующими в этих священных рощах. Но полностью мусульманства придерживались только некоторые из аристократов, преимущественно с целью дружбы с турками.
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи


3. В годы Кавказской войны:
К концу 18 века убыхи считали свои земли неприступными и были уверены,что русские никогда не захватят их, хотя война уже была в разгаре. Турция подстрекала убыхов к нападениями, появились европейцы. В частности, англичанин Белл, который до конца Кавказской войны проживал в Сочи,проводил пропаганду среди убыхов против России и обучал убыхов современным методам войны.


Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Джеймс Станислав Белл (1797 - 1858 гг.), британский разведчик в Черкессии


Ситуация изменилась после взятия Россией Абхазии в свое подданство и началась российская пропаганда. России удалось переманить к себе джигетов, было образовано Джигетское приставство в долине реки Мзымта. Дальнейшая история развивалась по драматическому сценарию.
Российские войска продвигались с севера. Засс начал строить Лабинскую линию, продвигаться вглубь Абадзехии. Убыхи помогали абадзехам делать нападения на линии, но держались отдельно, считая свою землю неприступной.

Россия приняла решение о постройке Черноморской береговой линии в 1830-х годах. В период ее развития главой линии был генерал Раевский. Он разработал план по освоению побережья,поскольку простое курсирование кораблей вдоль берега не позволяло пресечь торговлю с Турцией. Турция активно снабжала оружием черкесов и вела пропаганду - присылала религиозных проповедников,которые поднимали против России народ.
В 1837 году убыхи внезапно застали русский десант в устье Мзымты, который успел основать там мощное укрепление Святого Духа. Форт оказался неприступным и ни разу не был взят черкесами в течение всей Кавказской войны. Это заставило убыхов мобилизоваться и начать противодействие высадкам. Генерал Раевский с генералом Вельяминовым приняли решение о постройке фортов вдоль основных устьев рек, там, где были наиболее активные точки торговли с Турцией черкесов. Поскольку разведка произведена не была, точность местности и количество горцев были неизвестны, выставили к обсуждению две идеи - выслать большой отряд войск, который пройдет по побережью с целью разведки,либо использовать шпиона.


Субэтносы черкесов - убыхи Сочи
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи


Генерал Торнау и карта его путешествий


Это помогло войскам в дальнейшем. На основании данных от лояльных черкесов, русские войска высадились в Сочи,где под упорным огнем пртивника успели закрепиться и построить Навагинское укрепление,ставшее началом города Сочи.

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи
Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Форт Александрия (позже Навагинский) (Сочи)


Русские также основали укрепления в Убыхии в устье реки Шахэ, на границе с шапсугами. Здесь находились самые священные рощи обоих народов и они не собирались их так просто сдавать. Сопротивление было очень мощным. Тысячи горцев молились в рощах на фоне русских кораблей и давали клятву умереть за родную землю. Высадка привела к кровавому бою, хотя в Сочи русские потеряли при высадке больше. Памятник сочинскому десанту с братской могилой рядовых и офицеров русских войск до сих пор стоит на Курортном проспекте. Высадка в устье Шахэ была более кровавой со стороны черкесов, памятник там тоже имеется. Русские в итоге высадились и вырубили рощу, закрепились в устье реки, но удерживали укрепление с большим трудом.

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Форт Головинский (Головинка)

В разгар Кавказской войны убыхи очень обозлились и постоянно держали в осаде укрепления, не давали гарнизону даже нормально спать. Служба в укреплениях была осложнена тем, что подвоз продовольствия производился раз в полгода, так как путь по суше был невозможен. Кругом были леса,болота, скалы и опасные черкесы. Навагинское укрепление постоянно подвергалось обстрелу, так как находилось напротив горы (нынче Батарейка),использовавшейся черкесами для обстрела укрепления. В том числе из пушек. Попытки быстро отбить их ни к чему не приводили. Черкесы,как только видели,что отряд направляется в их сторону, тут же прятали пушки в лес или уносили их.

Гарнизоны вымирали от лихорадки. В то время в русских войсках сражалось много декабристов. Их ссылали на Кавказ в качестве ссылки с высоким уровнем смертности. Даже из Сибири переводили на Кавказ. Их намеренно понижали в должности до солдата и посылали в передовые отряды. В Адлере во время десанта в устье Мзымты погиб писатель Бестужев-Марлинский, который интересно описывал события Кавказской войны и жизнь русских войск. Та же ситуация с Одоевским, описанным Лермонтовым, погибшим при десанте на берег в современном Лазаревском. Секундант Пушкина участвовал в десантных операциях, но он все пережил. Генералов, которые старались облегчить их участь, снимали с должностей.
Постройка крепостей осложнила убыхам жизнь. Началось активная кампания со стороны рода Берзеков, бывшего непримиримым к русским. Действия их были направлены на то, чтобы ограничить сношения с русскими.

В 1840 году, скованные укреплениями в ущельях черкесы, под влиянием засушливого года, начали голодать, а перекрытая торговля с Турцией не позволяла приобрести продукты в то время, как на севере шли активные военные действия у абадзехов. Эта ситуация привела к массовым выступлениям и нападениям на укрепления. У убыхов эти действия были слабыми, их район проживания был еще не тронут войной. Форты Навагинский и Святого Духа практически не попадали в осаду и жили спокойно,в то время как соседние форты - Лазаревский и Вельяминовский (Туапсе) были уничтожены горцами и восстановлены только через год.
Тем временем убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии.
В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими,а колеблющихся наказывать силой.
В 1841 году джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются. У абадзехов появляются наибы от Шамиля,которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии. Но у убыхов они терпят провал.

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Магомед Амин (1818-1901 гг.), мусульманский наиб Шамиля в Черкессии

Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. С переменным успехом вялые военные действия происходили в течение 1840-х годов,пока не закончилась война на восточном кавказском фронте. Магомед Амин,как и другие наибы и имамы вынужден был либо сдаться русским, либо уплыть в Турцию. Амин сдался русским и просил прошения уехать в Турцию, откуда продолжал свою деятельность до конца войны.
В определенный момент сопротивление ослабло и горцы начали сомневаться,стоит ли продолжать борьбу. Среди убыхов такие сомнения бродили среди приморских племен. Князь Ахмет-Хан понимал,что находится на передовой и в случае наступления русских с берега он пострадает более всех. Поэтому он колебался между обороной и переходом на сторону русских. Он даже пытался сдаться, но свои черкесы пленили его и отпустили с наказом более не повторять этого. Ему пришлось забрать свою клятву русским и продолжить борьбу против них. Очень часто убыхскую аристократию Россия подкупала привилегиями - офицерскими званиями. Однако, когда пропаганда против России срабатывала, убыхи поднимались против русских и офицеров принуждали отказываться от подарков и званий.

Несколько менялась в этот промежуток времени ситуация толкьо 1854 году, когда началась активная фаза Крымской войны. Россия ушла с Черноморского побережья и взорвала свои прибрежные укрепления. За время этой войны черкесы убедились, что русские от них отстали и расслабились. Горцы стали меньше реагировать на пропаганду наибов, она имела для них меньшее значение, чем раньше. Именно в это время на Амина обиделись многие племена, произошли разрушения мечетей,его авторитет упал и так было до 1856-57 годов. К моменту окончания Крымской войны черкесы вернулись к тому укладу жизни на побережье, какой был у них до постройки Черноморской береговой линии. Вернулись прибрежные аулы у разрушенных укреплений, снова начались набеги на соседей.
В те годы царское правительство приняло план военного разрешения черкесского вопроса. Процесс замирения черкесов посчитали проваленным. Крымская война показала, что сохранение черкесов на своей территории при постройке укреплений приведет к блокировке последних,в случае повторения войны с Турцией или европейцами. Автором проекта выселения черкесов являлся наказной атаман (в современной России аналог губернатора) Евдокимов. Он предложил разделить черкесов по основным дорогам,идущим от Кубани к морю и выселить либо на берега Кубани,либо в Турцию. В это же время освободившиеся русские войска с чеченского и крымского фронтов были собраны на Кубани и пошли по трем направлениям от реки к Черному морю, выдавливая несогласное местное население впереди себя. Их гнали к морю с целью посадки на турецкие корабли.

Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Граф Евдокимов Николай Иванович (1804—1873 гг.), русский генерал

Князья Берзеки у убыхов вновь начали объединительную деятельность среди черкесов. В этот раз на более высоком уровне при помощи англичан,которые активно высаживались в Черкессии. В Турции был сформирован отряд наемников со всего света,который высадился недалеко от современного Туапсе, где собирался воевать с русскими. При первой же стычке он был разбит и отряд разбежался. Черкесы хотели их перерезать, не считали их даже мужчинами. Им было очень сложно возвращаться в Турцию, так как черкесы считали их лишними на кораблях.
Объединительная деятельность привела к тому, что в 1860 году у убыхов появился свой первый парламент. Это был мусульманский представительный орган,собрание черкесских народов побережья. Был построен комплекс зданий в устье реки Сочи. В нем была принята декларация независимости Черкессии под руководством англичан. Она рассылалась в европейские города и в Турцию с просьбой о помощи в борьбе с Россией. До этого черкесы обращались в Санкт-Петербург с просьбой об остановке военных действий, некоторые готовы были сдаться,чтобы их оставили на родной земле. К тому времени в России было принято решение о выселении черкесов, и им отказывали в просьбах. Со стороны Англии и Франции черкесам в помощи также отказали, геополитика была не в их пользу. Турция в очередной раз пообещала прислать войска, но это было очередное нечестное обещание, которых до того было множество и убыхи им не верили. Начались объединительные действия в попытке собрать черкесов в единое государство. Однако, времени было мало и условия были неудачными для этого.

4. Последствия Кавказской войны:
В 1861 году император Александр Второй встретился с представителями черкесов, где подтвердил ультиматум о выселении и дал им срок на это до 1862-1864 годов. Они отказались и война продолжилась. В итоге за один год все население северных склонов Западного Кавказа было выселено, русские войска подошли вплотную высотам Кавказа. Абадзехи были практически полностью выселены,всего 10 000 человек согласились переселиться на Кубань. Остальные с войсками беженцами пошла на юг в Туапсе. Беженцы усложнили жизнь убыхов, на их территориях образовывались лагеря беженцев, постоянно ожидавших турецких перевозчиков. Стало не хватать домов,продовольствия.

Через год, в 1862 году русские войска вышли к морю, захватив земли черкесов, за исключением Убыхии. Шапсугам и убыхам вновь даны были сроки на выселение, очень сжатые. Как впоследствии признавались современники - местные русские чиновники слишком яро исполняли приказ, в Санкт-Петербурге это очень поздно осознали. Жесткие меры и короткие сроки не позволяли принять верное решение тем черкесам, которые колебались перед выбором уплыть или остаться. Им не давали времени на размышление и они уплывали в Турцию, вместо пополнения рядов подданных России. В эти годы произошли последние сражения Кавказской войны в районе Туапсе и в устье реки Шахэ. Шапсуги стали массово выселяться и русские войска подошли к Убыхии. В это время Хаджи Берзек был очень стар, успел сходить во второй хадж в Мекку,что считалось у черкесов очень почетным. После возврата на родину он не смог управлять страной из-за старости. В Убыхии был разлад и в критический момент войны главным князем стал племянник Хаджи - Хаджи Догомуко Берзек Керантух. Когда русские войска подошли к Головинскому форту на реке Шахэ, он уехал в Абхазию советоваться с Михаилом Ширваншидзе,владетелем Абхазии и подданным России. Тем временем народное движение в Убыхии привело к собранию самых молодых убыхов, горячих голов, принявшим решение самостоятельно выступить против русских войск и дать им сражение. Оно произошло в районе современного села Волконка, на территории средневековой крепости Годлик, в которой партию убыхов разбили в пух и прах. Это привело к тому, что разбитые отряды разбрелись по Убыхии и негативно повлияли на дух народа. Убыхская знать больше не могла удерживать людей от сдачи русским властям.


Субэтносы черкесов - убыхи Сочи

Руины крепости Годлик (14-15 вв.). Место последней битвы убыхов с русскими войсками

Тем не менее, князья не хотели переходить под власть России, к тому же в связи с тем, что в России было отменено крепостное право, а у каждого из них были многочисленные крепостные. Они предпочли с народом и крепостными выселиться в Турцию. Самые хитрые из шапсугов и убыхов успели выселиться заранее, за несколько лет до прихода русских войск. Соглашение с Турцией было давно и она обещала обширные земли переселенцам. Они и получили эти земли. А те,кто до последнего сражался и выселялся в конце войны - попали в массовую волну переселения, не организованную и приведшую к трагедии.
К 1864 году, когда русские войска вступили в Убыхию, сопротивления не было, народный дух упал. Последнее собрание убыхов решило полностью выселиться всем народом в Турцию,что и произошло буквально за три недели. 150 000 человек из всего Большого Сочи в спешном порядке выселились в Турцию. В России не ожидали такого массового исхода, предполагали небольшие волнения, что часть перейдет к Кубани. Лодки набивались по самый борт, любые волнения на море топили их. В штиль умирали от жажды и воды. Больных выкидывали в море. Турция тоже оказалась не готова к таким массам переселенцев, которые при перевозке массово болели. Их держали в закрытых лагерях на берегу, где черкесы умирали от голода и лихорадок, пока турки определяли, куда их направить.

Позже их расселили в Османской империи, на Ближнем Востоке, в самых болотистых и пустынных местах. Многие хотели вернуться,но Россия не разрешала обратный въезд. После расселения, почти половина из убыхов погибла, а оставшиеся в живых были рассеяны по Османской империи. Их насильно заставляли принимать турецкую культуру и язык, забирали в армию, где использовали для сдерживания сербов на балканском фронте. К концу 20-го века,убыхи,как народность, исчезли. Последний человек, знавший убыхский язык - Тевфик Эсенч, умер в конце 20-го века. Говорил он на смешанном языке. По сей день исследователи пытаются восстановить язык и культуру убыхов, что пока полноценно не получается, хотя потомки убыхов проживают в Турции и частично поддерживают убыхский быт жизни с полной потерей языка.

Территория же Убыхии оставалась пустынной в течение десятилетия. Позже сюда пытались расселить казаков,которые не могли прижиться в субтропическом горном климате. Позже сюда стали переселять из Турции армян и греков, а позже десятки других народов со всей территории Российской империи. По настоящее время территория Сочи не так заселена, как во времена убыхов. Севернее села Пластунка сплошные места и туристические тропы, в отличие от времен убыхов. Так этот народ в борьбе потерял свой облик и разошелся по миру.

Источник: http://dagliese581g.livejournal.com/80959.html
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)