Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » «Скалистый берег» белое пятно истории Крыма

«Скалистый берег» белое пятно истории Крыма

«Скалистый берег» белое пятно истории Крыма
История
admin
Фото: Адыги.RU
11:06, 09 февраль 2020
2 861
0
«Слава героя была заманчивее для адыга всех мирских благ. Черкесов-адыгов в истории прославили два качества: воинственность и благородство» Каламбий
«Скалистый берег» белое пятно истории Крыма
«Слава героя была заманчивее для адыга всех мирских благ.
Черкесов-адыгов в истории прославили два качества:
воинственность и благородство»
Каламбий



Казалось бы, в истории Крымского полуострова уже нет и не может быть белых пятен, особенно касательно Средневекового периода, однако это совсем не так. Таким белым пятном является народ черкесов, обойдённый учёными и краеведами в своих работах. Представители этого древнего народа с Северного Кавказа населяли Крым на протяжении около 1000 лет, активно влияя на его историю, но всё время, оставаясь в тени «титульных наций» - византийцев, генуэзцев и крымских татар. Даже само название полуострова – «Крым» адыгское и переводится – «скалистый берег». После того, как в 2011 году в каньоне Черкес-кермен прошёл этнический фестиваль - «Черкесское застолье», где танцевали артисты из Адыгеи и Кабарды, по телевидению была передача «Севастопольская волна» с подробным рассказом о черкесах в Крыму, а в 2013 году представители черкесского народа из разных регионов Северного Кавказа впервые в истории совершили в Крым автопробег по историческим местам, - крымчане и гости курортов открыли для себя этот народ по-новому…



зихская митрополия

В VII-VIII вв. на Северном Кавказе активно развивается Хазарский каганат, беря под свой контроль все торговые пути между двумя морями, по рекам Дон и Волга, а также равнинную часть Таврики, как тогда называли Крымский полуостров. В то время будущие черкесы состояли из конфедерации трёх народов – касоги, зихи и саниги или сугды. Касоги занимали всё Закубанье, зихи всё черноморское побережье Ближнего Кавказа, а саниги (адыги смешанные с сармато-аланами) занимали всю нынешнюю Кубань. Под натиском хазар большое количество санигов-сугдов вынуждено было перейти в Таврику и поселиться от Боспора, который они называли Керчь – «оторванный ломоть», и по юго-восточному берегу вплоть до Алустона, а также в предгорьях между реками Кача и Альма. На всех этих землях саниги-сугды, будучи аланоязычны, вошли в мирное соседство с пришедшими на четыре века раньше – русами-аланами, говорившими на том же языке. Из-за языка всех их называли - «малыми аланами», а византийцы – «тавроскифами»…

Согласно византийским хроникам, в 750 г. на землях Хазарии существовала – Доросская митрополия, включавшая в себя 7 епархий и митрополичий центр в Матреге (ныне ст. Тамань). Параллельно ей на Ближнем Кавказе и в Таврике вплоть до Х в. существовала – Зихская митрополия с центром в Никопсисе (ныне р. Нечепсухо под Туапсе), которой подчинялись – Боспорская, Сугдейская и Херсонская епархии на Полуострове. Чуть позднее из под церковной юрисдикции Зихской митрополии, в которой митрополичьим центром стала Матрега, выходят епархии Таврики, которых из-за постоянного притока христианского населения становится пять – Херсонская со статусом митрополии, которой подчиняются Готфская, Фуллы и Харасия, Сугдейская и Боспорская. В XI в. из земель разбитого Руського каганата продолжается приток аланоговорящего населения в Таврику, и Византийская церковь административно выделяет – Аланский катепанат с епархией Алания и Хрикери, просуществовавший до XIV в. Религиозным центром становится монастырь Успения Богородицы у греческого селения Мариуполь, а светским – пещерный город Кырк-Ор (ныне Чуфут-кале). Аланский катепанат стал агентом влияния Византии на территории русо-аланского Княжества Кырк-Ор до самого вторжения Золотой Орды…




игра престолов

1204 год. Крестоносцы в результате 4-го Крестового похода захватывают Константинополь. Византийская империя пала. На её территории возникает сразу несколько государств – Латинская империя крестоносцев, пол века грабившая захваченные земли, Эпирский деспотат (княжество) на Балканах, Никейская империя, куда бежали из столицы византийские императоры, и Трапезундская империя, ставшая самостоятельным государством под властью династии Комнинов. Между последними двумя осколками Византии вскоре разгорелась нешуточная борьба за фему (провинцию) Херсон и Климаты, находившуюся в Таврике…

Наряду с императорским грузино-византийским родом Комнинов, поставленным на Трапезундский престол царицей Картли и Кахетии – Тамарой, и объявившим себя независимым от константинопольских императоров, в горной провинции Халдия в её столице Атрании был не менее знатный армяно-византийский род – Гаврасы, также имевший императорскую кровь и право на трон. У Гаврасов был даже свой святой патрон – Феодор Гаврас Стратилат, живший в конце XI в. и бывший главнокомандующим войсками всей провинции Трапезунд. Согласно «Житию», он проиграл битву туркам-сельджукам, отказался перейти на их сторону и был зверски замучен. Его потомок – Григорий Гаврас, женившись на Марии Комниной, укрепил династические связи и права на престол Трапезунда. Сын Григория – Константин по официальным сведениям якобы был уличён в сепаратизме против своего сюзерена и выслан в Таврику. В это же время - в 1214 г. в Никею с неким делом к императору явился посол из провинции Херсон и Климаты. С этого момента начинается детективная история…

Ряд адыгских авторов XIX в. - Хан-Гирей Султанов, Шора Ногмов и другие приводят интересную легенду о происхождения кабардинцев, согласно которой кабардинцы - это якобы один из этносов Хазарского каганата, живший какое-то время в Таврике, но впоследствии вышедший оттуда и после миграций осевший на северо-западном Кавказе. В виде предания приводится и происхождение кабардинской правящей династии Иналидов. Согласно ей, некогда из Иракской Месопотамии в Египте появились правители Черкес и Бекес, они вступили в войну с турецким султаном Исгаком (?) и погибли. Их родственники Туманпай и Араб-хан продолжили войну в Сирии, но также проиграли. Араб-хан укрылся в Византии и был её императором направлен в Таврику на северную границу, на реку Кабарта. В ходе политических интриг его сын - Абдан-хан вынужден был поселиться среди адыгов на Западном Кавказе, где уже его сын Кес стал правителем (Пшир-Кесшь – «княжество Кеса»). Далее были его потомки – Адо и Хурофатлай, а после них Инал Нэху («Светлый»), ставший родоначальником всех верховных князей Черкесии…

Опираясь на черкесские предания и византийские хроники можно восстановить приблизительный ход событий. Учитывая противостояние двух империй – Никейской и Трапезунской в вопросе касательно наследования Таврики, логично будет предположить, что Трапезунд, будучи ещё в составе Византии, как регион, долгое время являвшийся метрополией провинции Херсон и Климаты, в теперь уже сложившейся ситуации понимая намерения Никеи, - немедля отправил в Таврику своего представителя в качестве дуки-губернатора с войском и широкими полномочиями, - это был Константин Гаврас. После этого из провинции Херсон и Климаты в Никею прибывает посол, чтобы доложить законному византийскому императору Феодору I Ласкарису, до раскола Византийской империи - главному сюзерену Таврики, о том, что произошло. И вот здесь в Никее как нельзя, кстати, для императора, каким-то образом появляются черкесы, о чём говорит предание…

Задача черкесского отряда высадиться в Таврике и взять над ней управление от имени никейского императора – главного законного сюзерена этой провинции. Для придания легитимности и большей сохранности никейский император передаёт черкесам самую главную святыню, - Чашу Апостольского Причастия, чудесным образом обретённую ещё 3 (16) июля 628 г. в церкви Феодора Тирона в Иерусалиме, и хранившуюся до этого в церкви Фаросской Божьей Матрии, - личном императорском храме во дворце в Константинополе. Но черкесский отряд опоздал, - в Таврике уже были Гаврасы со своим войском. По-видимому, дальше они как-то договорились, и часть черкесского отряда, передав Гаврвсам Чашу, переходит к ним на службу, образуют воинский Орден Святого Георгия, - Её хранителей, и остаются охранять границу. Их предводитель, по преданию, - Араб-Хан умирает в Таврике, а его сын Абдан-Хан, понимая, что правителем Таврики ему уже не быть, с другой частью черкесского отряда уходит на Кавказ, - чтобы править там. А в Таврике возникает полунезависимое византийское княжество-деспотат Феодоро, правителями которого становятся Гаврасы…




ордынский улус

Активный приток черкесов в Крым начался в XIV в., и шёл, поначалу на восточную часть Полуострова, - в одной из хроник говорится о феодальном владении на Керченском полуострове в генуэзском городе Воспоро (ныне Керчь) в 1330-х гг. неких черкесских князей-пши - Верзахта и Миллена. К 1333 г. относится письмо Папы Римского Иоанна XXII к князю Верзахту, который был обращен в католичество падре Франческо ди Камерино. С 1379 г. по 1386 г. Жанкасиус Зих или Черкес-бек (Зиха-бей) занимал пост золотоордынского наместника в столице Улуса, - в городе Кърым (ныне Старый Крым). Значительное число черкесов проживало и в генуэзских городах Капитанства Готия и, в первую очередь, в Каффе, администрация которой заключала с адыгскими князьями конвенции о найме воинов. Учитывая воинское мастерство черкесов, их с удовольствием брали в личную охрану генуэзские негоцианты и ордынские беи, а черкешенок и те, и другие брали в жёны. Со временем в Каффе сформировался черкесский квартал, а в горах недалеко от Карасубазара – аул Баксан (ныне с. Межгорье), входивший в генуэзское консульство Солдайя…

В это время на территории Крымского Юрта видимо уже проживало какое-то адыгское население, из которого также набирались мамлюки для султанов Египта. Одним из таких был будущий султан – черкес Баркук. Наиболее значительно черкесская диаспора того периода была представлена именно в Египетском Султанате. Султан Калаун, черкес по происхождению, правил Египтом в 1280-1290 гг. Его личная гвардия состояла из адыгов. Он закупил у золотоордынцев 12 тыс. невольников-адыгов, доведя численность своей гвардии до 15 тыс. мамлюков. В 1382 году к власти в Египте пришла черкесская династия, правившая до 1517 г. За 135 лет в Султанате значительно выросло и адыгское население, - современники нередко называли Египет «черкесским». Есть версия, что первый султан-мамлюк – Захир Бейбарс тоже был черкесом, именно он в конце XIII в. отправил в родной город Кърым деньги на строительство первой мечети на Полуострове, названной его именем. В округе столицы Ордынского Улуса возникают аулы - Ашага-Баксан, Орта-Баксан и Юхары-Баксан…

Посредничеством в переправке солдат через Крым в армию Египетского Мамлюкского Султаната занималась республика Генуя, имевшая от Византии с 1261 г. право беспошлинной монопольной торговли на Чёрном море за помощь в отвоевании Константинополя от латинян. В 1262 г. египетский султан Захир Байбарс I заключил договор с византийским императором Михаилом VIII Палеологом, согласно которому мамлюки получили свободный доступ в Чёрное мope. В 1281 г. это соглашение было подтверждено султаном Египта - Калауном. B Каффе было учреждено специальное бюро султанских агентов по закупке у генуэзцев рабов и вербовке наемников - Tuggar al-khass. И если Византия не была в состоянии противиться генуэзско-мамлюкскому альянсу, то подобные попытки предпринимались со стороны римских пап и кипрских королей, но были тщетными…
«Скалистый берег» белое пятно истории Крыма




деспотат феодоро

Приблизительно в это же время на Северо-Западном Кавказе существовало черкесское православное княжество (пшир) Кремух, которое управлялось чмгуйской (темиргоевской) династией – Болотоко и, помимо земель этой народности включало в себя территории хатукайцев и егерухайцев – до современного Майкопа. В эпоху расцвета деспотата (княжества) Феодоро в средневековой Таврике князья-пши Кремуха заключили с ним военно-политический и династический союз, после чего князья Гаврасы стали привлекать на службу черкесских аристократов с дружинами. В битве при Синих Водах в 1363 г. против литовского (беларусского) князя Ольгерда с крымской стороны сражались «ханы Крымский, Манкопский и Киркельский». Первый и третий «ханы» - это ордынские правители Кърыма и Кырк-Ора, а вторым «ханом» был правитель Феодоро – дука (губернатор) Деметрий Гаврас, который своего конного войска не имел, - его конницу составляли черкесы. Границы Феодоро с севера на юг были от цитадели Шиварин на р. Бельбек до Южного берега с его клисурами (горными укреплениями), а с запада на восток – от цитадели Каламита (ныне Инкерман) и почти до земель генуэзского консульства Солдайя (ныне Судак). Столицей стал город Феодоро (ныне Мангуп)…

Когда правителем Феодоро стал сын Стефана Гавраса, ушедшего в 1403 г. с младшим сыном Григорием в Московию, а после в монастырь, - деспот (князь) Алексей I Старший (1403-1444), начался расцвет горного деспотата. Для усиления политического веса он заключил династические союзы с византийскими правителями, - в 1426 г. дочь Марию выдал замуж за деспота независимого Трапезунда – Давида Комнина, чьим гербом был красный орёл на золотом поле, а в 1429 г. сына Иоанна, известного по хроникам как Олубей, женил на византийской принцессе – Марии Палеологине-Асанне, чьим гербом был белый двуглавый орёл на красном поле. По-сути, это означало политическую независимость Феодоро, гербом которого стал двуглавец, а титулом его правителя – ауфент, то есть государь (отсюда турецкое – «эфенди»). Однако геральдическим символом на знамёнах, также как и главной святыней деспотата Феодоро оставалась – Чаша, она же «Золотая Колыбель» крымских легенд. Её хранители – Орден Святого Георгия, слившийся с византийским Константиновским Орденом, существовавшим ещё с 313 г., находились в бывшей резиденции Гаврасов – в пещерном городе Кут (ныне Эски-кермен)…

В середине XV в. результатом династического и военно-политического союза правителей Феодоро с князем Кремуха сыном Керти-бея - Биберди Хатуко (бий Берди), в крещении Георгием Пиуперти, - чью сестру Анну-черкешенку выдали замуж за Мануила Гавраса, старшего сына Иоанна-Олубея (1444-1458), стало привлечение черкесских аристократов с дружинами для охраны замков и крепостей, принадлежавших ауфентам Феодоро на правах держателей наделов земли – тимариотов и прониаров, несущих государственную службу. Крепость Кыз-куле с окрестными селениями была передана чемгуйским князьям из рода Болотоко, что обусловило высокий статус адыгов в Феодоро. Черкесские уорки-дворяне из народности чемгуй (темиргоевцы) поселились в каньоне, известном сегодня под названием – Черкес-Кермен. Возвышающаяся над каньоном башня Кыз-куле была цитаделью их феодального удела, - в ней учёный М. Я. Чореф обнаружил черкесские родовые тамги представителей чемгуйцев и других черкесских племен и родов - Шумнук (бжедуги), Соншок (бесленеевцы), Жаноковы (жанэ), Етаухъ (кабардинцы), Джанаби (абазины).

Черкесы славились как бесстрашные воины, кроме того, с русо-аланами и греками Таврики их роднила православная вера. Правители Феодоро, в свою очередь, могли жаловать черкесским аристократам замки с подчиненными им селами. По населенным пунктам, где найдены предметы адыгской материальной культуры, видно, что всё это приграничные укрепления деспотата Феодоро. Вполне закономерно, что здесь – в самых опасных местах, где можно было ожидать вторжения неприятеля, размещались черкесские гарнизоны. Исключение составляет столица Феодоро, здесь на Мангупском плато адыгские воины могли составлять гарнизон столицы и гвардию правителя Феодоро, а их командиры входить в военно-политическую элиту княжества. Под Мангупом, по-видимому, жили черкесы из народности жанэ, от них долина получила название – Джанэ-дере. Похоже, что вторая часть названия – «Ман-коп» (одно из названий Мангупа наряду с Ман-кермен), также черкесская, - «куапэ», по-адыгски – «устье долины»…

Кстати, стоит упомянуть, что каньон Черкес-кермен, в котором до недавнего времени располагалось село Крепкое, сегодня известен своим пещерным Храмом Донаторов (греч. «благотворители») с уникальными фресками XIII в., на которых изображена Священная Чаша с Младенцем – сюжет Поклонение Жертве, поэтому его называют ещё – «Храм Грааля». Собственно здесь и была проведена вторая Литургия Грааля со Священной чашей, доставленной из Никеи черкесским отрядом. Это был изначальный фамильный монастырь-задушбина Гаврасов, поэтому освящён был в честь их патрона – Святого Феодора Гавраса Стратилата. По-видимому, с тех пор изображение Чаши встречается и на черкесских мамлюкских гербах…

Она была на гербе и у предпоследнего мамлюкского султана Египта, черкеса – Кансо ибн Бибер аль Гаури аль Ашраф, о возможном родстве которого с Георгием Биберди и Гаврасами говорит его имя. Этот султан погиб в 1516 г. в битве с османами защищая Алеппо в Сирии. Вместе с ним этот город защищал и отряд православного Константиновского Ордена Святого Георгия, ушедший из Таврики в Египет к мамлюкам, после падения деспотата Феодоро в 1475 г. Магистром Ордена был остзейский рыцарь – Иоанн дер Лауниц, женатый на Марии Гаврас, дочери ауфента Феодоро – Исаака, защищавший одноимённую столицу деспотата под руководством его племянника – последнего правителя Феодоро, князя Александра, сына Мануила. С тех пор и по сей день Лауницы являются единственными легитимными магистрами Ордена Святого Георгия…

Когда под ударами османов в 1453 г. пал Константинополь, а в 1461 г. пал Трапезунд, правители Феодоро приняли титул автократоров, то есть – самодержцев, став, по сути, единственными законными императорами Византии, свернувшейся до размеров небольшого горного княжества в Таврике. После смерти Мануила (1458-1465), престол Феодоро по старшинству занял его брат – Исаак (1465-1475), который вторую свою дочь Елену в 1474 г. засватал за Ивана Молодого, сына Великого Московского князя – Иоанна III. Создавая антитурецкую коалицию, за два года до сватовства, в 1472 г., Исаак отправил своего племянника Александра, сына Мануила, сопровождать его сестру и свою племянницу – Марию в Молдову, где та вышла замуж за господаря этого княжества, - Стефана III Великого. Она известна как – Мария-«черкешенка» (по матери)…

Когда в 1475 г. турки осадили столицу Феодоро, Александр вернулся из Молдовы с 300 воинами-валахами, стал правителем и принялся защищать свой город. Его дядя Исаак к тому времени погиб, и был церковью причислен к лику святых как праведный воин-мученик. Наряду с остзейским рыцарем, черкесской аристократией, был ещё один православный защитник, - Иоанн Хозюк Головин-Ховрин (Гаврас), троюродный дядя Александра, прибывший из Москвы в Таврику погостить по пути в Святую Землю, он пал смертью храбрых. Город Феодоро также храбро защищал против турок и своих соплеменников и действующий правитель Крымского ханства со своей личной гвардией – Менгли-Герай, побратим Мануила Гавраса, воспитанного в аталычестве в Бахчисарае. После 6-месячной тяжёлой осады город Феодоро пал в декабре 1475 года...

Но вернёмся в более ранние времена. Главная северная граница деспотата Феодоро проходила по реке, само название которой говорит о долгом присутствии черкесов, это Кабарта – так называлось среднее течение реки Бельбек. Черкесы народности кабардинцев расселились по этой реке вдоль северной границы деспотата. Такое же название – Кабарта носил и аул на этой реке находившийся неподалёку от современного с. Танковое. Неподалёку был ещё один аул – Таш-Баксан (ныне с. Малое садовое) с ущельем Зеюко (адыг. «кизиловое ущелье») и с господствующей над рекой цитаделью Шиварин (ныне Сюйреньская крепость), где был черкесский пограничный гарнизон. Выше по течению, над селом Фоти-Сала (ныне с. Голубинка), название которого по-адыгски означает – «селение, дающее мёд», располагалось укрепление Пампук-кая. В ходе его раскопок был обнаружен необычный для Таврики комплекс керамических сосудов и глиняный штамп с солярным знаком. Ближайшие аналогии подобного рода изделиям археологи находят на территории Северного Кавказа. Предметы материальной культуры и захоронения, схожие с кавказскими были обнаружены также в Сюйреньской крепости, Алустоне, Фуне, Кучук-Ламбате, Чембало и на Мангупе…

Благодаря смешанным династическим бракам среди феодоритской аристократии возникало прозвище «черкес» или «черкешенка», которое могло даваться не только представителям непосредственно адыгских родов, но также аристократам других национальностей, породнившихся с черкесами, как показывает пример Марии Мангупской, - дочери Мануила Гавраса, которая именовала себя Палеологиней-Асанной и генуэзского аристократа Захарии де Гвизольфи, чьей матерью тоже была черкешенка. Эта путаница отразилась в некоторых хрониках, что дало повод историкам из Адыгеи отнести правившую княжеством Феодоро с 1403 г. по 1475 г. княжескую династию - к черкесам, хотя это явное заблуждение…


капитанство готия

Когда Генуя согласно договору с Византией 1261 г. получила для беспошлинной монопольной торговли Черное море, в Таврике к тому времени хозяйничала Венеция. Вначале венецианцев изгнали из Каффы, - в 1266 г. и она стала главным консульством, после, в 1357 г. из Чембало (ныне Балаклава), а после и из Солдайи (ныне Судак). Особое значение Зихии (Черкесии) в системе международных отношений на Черном море того времени было обусловлено тем, что Зихия являлась одним из основных поставщиков зерна в Византийскую империю начиная с 1071 г., когда в результате поражения у Манцикерта в Армении Константинополь лишился всех основных сельскохозяйственных районов Анатолии, которые были заняты турками-сельджуками…

С этого же периода ввоз зерна из Зихии стал жизненно необходимым для византийских городов Южного Причерноморья. Трапезундская империя вместе с расположенными на ее землях генуэзскими поселениями была отрезана сельджукскими, а после османскими эмиратами от своей традиционной аграрной периферии в Армении. Особенно интенсивный характер торговля зерном приобрела в Каффе, которая являлась как бы перевалочной базой и главным складом, где концентрировались грузы из зихских портов. Единственное обстоятельство, регулярно омрачавшее стратегическое партнерство Черкесии и Генуи – это морской разбой, учинявшийся представителями никому не подчинявшихся вольных обществ береговой Черкесии - «Альба Зихия» (район Сочи)…

Вместе с негоциантами в Чёрное море проникли и католические миссионеры. Проповедь католицизма, по всей видимости, здесь имела значительные успехи. В середине XIV в. черкесы уже имели одного католического архиепископа с резиденцией в Матреге и еще две епископские кафедры. Францисканец Иоанн или Жан де Зихи, первый католический архиепископ, появившийся в Черкесии ещё в 1349 г., был по своему происхождению черкесским аристократом. В сан архиепископа Черкесии он был посвящен 21 февраля 1349 г. в Авиньоне папой Клементом VI…

В это же время от Феодоро отошёл весь южный берег Таврики вместе с приморскими крепостями. Вся эта генуэзская торговая макрофактория получила название – Капитанство Готия, за него с феодоритами началась вялотекущая война, продлившаяся почти век. К середине XV в. часть Капитанства Готии, - побережье между Алустоном (ныне Алушта), где уже на тот момент жили черкесы, и Партенитами у Медведь-горы – входившее в округ Кинсанус, и ставшее во времена правления князя Алексея I Старшего под двойным протекторатом Феодоро и Генуи, управлялось от имени Гаврасов черкесским князем также из рода Болотоко – неким Кейхиби (адыг. «куайхы-бий» – «правитель приморского селения»), чьей ставкой могло быть приморское селение – Горзувиты (ныне Гурзуф). По-видимому, он был кузеном Георгия Биберди, носил ту же фамилию, и соответственно был кузеном жены феодоритского князя Мануила Гавраса – Анны-черкешенки, потому и получил в управление целый южнобережный округ. Единственная территория – Ялита была личным доменом византийских императоров, а её церковь непосредственно подчинялась Константинопольскому патриарху…

Восточнее генуэзского Алустона находился другой прибрежный феодоритский округ – Элис (всего в Феодоро было 11 округов), простиравшийся от крепости Алустон и до селения Элис (ныне с. Приветное). От имени Гаврасов там управлял - Дер ди Берди (так в генуэзской хронике, где «ди» - итальянский патронимический предлог, то есть – «сын Берди», а Дер – это адыгское имя, от которого происходит современная фамилия – Дерев). Он был сыном Бердибека (Берди-бек), убитого ещё в 1460 г. по приказу хана Хаджи-Девлет-Герая, и племянником Кейхиби. Дер имел стычки с генуэзскими братьями-бандитами Гуаско, владетелями замка Тассили (ныне с. Морское) за захват ими селения Эллис, одного из десяти селений на востоке его округа. Этот молодой черкесский князь дружил с Александром Гаврасом, когда тот ещё был княжичем и управлял восточным форпостом Феодоро – цитаделью Фуна, стоявшей в горах недалеко от Алустона (под нынешней горой Демирджи), они были сверстниками…

Поморье было спорной территорией между Феодоро и Генуей, поэтому необходима была третья уравновешивающая сила, которой стали черкесы, имевшие давние связи на берегах Кавказа с Республикой Святого Георгия. Взаимоотношения между черкесами и генуэзцами характеризует и то обстоятельство, что даже в Каффе, не говоря уже о генуэзских приморских поселениях в Черкесии, единственное регулярное военное подразделение – оргузии комплектовалось из черкесских наемников, они образовывали городскую конную полицию. Важнейшим городским торговым центром в Западной Черкесии - сеньорией Матрега с 1446 г. на правах черкесского князя управлял представитель знатного генуэзского ро¬да - Захария де Гизольфи. Его мать – Бика-канон (канон – «воспитанница») была дочерью владетеля Матреги – Берозока (возможно убыха клана Берзек). Сюзерены Гвизольфи и родственники по материнской линии – Кадибелд и Костомох после восстания местного адыгского населения в 1457 г. изгнали его из Матреги, но спустя некоторое время разрешил ему вернуться. В 1462 г. Захария в своей резиденции даже встречался с послами Влада Дракулы Цепеша…

Семейство Гвизольфи играло важную роль в Северном Причерноморье. Один из его представителей - Манфредо в 1429 г. был консулом Чембало. Другой Гвизольфи -Калочеро в 1467 г. стал консулом Каффы. После османского вторжения в 1475 г. или повторного похода в Черкесию в 1479 г. Захария де Гвизольфи попробовал вернуться на родину – в Геную. Но молдавский господарь Стефан III Великий захватил его и заключил в замок, после чего дал возможность вернуться обратно на Тамань, где борьба против турок-османов еще не закончилась. Захария де Гвизольфи и Андреоло Гуаско стали главными фигурами заговора против османского владычества в Северном Причерноморье, к которому предложили присоединиться и правителю Крымского ханства…

Как следует из написанного в декабре 1481 г. на греческом языке письма Менгли-Герая генуэзцам, хан вполне благожелательно воспринял идею совместного антитурецкого выступления. Для этого предприимчивый сеньор Матреги хотел задействовать сына последнего князя Феодоро - Харлампия Гавраса, который воспитывался в Кремухе у черкесов. Но в 1483-1484 гг. османы подавили последнее сопротивление на Тамани, а Харлампий перебрался в Московию под Псков, в Спасо-Елизаров монастырь, где стал автором эсхатологической идеи – «Москва – Третий Рим» и просиял в лике святых…

Этническое взаимодей¬ствие Генуи и Черкесии было столь плотным, что привело к образованию смешанной черкесо-итальянской общности, представители которой го-ворили на адыгском языке и являлись католиками. Этих ферендж-черкесов дипломат де Асколи застал в османской крепости Кефе еще в 1630-х гг. За все 209 лет генуэзско-черкесских взаимоотношений не произошло ни единого вооруженного конфликта, инициаторами которого были бы князья Черкесии, консулы Кафы или власти Генуи. Подобное «миролюбие» было продиктовано огромной заинтересованностью обеих сторон в торговле…

Черкесские князья в силу своей ментальности гнушались ремеслом коммерсанта, хотя многие адыгские владетели приморских городов даже держали свои капиталы в банках Генуи. Для генуэзцев это занятие было делом, которое кормило всю Республику Святого Георгия, они органично заполнили ту социальную нишу Черкесии, которую всегда и до них, и после них заполняли иностранцы - евреи, греки, армяне. Крушение Каффы в 1475 г. не означало немедленного и полного прекращения генуэзского присутствия на Черном море. Многие из генуэзцев нашли пристанище в Черкесии. Среди тех, кто оставил Каффу и перебрался в кавказские горы, был и Джорджио Интериано, проживший среди черкесов около четверти века и написавший о них книгу…




крымское ханство

Во время турецкого завоевания Таврики, многие черкесские воины погибли, обороняя горные крепости и замки. Часть оставшихся в живых могла уйти на Кавказ, но далеко не все. Новая активная клановая миграция черкесов в Крым стала происходить во времена вассального туркам Крымского ханства, - черкесы целыми кланами стали переселяться с Кавказа и переходить к ханам на службу. Одним из черкесских поселений того времени в Крыму были аулы – Тиберти (совр. с. Тургеневка) и Сююрю-Таш (совр. с. Белокаменка) под Бахчисараем, куда частично переселились с Южного берега генуэзцы, женатые на черкешенках. Ханы также женились на черкесских княжнах, и кланы адыгских князей переезжали в Крым ко двору, вливаясь в местную знать. Пост османского наместника Крыма в крепости Кефе долгое время занимал жанеевский аристократ - дефтердар Касим-паша Черкес. Кстати, есть мнение, что название танца черкесских аристократов – кафа, происходит от названия этого крымского города, чинное схождение и расхождение шеренг с юношами и девушками, якобы напоминает морской прибой…

Хан Менгли-Герай решил использовать дипломатические таланты оставшихся в Крыму генуэзцев и привлечь их на свою службу. Выходцы из Капитанства Готии владели латынью и хорошо знали европейские политические дела. Крымский хан стремился использовать их в качестве дипломатов, поэтому и переселил генуэзцев в Сююрю-Таш. Здесь они пользовались правами самоуправления, получив ярлык и высокий статус сипахов Крымского хана. Они имели свободу вероисповедания, и в Сююрю-Таше был построен католический храм Святого Иоанна. Захария Гвизольфи стал первым Сююрташ-беем и тайно возглавил антитурецкий блок. В 1602 г. эта генуэзская колония переселилась в Фоти-Салу, где даже проповедовал Орден Иезуитов. Известно, что к этому моменту крымские генуэзцы были почти полностью ассимилированы черкесами, придерживались их обычаев и традиций. Возможно, это переселение произошло, в том числе и потому, что местные жители также испытали сильное черкесское влияние…

Во времена османского владычества вся территория бывших деспотата Феодоро и Капитанства Готия была личным доменом османского султана и называлась – «Татский Иль». Всё христианское население, оставшееся в горах называлось – таты. Среди них ЭвлияЧелеби отмечает тех, кто «говорили особым языком», он также упоминает, что из Татского Иля хан, когда ему надо, нанимает 800 лучших стрелков. Долгое время считалось, что этими стрелками были оставшиеся готы, однако к тому времени их уже и след простыл, - все они уже 1000 лет, как ассимилировались. По версии автора, этими стрелками, говорившими «особым языком» были черкесы, оставшиеся в горах после падения Феодоро, продолжавшие исповедовать Православие и великолепно владевшие оружием, особенно огнестрельным. Ведь именно черкесы придумали газыри – готовые патроны, которые потом стали вставлять в кармашки на груди…

В Черкесии очень популярным было – аталычество, когда семьи одного сословия своих детей отдавали на несколько лет в другую семью такого же сословия для получения правильного благородного воспитания. Это стало одним из способов установления отношений сюзеренитета - вассалитета. Как правило, обучение манерам вместе с выучкой военному искусству имело смысл подготовить воспитанника к будущим обязанностям и правам правителя. Обязательным правилом было отправить сына Крымского хана - мурзу в Черкесию для получения высокого аристократического образования, которым славилась в основном - Кабарда. В противном случае сын-мурза не мог претендовать на ханский престол. Дмитрий Кантемир писал: «Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному де¬лу или хорошим манерам в этой школе, считается «тенеком», т. е. нестоя¬щим, ничтожным человеком. Сыновья крымских ханов в тот момент, когда они увидели свет, отсылаются черкесам на воспитание и обучение»…

По прошествию срока обучения черкесские кланы выставляли на трон своего претендента из мурз, который имел определённое влияние также и на их землях. Есть сведения, что присягу на верность Крымскому ханству ханы давали на адыгском языке. Тамань и Закубанье, где жила основная часть черкесских народов, была союзной, но не подчинённой Крыму. Здесь неоднократно возникали территориальные вооружённые конфликты между крымскими татарами и черкесами, зачастую выливавшиеся в сражения, но практически всякий раз воинам гор удавалось унять аппетиты степняков. В 40-60 гг. XVII в., согласно материалам турецкого путешественника - Эвлия Челеби, каждое черкесское племя имело у себя по чингизиду, надеясь усадить на крымский трон своего ставленника. «Когда он (от нас) уйдет, - заявляли темиргоевцы, - это, может быть, станет залогом дружбы, он станет ханом, и нам от этого будет польза». Частая женитьба Гераев на черкесских княжнах чрезвычайно сблизила аристократические верхи Крыма и Черкесии, и привела к образо¬ванию в Черкесии самостоятельного сословия «хануко», идеального канала для связей между двумя странами…

Гераи в определённой степени зависели от военного потенциала Черкесии. Крымские ханы – «повелители двух материков», генетически ставшие адыгами, считали её своей вассальной территорией, но черкесские князья так не считали. Пик крымско-черкесских войн пришёлся на середину XVI в. - эпоху правления крымского хана Сахиб-Герая, которого поддерживал османский султан – Сулейман Великолепный. Войны эти преимущественно велись с Кабардой – восточным крылом Большой Черкесии и часто были для крымцев успешными. Из пленных черкесов при Сахиб-Герае стали формировать особую воинскую гвардию по примеру египетских мамлюков и турецких янычар, которая получила название – капы-кулу. Эвлия Челеби указывает, что некогда численность этой гвардии была – 12 тысяч, а в его время не превышала 3 тысячи воинов. Капы-кулу вели себя в точности как янычары, иногда даже решая участь ханов – быть им или не быть на троне. Конфликты у Крымского ханства с Кабардой продолжались и дальше, пока победа последней в Канжальской битве в 1708 г. не поставила на этом жирную точку…

Крымско-кабардинская война 1708 г. длилась несколько месяцев. Крымский хан Каплан-Герай совместно с турками выступил в поход на Кабарду с 35-тысячным войском, чтобы привести черкесских князей к покорности. Черкесов возглавил верховный князь Кабарды – Кургоко Атажукин. Началась затяжная и изнуряющая партизанская война, напоминающая боевые действия в персидско-скифской в 512 г. до н. э. Двенадцать человек из кабардинских княжеских фамилий якобы добровольно перешли на сторону крымцев, и стали вхожи в шатёр хана. Шатёр крымского хана на момент битвы стоял в Кабарде прямо на плато Канжал на высоте почти – 3000 м. В условленный момент ночью эти 12 черкесов вырезали большинство турецко-татарских командиров, и начался штурм их лагеря черкесами, которых было в несколько раз меньше. Однако началась паника и давка, и за ночь в ходе преследования практически всё войско хана было истреблено, спасся только он сам и несколько приближённых, - им просто позволили уйти…

В дипломатических взаимоотношениях между восточным крылом Большой Черкесии – Кабардой и Крымским ханством выдающуюся роль сыграл знаменитый мудрец, просветитель и дипломат – кабардинец Жабаги Казаноко, которому во время Канжальской битвы было 23 года. В 1720 г. он как парламентёр принял активное участие в противостоянии Кабарды и Крыма. В 1722 г. этот кабардинский дипломат вёл успешные переговоры с Петром I от имени верховного князя Кабарды. В 1747 г. в Бахчисарае в качестве посла Жабаги Казаноко предотвратил очередную крымско-кабардинскую войну. К событиям в Крыму, но уже второй половины XVIII в., непосредственное отношение имел ещё один известный деятель Кабарды - Исмаил-Бей Атажукин, происходивший из рода кабардинских верховных князей. Он учился в Петербурге, а во время русско-турецкой войны 1768-1774 г., 18-летним юношей три года вместе с отцом находился в Крыму до прихода русских войск в 1771 г. Возможно у его отца была дипломатическая миссия от российского правительства перед взятием Крыма. Измаил-Бей Атажукин был известен как автор плана мирного покорения Россией Кавказа и стал прототипом главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова – «Измаил-Бей»…

Черкесы продолжали проживать в Крыму вплоть до падения Крымского ханства в 1783 г., после чего они покинули Полуостров. Сегодня в Крыму осталось множество населенных пунктов и местностей, напоминающих об этом кавказском народе, жившем на протяжении тысячи лет на нашем Полуострове. Это каньон Черкес-Кермен у Холмовки, источник Черкес-Чокрак там же, плато Черкес-Тюз и высоты Черкез-Тау на Бельбеке, Черкес-Даг и Черкез-Кош - третья по высоте вершина на Бабугане, долина Черкес-Хош, речка Черкес-Узень и балка Черкес-Дере выше Артека, посёлок - Черкез (с. Ветрянка) на севере Полуострова под Раздольным, Черкес-Эли – село на реке Альма, Черкес-Тогай – село в районе Феодосии, селение Черкес-Кир в бассейне р. Кара-Эозан, Балатук (от болотокуай), а Эвлия Челеби упоминает ещё и черкесский аул в районе Белогорска. Сегодня историкам и краеведам пришла пора заполнить эту белую страницу истории Крыма…

Родословная князей Феодоро – Гаврасов, а также их связи с черкесскими князьями были исследованы и составлены совместно с председателем и архонтом «Общества Святого Феодора Гавраса» - Андреем Васильевым, автором книги «Загадка княжества Феодоро».

Подробно о связях черкесов с Крымом можно почитать в работах авторов:

Татьяна Михайловна Фадеева: «Правители княжества Феодоро или черкесский след»

Андрей Васильев: «Черкесы и государство Феодоро» и «Черкесские замки Крыма»

Самир Хотко: «Генуэзцы в Черкесии» и «Черкесия и Крымское ханство»

Фатима Озова: «К вопросу о происхождении княжеской династии в Черкесии» и «Черкесо-итальянские исторические пересечения и параллели»

А. А. Максидов: «Крымские ханы и черкесские князья»




Андрей Осташко

7 июль 2012 г, Таврида, г. Севастополь, Фиолент

3 июль 2015 г, Таврида, г. Севастополь, Делагардова балка

При копировании статьи, пожалуйста, ссылайтесь на источник www.ostashko.net
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)