Уббых (Убыхи)

Уббых (Убыхи)
История
admin
Фото: Адыги.RU
10:49, 05 февраль 2020
3 561
0
Уббых (Убыхи)- народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апэху или просто пэху. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (около 50 тыс. чел).
Уббых (Убыхи)- народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апэху или просто пэху. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (около 50 тыс. чел).



Уббых (Убыхи)

Тевфик Эсенч (тур. Tevfik Esenç; 1904, село Хаджи-Осман, Османская империя — 7 октября 1992) — последний носитель убыхского языка. Был информантом Жоржа Дюмезиля, Г. Г. Фогта и М. А. Кумахова по убыхскому языку. Художественный прототип главного героя романа Баграта Шинкубы «Последний из ушедших».
Принадлежал к роду Зэйшъуэ, представители которого в современной Кабардино-Балкарии пишутся как Заифовы.

Воспитывался в селении Хаджи-Осман в Турции своим дедушкой Ибрагимом, который родился в Убыхии и прекрасно знал не только свой родной язык, но и в деталях помнил историю выселения убыхов в Османскую империю. До перехода на гражданскую службу в Стамбул Эсенч был главой администрации родного селения. В Стамбуле у него появилась возможность совместно работать с французским лингвистом Ж. Дюмезилем. Обладая прекрасной памятью и ясностью мышления, Эсенч поведал учёным многое не только о языке, но и о мифологии, культуре и обычаях убыхов. Также свободно владел хакучинским (см. хакучи) диалектом адыгского (черкесского), турецким.

Надпись на могильной плите Эсенча: «Здесь лежит Тевфик Эсенч, последний человек, знавший язык убыхов».

Ж. Дюмезиль свою итоговую работу по убыхскому языку «Le verbe oubykh» (1975) написал в соавторстве с Тевфиком Эсенчем.


В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.



Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
Убыхи делились на
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше, между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане, между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).
Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех.
Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью
Уббых (Убыхи)


Хаджи Догомуко Керендуко Берзек (1804—1881) — последний князь убыхов (1846—1864), один из предводителей освободительной борьбы причерноморских убыхов и черкесов против Российской империи.
Род Берзеков — влиятельнейшее убыхское семейство на Северном Кавказе XIX века. В 1830-х годах род составлял более 400 семейств, проживавших в долинах рек Сочи, Дагомыса, Шахе. Образовывали клан с шапсугским родом Шупако. Враждовали с абхазским родом князей Аублаа, владевших прибрежными землями в долине реки Сочи. Вероятно, ветвью рода является абадзехская фамилия Берзеч (адыг. Бэрзэдж). Также вероятно, что ныне проживающие в Абхазии носители фамилии Берзениа (Барзаниа) относятся также к этому роду. Родился в 1804 году в Черкесии, в убыхской аристократической семье Берзек. Сын Хатажука Берзека и племянник Хаджи Исмаила Берзека. В 1839 году Догомуко Керендуко Берзек совершил паломничество (хадж) в Мекку. В 1841 году возглавлял ополчение убыхов во время похода на Абхазию. В этом же году он нанес сокрушительное поражение отряду генерала Анрепа, которое стало одним из наиболее кровопролитных поражений царских войск за весь период Кавказской войны.
В 1846 году после смерти своего дяди Хаджи Исмаила, встал во главе рода Берзе́ков и всех убыхов[1].

18 марта 1864 года после поражения горцев на реке Годлик князь Хаджи Догомуко Керендуко Берзек вместе с убыхским народом покинул родину (Черкесию) и эмигрировал в Османскую империю. После прибытия в Стамбул Хаджи Берзек был принят самим османским султаном Абдул-Азизом (1861—1876). Султан предложил Хаджи Берзеку, чтобы он вместе со своим семейством проживал в Стамбуле. Однако Берзек, поблагодарив монарха за внимание к его персоне, вежливо отказался от предложения султана и выбрал местом жительства округ Маньяс, где поселился в селе Еникёй, в окружении других убыхских поселений.

В 1877-1878 годах Хаджи Догомуко Берзек, командуя 5-тысячным конным отрядов убыхов, участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

В 1881 году Хаджи Догомуко Берзек скончался в преклонном возрасте. Похоронен на родовом кладбище в селе Еникёй. У него было четыре сына, двое из которых погибли в боях с русскими во время Кавказской войны. Остальные два — Ислам-бей и Тевфик-бей — вместе с отцом переселились в Османскую империю.


Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши(Субешх), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча)

Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.
Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.

Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе(Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :
— Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе;
— Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше. Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу р. Сочи, близ устья.
Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.
Селения:
— самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш.
— у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря.
— третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта)
— четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

Высшим феодальным сословием у убыхов являются князья, за ними же следуют дворяне.
Убыхские князья состояли в близкородственных отношениях и с абхазскими и с адыгскими аристократами, либо в родстве через аталычество.
У убыхов, более, чем у их соседей абхазо-абазинских и адыгских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.
Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Так, у горных убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. У убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш).
Ландманнам удалось составить генеалогические таблицы[1], из которых извествно :
род Аджук Берзека начался с Севебуха, от кого пошли Хатагул, от которого пошли Хазеч, Херотко и Кокас.
— В третьем поколении — Хачимаф, Пшигуз, Тух и Хатух.
род Бабук-Берзека восходит к Бабуку, от кого пошли Пшимаф-и-дсук (адыг — маленький Пшимаф) и Тамыш.
— От Пшимафацука пошли Хатат, Зевик, Пшизач, Хаджиомер.
— От Хатата сын Гирей, от кого произошли Пшутук и Агур.
— От Зевика — Шекозеч (Шекозетш) и Шакир.
— От Пшитака (сына Тамыша) — Гумзаг и Карох.
Как видим, для поколения убыхов, живших на Кавказе, наиболее характерны адыгские имена, среди которых следует выделить княжеские имена с основой пши-(пщы «князь»).

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.
Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.
Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.
Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)